Верить в человека – тяжело, едва ли не тяжелее, чем в Бога. Многие из нас на вопрос: «Зачем ты приходишь в Церковь» отвечают: «Я прихожу к Богу! А на всех этих людей, которые наполняют храм, стараюсь не обращать внимания, они мне никто…». В самом деле, как неприятны нам, переступившим порог храма, все эти люди, такие далекие от придуманного нами идеала христианина: сварливая старуха у подсвечника, толстопузый вечно спешащий куда-то священник, знакомый сосед, который всю жизнь был атеистом, а тут надо же - со свечкой стоит, многодетная мамаша с хнычущими детьми («ишь, нарожала…»). Мне тоже понятны эти неприязненные чувства к окружающим, тем самым ближним, которых мы по заповеди, вроде бы, должны любить…. И вот внутри у меня, священника, нередко происходит такой диалог с самим собой:
- Я не верю в людей.
-Почему?
-Да они ведь грешники, свиньи! Раз за разом вижу, как, несмотря ни на что, лезет из них одно и то же, снова и снова они подводят, на добро – отвечают неблагодарностью, дают обещания – и вновь и вновь их нарушают, возвращаются ко греху… В Бога верить – это да. А в людей – разве можно верить?
-Не только можно, но и нужно. Иначе – как исполнить заповедь о любви к ним? Любви к ближним без веры в них нет.
-Ну докажи, что в них можно верить!...укрепи во мне веру в человечество, покажи мне добрые примеры, что они, при всех их гадостях, остаются людьми!...
- Вера – уверенность в невидимом, доказательства тут ни при чем. Так же, как и вера в Бога.
-Что, и в людей?.. опять риск?
-Риск. А чего ты хотел. Как Бог рисковал – на крест пошел…
-Он что, еще и верит в людей?
-Конечно. И в тебя, в частности. Вот ты все спасаешься, предаешься аскезе, раз за разом уничижаешь себя на исповеди, но все никак не можешь избавиться от своих многочисленных грехов… Ты ведь сам в себя не веришь, в доброе, прекрасное в себе, и самого себя не любишь. И других людей не любишь и не веришь в них, всех изначально видишь грешными, погибающими, негодными … А Бог – верит в тебя. И в него, и в нее, и в них, и вон даже в тех. Как любящая мама верит в то, что ее сын – хороший. Даже если он – наркоман, или сидит на скамье подсудимых… Сердце любящей матери не лжет. Тем более – любящее сердце Бога. Оно верит.
Попробуй хоть раз посмотреть на людей глазами веры. Но предупреждаю: это тяжело. Скорее всего, если последуешь по этому пути – веры в людей - окажешься на кресте. Ты ведь христианин, не так ли? Не хочешь же ты сказать, что хотел бы и христианином быть – и креста избежать?
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.