В современном мире христианство существует в виде множества разделенных между собой конфессий. Порвав с Православием, эти конфессии все же имеют возможность с православием соприкоснуться. Ведь есть на земле место, которое эти сообщества в какой-то мере с нами соединяет. Речь, конечно, идет об Иерусалиме.
Именно в этом городе Христос Спаситель проповедовал и отдал Свою жизнь за всех людей. А потому Иерусалим все христиане считают своей духовной родиной. Почти все значимые места в Иерусалиме связаны с событиями жизни и смерти Христа. И нет такого паломника, который бы приехав в этот город, не посетил бы улицы «Виа Долороза» (в переводе с итальянского – “путь скорби”). Так называется маршрут с востока на запад Иерусалима, обозначающий путь, пройденный Христом от резиденции Пилата до места Распятия на Голгофе.
“Виа Долороза” состоит из девяти памятных мест, связанных с крестным путем Спасителя. Первые два места - это места, где Пилат озвучивал смертный приговор над Христом. Три пункта на Виа Долороза обозначают места, где Спаситель падал под тяжестью креста, который Ему приказали нести.
Еще четыре указателя на “Виа Долороза” стоят в местах, где Христос встретился со Своей Матерью, Симоном Киринейским, помогавшим ему нести крест, и другими сочувствовавшими Ему людьми.
История “Виа Долороза” - настоящий археологический детектив. Дело в том, что в первом веке нашей эры Иерусалим после восстания евреев был уничтожен римской армией.
Почти сто лет развалины города находились в запустении. Потом на месте города римляне построили новое поселение под названием “Элия Капитолина”. Фактически единственным объектом, который римляне оставили от прежнего Иерусалима, была стена храма Соломона - центра еврейской цивилизации. И то – только, чтобы евреи и прочие народы помнили, как Рим поступает с городами бунтарей. Оставшаяся в целости стена храма Соломона стала именоваться “Стеной плача”. Она существует до сих пор и послужила и до сих пор служит ориентиром для многих археологических реконструкций.
В частности, для Виа Долороза. Улица “Пути страданий” появилась в Иерусалиме благодаря западным монахам исследователям в 14 веке. Со временем вдоль нее были построены значимые христианские храмы, а завершением ее стал Храм воскресения Господня.
Современные археологи утверждают, что расчеты их коллег из 14 века были не совсем верны. И “Виа Долороза” должна была пройти, на самом деле, в стороне от ее нынешнего расположения. Но, по большому счету, это не так уж и важно. Ведь главную свою функцию улица по-прежнему исполняет - напоминает людям, ценой каких великих страданий им было дано спасение.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.