
— Маргарита Константиновна, вам какой вариант картины Ивана Айвазовского «Сотворение мира» больше по душе — тот, что висит перед нами в Русском музее, или который хранится в Венеции?
— Знаете, Андрей Борисович, я бы не стала разделять эти два полотна, написанные с разницей в двадцать с лишним лет. Каждое из них имеет свою ценность, а вместе они показывают, как с годами изменилось у художника восприятие первых строк библейской Книги Бытия. Вот этих, помните? «В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою...».
— Конечно, помню! Там дальше ещё: «И сказал Бог: Да будет свет! И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош. И отделил Бог свет от тьмы». Вот это рождение света и хотел показать художник.
— И он нашёл неожиданный вариант. Мгновения Сотворения мира Иван Константинович распознал в морской стихии, столь близкой ему. Первый вариант картины художник написал в двадцать три года. Я видела эту работу в Венеции, и она врезалась мне в память: море, лучи солнца, золотой свет, разливающийся во тьме над бушующими волнами, и самое яркое пятно — отчётливый силуэт Творца в сиянии славы.
— Мне тоже довелось лицезреть это полотно. Оно и впрямь производит сильное впечатление.
— А в 1841 году картина стала настоящей сенсацией. Айвазовский в то время совершенствовал мастерство в Италии как стипендиат Императорской академии художеств, и там представил свою работу публике. Итальянские критики приняли её с восторгом! Они говорили, что никто прежде так живо и достоверно не передавал игру света и воды.
— А вот интересно, картиной восторгались исключительно как пейзажем? Или её оценили и как религиозное произведение искусства?
— Думаю, что оценили. Неспроста же папа Римский Григорий Шестнадцатый наградил Айвазовского золотой медалью Ватикана и захотел купить полотно.
— И купил, насколько я помню?
— Художник даром отдал понтифику свою картину. Она долгое время украшала папские покои, прежде чем была подарена армянскому монашескому ордену в Венеции.
— А как вы думаете, Маргарита Константиновна, почему Айвазовский вернулся к сюжету Сотворения мира ещё раз спустя много лет?
— Наверное, потому что эта тема его волновала, как всякого верующего человека. К тому же, всегда интересно повторить тот опыт, что удался тебе в молодости, пройти ещё раз путь, который был увлекательным и успешным.
— Это точно. Творческим людям часто хочется вернуться к прежним достижениям. И далеко не у всех получается их воспроизвести.
— У Айвазовского более чем получилось. Картину, которую мы видим перед собой в Русском музее, он написал в 1864 году, уже будучи зрелым мастером. Она контрастней, динамичней, выразительней. В ней есть новые детали. Например, вот здесь, справа, взгляните: таинственное красное свечение рассеивает кромешную тьму. На мой взгляд, это удачная находка, символ рождения. Ведь красный — цвет жизни.
— А мне нравится, что здесь сияющая фигура Творца написана не столь явно, как в юношеском варианте картины. Силуэт Бога в небе не сразу и распознаешь. Он словно соткан из ослепительно белых облаков.
— Эта деликатность — пожалуй, принципиальное отличие шедевра Русского музея от картины итальянского периода. Произведение Ивана Айвазовского «Сотворение мира», что хранится в Венеции — вдохновенная иллюстрация к Книге Бытия. А одноимённое полотно, что висит перед нами в Русском музее — философская работа. Она не только заставляет размышлять об истоках мироздания, но и свидетельствует о том, что присутствие Бога в нашем мире несомненно.
22 июня. О духовном смысле праздника Всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодня 22 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий (Рыпин).
Эта дата в этом году особенно удивительна, потому что именно 22 июня 1941 года, в День Всех Русских Святых началась Великая Отечественная война.
Если не только эту дату вспоминать, а вообще вспоминать землю русскую, то мы вспоминаем поимённо всех русских святых в этот день, свидетельствуя о том, как много наших предков и даже почти наших современников уже в двадцатом столетии было причислено к лику святых.
Чтобы явить нам плод этого спасительного сеяния, которое было посеяно Господом на русской земле с основанием Русской Церкви, потому что за неделю до того мы праздновали Всех святых, а в этот день мы сугубо вспоминаем именно русских святых, как тот плод, который произрастила русская земля уже, русский народ.
И для нас это чрезвычайно важно, потому что их молитвами утверждается Церковь Русская.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О важности сохранения народных промыслов

Сегодня 22 июня. День народных художественных промыслов.
О важности сохранения народных промыслов — протоиерей Игорь Филяновский.
День народных художественных промыслов — молодой праздник, и он совсем недавно появился на карте наших культурных событий.
С инициативой учреждения такой даты выступило в 2018 году Законодательное собрание Нижегородской области. Эта идея была поддержана правительством России, и в 2022 году праздник был установлен официально.
Россия — многонациональная страна, и в каждой области есть свои старинные обычаи и традиции, связанные с народными промыслами и художественным мастерством по производству сувениров и предметов быта.
Всемирно известны городецкая, жостовская, хохломская росписи, палехская миниатюра, торжокское и адыгейское золотое шитьё, вологодское кружево, оренбургские пуховые платки, ростовская финифть, красносельская скань, казаковская филигрань, гжельский фарфор, каслинское литье, дымковская игрушка, тверская вышивка, тульский пряник, клинская ёлочная игрушка.
В мире, где всё больше ценится уникальность и ручная работа, российские народные художественные промыслы становятся настоящей гордостью всей нашей страны.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 июня. О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину

Сегодня 22 июня. День памяти и скорби.
О сохранении исторической памяти и обязанности христианина защищать Родину — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин обязан защищать свой дом, свою семью, своих родителей, своих детей. И уж тем более, понятно, он должен защищать своё Отечество.
Нет выше той любви, кто душу свою положит за други своя. И, конечно же, это особенно открывается тогда, когда нужно встать на защиту своего Отечества. Независимо даже от того, хорошее оно или в той или иной степени не очень.
Когда началась Великая Отечественная война, именно Церковь больше всего потерпела от той политики, от того государства, которое уничтожало священнослужителей, верующих. Но когда началась война, митрополит Сергий призвал всех встать на защиту Отечества.
И весь наш народ, верующий народ, встал и пошёл защищать своё Отечество, защищать свой дом, свою Родину. И в этом и есть настоящее проявление любви, проявление любви и к Богу, и к Отечеству не только земному, но и небесному. Потому что оно открывается нам в Отечестве земном.
Поэтому и для нас не должно быть вопроса —защищать или не защищать. А это наша святая обязанность — любить своё Отечество до конца дней своих, стоять на защите его, независимо от того, как, что и где происходит. Но проявлять эту любовь до конца.
Все выпуски программы Актуальная тема