В современном мире христианство существует в виде множества разделенных между собой конфессий. Порвав с Православием, эти конфессии все же имеют возможность с православием соприкоснуться. Ведь есть на земле место, которое эти сообщества в какой-то мере с нами соединяет. Речь, конечно, идет об Иерусалиме.
Именно в этом городе Христос Спаситель проповедовал и отдал Свою жизнь за всех людей. А потому Иерусалим все христиане считают своей духовной родиной. Почти все значимые места в Иерусалиме связаны с событиями жизни и смерти Христа. И нет такого паломника, который бы приехав в этот город, не посетил бы улицы «Виа Долороза» (в переводе с итальянского – “путь скорби”). Так называется маршрут с востока на запад Иерусалима, обозначающий путь, пройденный Христом от резиденции Пилата до места Распятия на Голгофе.
“Виа Долороза” состоит из девяти памятных мест, связанных с крестным путем Спасителя. Первые два места - это места, где Пилат озвучивал смертный приговор над Христом. Три пункта на Виа Долороза обозначают места, где Спаситель падал под тяжестью креста, который Ему приказали нести.
Еще четыре указателя на “Виа Долороза” стоят в местах, где Христос встретился со Своей Матерью, Симоном Киринейским, помогавшим ему нести крест, и другими сочувствовавшими Ему людьми.
История “Виа Долороза” - настоящий археологический детектив. Дело в том, что в первом веке нашей эры Иерусалим после восстания евреев был уничтожен римской армией.
Почти сто лет развалины города находились в запустении. Потом на месте города римляне построили новое поселение под названием “Элия Капитолина”. Фактически единственным объектом, который римляне оставили от прежнего Иерусалима, была стена храма Соломона - центра еврейской цивилизации. И то – только, чтобы евреи и прочие народы помнили, как Рим поступает с городами бунтарей. Оставшаяся в целости стена храма Соломона стала именоваться “Стеной плача”. Она существует до сих пор и послужила и до сих пор служит ориентиром для многих археологических реконструкций.
В частности, для Виа Долороза. Улица “Пути страданий” появилась в Иерусалиме благодаря западным монахам исследователям в 14 веке. Со временем вдоль нее были построены значимые христианские храмы, а завершением ее стал Храм воскресения Господня.
Современные археологи утверждают, что расчеты их коллег из 14 века были не совсем верны. И “Виа Долороза” должна была пройти, на самом деле, в стороне от ее нынешнего расположения. Но, по большому счету, это не так уж и важно. Ведь главную свою функцию улица по-прежнему исполняет - напоминает людям, ценой каких великих страданий им было дано спасение.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России