Великая Среда

Встречаем Пасху - Великая Среда
Поделиться
Помазание Христа миром

Автор гравюры: Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

В Великую Среду в храмах звучит удивительный молитвенный гимн – стихира «яже во многие грехи впадшая жена…». Мы привыкли, что большинство литургических текстов принадлежат перу выдающихся богословов-мужчин. Но автор этого гимна – инокиня Кассия, одна из умнейших и красивейших женщин Византии.

Кассия жила в девятом веке, происходила из знатной семьи. Её духовным наставником был преподобный Феодор Студит. Кассия едва не стала невестой императора Феофила. На смотринах он обратился к девушке со словами: «Все зло произошло от женщины», имея в виду Еву. «Да! Но и всё добро произошло от женщины», – напомнила Кассия о Пресвятой Богородице. Феофилу не понравилось, что ему перечили, и Кассия не стала императрицей. Вскоре Кассия приняла монашество. Она всегда занималась литературным творчеством. Её перу принадлежат также стихиры на Рождество Христово и часть канона Великой Субботы. Спустя тысячу лет мы слушаем строки, в которых бьётся её живое сердце, скорбит и плачет её бессмертная душа.

Стихира «яже во многие грехи впадшая жена…» посвящена, отчасти, другой женщине. Той, которая умастила драгоценным миром Сына Божия на вечере в доме Симона – прокажённого, в Великую среду. Евангелист Лука называет её раскаявшейся грешницей.

Помазание в том время было одним из проявлений священнодействия. Оно означало Божье благословение. Помазывались цари, первосвященники, существовал также ритуал помазания умерших. Женщина возлила миро на главу Христа и тем самым оказала ему особые почести. Она указала на его царский и первосвященнический статус, а также невольно пророчествовала о скорой смерти и погребении Сына Божия.

Евангелисты не приводят никаких слов той раскаявшейся грешницы. Но свой голос ей дала инокиня Кассия:

“Отпусти мне грехи, как я распустила волосы
Полюби меня, любящую Тебя, заслуженно ненавидимую всеми…”

“Увы мне…
Прими мои источники слез,
из облаков изводящий воду моря…

Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует?
Спасающий души, Спаситель мой,
меня, рабу Твою, не презри,
имеющий безмерную милость!”

В этих строках есть и особая смелость, и особая кротость. Это личное общение с Богом, которое строится на любви и на глубокой вере.

Кассия противопоставляет грешную жену и Иуду, который в тот же вечер решился на предательство:

“Когда грешница приносила миро,
тогда ученик сговаривался с беззаконниками.
Одна радовалась, тратя миро драгоценное,
другой же спешил продать Бесценного.
Та Владыку познавала,
а этот от Владыки отдалялся.
Та свободу получала,
а Иуда становился рабом врага.
Страшное дело – небрежение,
великое – покаяние:
даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас,
и спаси нас…”

Это два разных пути, говорит нам Кассия: щедрость и алчность, покаяние и предательство, любовь и злоба. Один из них – путь жизни, другой – путь смерти.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (12 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...