У нас в гостях были клирик московского храма святителя Митрофана Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль» священник Дмитрий Николаев и участник этого музыкального ансамбля, заведующий одной из лабораторий Тимирязевского института Михаил Осетров.
Разговор шел о вере, творчестве и о том, как могут церковное служение и музыка соединяться в жизни человека.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР»
Эфир: 31.10.2018.
Гости: священник Дмитрий Николаев, Михаил Осетров.
Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Здравствуйте, дорогие слушатели!
Здесь, в студии светлого радио, приветствуем вас мы — Алла Митрофанова...
А.Митрофанова:
— ... Алексей Пичугин.
А.Пичугин:
— И сегодня здесь, в этой студии, вместе с нами и с вами, эту часть «Светлого вечера», ближайший час проведут священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль», композитор и командир экспедиции в рамках проекта «Общее дело. Возрождение храмов Севера», деревянных храмов... Здравствуйте!
О.Дмитрий:
— Добрый вечер!
А.Пичугин:
— ... и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий лабораторией кафедры охраны труда Тимирязевской Академии. Здравствуйте!
М.Осетров:
— Добрый вечер!
А.Пичугин:
— Я так понимаю, что отец Дмитрий и Михаил — вместе составляют ансамбль «Летучий корабль»?
О.Дмитрий:
— Совершенно верно. Мы составляем часть этого ансамбля.
А.Пичугин:
— Часть ансамбля, да. То есть, ансамбль — он, всё-таки, не дуэт, а это — союз достаточно большого количества музыкантов?
О.Дмитрий:
— Да, мы стараемся соответствовать названию. Если мы вспомним эту сказку, то там...
А.Митрофанова:
— «Земля, прощай! В добрый путь!»
О.Дмитрий:
— Нет, мультфильм немножко отличается от сказки от настоящей. Дело в том, что в этой сказке Иванушка — он собирал себе друзей на этот корабль на свой. И кого встречал — всех себе собирал, и они вместе отправлялись на различные подвиги.
А.Пичугин:
— Вы по такому принципу формируете состав?
А.Митрофанова:
— Всех, кого встретите, всем — добро пожаловать на борт?
М.Осетров:
— Все, кто подходит.
О.Дмитрий:
— Ну... встреча должна быть обоюдной. Если случается...
А.Пичугин:
— О, я тут на кахоне недавно играл — возьмите и меня!
А.Митрофанова:
— А я с Лёшей дружу — возьмите и меня тоже!
М.Осетров:
— Уже... уже...
А.Митрофанова:
— ... переполнен корабль, да?
А.Пичугин:
— Вот, так нас не взяли!
А.Митрофанова:
— Да!
О.Дмитрий:
— Нет, мы можем вас взять. Приглашаем каждого! Каждому найдётся место на «Летучем корабле»...
А.Митрофанова:
— А куда летим-то?
О.Дмитрий:
— За счастьем, конечно!
А.Митрофанова:
— За счастьем... все очень по-разному это понимают!
О.Дмитрий:
— Конечно, да.
А.Митрофанова:
— Как понимаете Вы?
О.Дмитрий:
— Я сразу столько... обо всём сразу начинаю думать — о стольком, что даже затрудняюсь что-либо одно выделить.
А.Митрофанова:
— Вы — священник, и, при этом, у Вас такое, очень серьёзное, увлечение музыкой, у Вас собственный ансамбль. Что, всё-таки, для Вас важнее? Что — на первом месте? Как Вы приоритеты расставляете?
О.Дмитрий:
— Разумеется, на первом месте — священство. Это даже не обсуждается. Но... это увлечение — его... я его тоже не могу вычеркнуть из жизни. Я пытался его задушить, но... в общем... не удалось.
А.Пичугин:
— Но это идёт из юности, да, я так понимаю?
О.Дмитрий:
— Дело в том, что это — моя профессия. Я закончил Академию Гнесиных...
А.Пичугин:
— По классу?
О.Дмитрий:
— Я играл на барабанах, играл джаз, участвовал в рок-группах. Поэтому... ну... я музыке отдал много, много лет своей жизни. И это такой, всё-таки, дар от Бога...
А.Митрофанова:
— ... который нельзя зарывать в землю.
О.Дмитрий:
— ... а дар нельзя зарывать в землю, поэтому...
А.Пичугин:
— А Вы к музыке как пришли? Потому, что... ну... всех нас когда-то отдавали в музыкальные школы... тебя же отдавали?
А.Митрофанова:
— Нет.
А.Пичугин:
— Понятно. Ну, почти всех отдавали — всех, кроме Аллы, всех отдавали в музыкальную школу. Вот, меня, например... сто раз рассказывал... с первого класса оттуда попросили, потому, что — за полное отсутствие таланта, но у кого-то это прорастает не просто в какое-то школьное увлечение, а потом этот дар, как Вы его называете, развивается и доходит до Гнесинки, до Консерватории. У Вас так было, или у Вас...
О.Дмитрий:
— У меня было интересно...
А.Пичугин:
— Да, ну-ка, ну-ка...
О.Дмитрий:
— Моя мама не отдала меня в музыкальную школу. Специально.
А.Митрофанова:
— Вы сами пошли?
О.Дмитрий:
— Нет, я так и не закончил музыкальной школы, и не учился в ней ни одного дня.
Она очень не хотела, чтобы я стал музыкантом.
А.Митрофанова:
— И Вы сами, минуя музыкальную школу, поступили в Гнесинку?
О.Дмитрий:
— Нет, я поступил сначала в музыкальное училище. Это было не в Москве. Я учился в нескольких музыкальных училищах — учился в одном, переводился в другое... Более того, когда я поступал в училище после восьмого класса, то у меня в моём свидетельстве об образовании, в графе «музыка» было написано «не изучал».
А.Митрофанова:
— Забавно! Подождите, ну вот... Вы из джаза, и при этом Вы — священник. А что было раньше в Вашей жизни? Вы — из церковной семьи, или это то, к чему Вы пришли...
О.Дмитрий:
— Нет, я не из церковной семьи. Семья стала воцерковляться, когда я стал подростком. У меня мама стала воцерковляться сильно — стала старостой храма. Сестра моя стала петь, училась в регентской школе в Сергиевом Посаде, сейчас замужем за священником, у них — восемь детей.
А.Митрофанова:
— Ого! А у Вас?
О.Дмитрий:
— У меня — семь.
А.Митрофанова:
— Отстаёте пока немного! Ну, это, я думаю, вопрос времени.
Семеро детей, при этом — служение священническое, и при этом ещё такое серьёзное музыкальное увлечение...
А.Пичугин:
— И ещё нельзя забывать про храмы Севера!
А.Митрофанова:
— ... храмы Севера. А как Вы справляетесь?
О.Дмитрий:
— Ну... я хочу сказать, что это такая потребность. Если я этого не буду делать, я совсем не смогу ни с чем справляться.
А.Пичугин:
— О, это я Вас хорошо понимаю!
А.Митрофанова:
— Лёша не на север ездит, Лёша ездит в Суздаль — копает...
А.Пичугин:
— Поближе, в Суздаль, но там — та же история.
А.Митрофанова:
— Примерно, да.
А.Пичугин:
— А скажите, пожалуйста, Михаил...
М.Осетров:
— Да!
А.Пичугин:
— Вот, у Вас ситуация с музыкой была другая — да, видимо?
М.Осетров:
— Ну... она была и похожая, и другая, в то же время. Я в музыкальной школе учился. Ну, меня отвели — мама отвела в музыкальную школу, сказала: «Проверьте, пожалуйста, молодого человека!» Меня сразу захотели взять на класс скрипки — потому, что очень хороший слух. Определили, но... что-то как-то... мама не готова была к такому развитию событий — насчёт скрипки, там... вот этих звуков. Она мечтала, чтобы я пианистом стал. И меня отдали на класс фортепиано. Я закончил, успешно достаточно. Ну, по крайней мере, по специальности пятёрку получил. Не знаю, жива сейчас моя учительница или нет — порядка десяти лет назад я с ней созванивался — она меня очень хорошо запомнила. Говорит: «Ты всех поразил на выпускном экзамене...»
А.Пичугин:
— Ну, Вы с двумя гитарами пришли в эту студию...
М.Осетров:
— Ну, да... ну... я — в двух словах. Ну... тем не менее, по мере окончания музыкальной школы, я заболевал рок-н-роллом — тем же наркотиком, «Битлз», там, слушал и так далее, советские пластинки выходили...
Я экономил на обедах, ходил... 30 копеек стоил обед — на эти деньги покупал лотерейные билеты в магазине Ивана Фёдорова, и уже свой способ разработал, как доставать выигрышный билет — там... по ощущениям... типографских артефактов всевозможных, и выигрывал стабильно 50 копеек, и у меня огромная коллекция пластинок образовалась советских ВИА. Ну... у меня, там, ещё была дружба с продавщицей — она мне всё демонстрировала, я, на свой вкус, всё выбирал... у меня все эти пластинки до сих пор сохранились.
А.Митрофанова:
— Так, это же сейчас огромная ценность!
М.Осетров:
— И на этой почве я стал очень сильно гитарой увлекаться, в общем... выпилил первую гитару сам, и так далее.
А.Пичугин:
— Ну, как Брайан Мэй, прямо!
М.Осетров:
— Да, да...
А.Пичугин:
— А тоже из каминного дерева?
М.Осетров:
— Был бы камин, его бы не осталось — была бы гитара. Но... из плитки газовой не выпилишь... ну, в общем — журналы. «Моделист-конструктор» — я всё время техникой занимался, «Юный радиолюбитель», там... отец помогал — ну, в общем...
А.Митрофанова:
— Потрясающе!
М.Осетров:
— Так настойчиво я до конца довёл это дело, и у меня даже записи старинные там всякие остались, и...
Сразу взялся за дело, сразу выучил... там... несколько песен «Sweet», ну... пел, играл. Потом в школе играл на танцах.
А.Митрофанова:
— Насколько у нас сегодня многогранные гости в студии! Вот, Михаил сейчас рассказывает об этом музыкальном увлечении — при том, что Вы заведуете одной из лабораторий в Тимирязевской Академии — это Ваше основное, я так понимаю, место работы?
М.Осетров:
— Да, да...
А.Митрофанова:
— И Вы — певчий в храме.
М.Осетров:
— Да. Ну, дело в том, что... ну... у меня дочь — здесь я далеко позади остался по количеству... как бы, вот...
А.Пичугин:
— Детишек.
М.Осетров:
— ... да, детишек... ну, и двое внуков уже — внучка и внук. Не знаю, может быть, что-то ещё изменится...
А.Митрофанова:
— Это — правда, всё возможно в этой жизни!
М.Осетров:
— Всё — с Божьей помощью. Так...
А.Митрофанова:
— Про храм. Как же это так получилось, что Вы стали певчим?
М.Осетров:
— Да, мы ходили с женой и с дочкой на Новослободскую, в Пименовский храм, и в Воскресную школу водили дочку. И она там на клиросе пела — причём, замечательный у неё голос — лучше всех, так, со стороны. И там — профессиональный хор. Мне тоже очень нравилось его стоять и слушать, я всё время примерялся, и приходил к выводу, что я бы тоже смог — вполне. Ну, поскольку я в музыкальной школе пел в хоре — один из любимых учеников нашей учительницы по хору был.
Но... как-то... подступиться — не было ни повода, ни возможности. Дела какие-то всё время появлялись. А тут вот, в ближайшем храме, в приходском календаре, который ежемесячно издаётся, жена увидела объявление, что набираются в певческую школу люди. Она говорит: «Я — пойду». Я говорю: «Я не могу, мне некогда...» — там, у меня дела свои, и музыкальные проекты — я в разных участвовал. Но... как-то... жену одну я, всё-таки, не рискнул отпустить...
А.Митрофанова:
— Настоящий мужчина!
М.Осетров:
— Да, и решил, всё-таки, с ней пойти.
Вот. А там — пришёл, собственно, меня спросили: «А ты можешь что-нибудь... молитву какую-то... или спеть тропарь... ну... что-нибудь из церковного Богослужения?» Я говорю: «Нет, могу только сыграть... „Lady Madonna“ Битлз спеть».
А.Пичугин:
— Сказали: «О, классно, давайте!»
А.Митрофанова:
— «Давайте, приходите к нам в хор!»
М.Осетров:
— Да, сыграл! Они... так... удивились, в общем-то, и говорят: «Ну, хорошо... но слишком по-эстрадному звучит. Тебе придётся себя ломать, потому, что тут — другой подход к звуку. Он у тебя очень открытый, такой... такая подача звуковая, а тут надо — закрытый. Ну, попробуй...» Ну, и, тем не менее, через полгода уже меня... можно сказать... взяли уже совсем, и внесли в общий табель, я достаточно быстро всё освоил, и вот — около десяти лет... наслаждаюсь своей судьбой.
А.Пичугин:
— Есть храмы, где достаточно эстрадный подход... к хору. Ну, по крайней мере, мне встречалось. Ну, насколько на мой... там... непрофессиональный слух это воспринимается — это такое... вполне эстрадное.
Смотрите, Вы нам обещали, что сегодня будут премьеры песен: четыре песни — четыре премьеры... так, отец Дмитрий?
О.Дмитрий:
— Две премьеры.
А.Пичугин:
— Две премьеры? А вот сейчас у нас — премьера будет, или нет?
О.Дмитрий:
— Сейчас — нет, сейчас мы вам исполним песню...
А.Пичугин:
— Так или иначе, для нас — премьера.
О.Дмитрий:
— Да, и для многих людей. Потому, что мы эти песни, которые сегодня исполним, исполняли всего несколько раз на нескольких концертах. Так, что, фактически — это тоже премьеры.
А.Пичугин:
— Как называется песня?
О.Дмитрий:
— Песня называется «Бегу», и она посвящена всем жертвам мегаполисов.
А.Пичугин:
— Вживую, да?
О.Дмитрий:
— Вживую, да.
А.Пичугин:
— Вот, замечательно! Я же говорил — две гитары у нас сейчас... принесли наши гости, и сейчас, с удовольствием, для нас, для вас, для всех — сыграют песню «Бегу»!
-ПЕСНЯ-
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Митрофанова:
— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня — священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль», композитор и командир группы-экспедиции проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, тоже участник музыкального коллектива «Летучий корабль».
И вот, мы сейчас, в исполнении наших гостей, услышали песню, которая называется «Бегу». И вы знаете... у меня, как у человека, который, конечно, лишён совершенно музыкального образования, но, при этом, у меня, как у слушателя, тоже иногда возникают какие-то вопросы, может быть, даже не столько музыкального характера, сколько касающиеся содержания.
И вот, я вслушивалась в эти слова очень мелодичной, действительно, песни, и всё... но мне хочется спросить... потому, что... я так понимаю, что и слова Ваши, и музыка — Ваша, да?..
О.Дмитрий:
— Да, это мои песни.
А.Митрофанова:
— Вот... отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о герое этой песни. Насколько Вам лично знакомы те переживания, о которых Вы поёте? Или же это Ваше стороннее наблюдение, как священника?
О.Дмитрий:
— Невозможно ничего написать... честно... не переживая. Поэтому, конечно, здесь есть и моё, здесь есть и какой-то собирательный образ. Разумеется, здесь... ну... наша жизнь — мне приходится многое слышать.
А.Митрофанова:
— Вот почему я об этом спросила — потому, что... ну, конечно, герой этой песни — это не Форрест Гамп, тот человек, который — если бежит, то он, даже когда бежит, он... что-то важное потом из этого получается. А здесь — человек, который... для которого бег, как ритм жизни... наверное, потерявшей смысл. И вот...
О.Дмитрий:
— Человек, ищущий этот смысл...
А.Митрофанова:
— Ищущий, всё-таки?
О.Дмитрий:
— ... измученный вот этой суетой. Постоянным бегом, который вынуждает его двигаться и что-то делать. Он хочет остановиться и понять, вообще, что происходит, куда ему идти дальше, чем ему жить.
А.Митрофанова:
— Насколько Вам знакомо это состояние? Вот я что хочу понять.
О.Дмитрий:
— Мы все живём в большом городе. Нам это всем должно быть знакомо очень хорошо.
А.Митрофанова:
— И при том, что Вы священник, всё равно получается, что Вы чувствуете вот эту суету, она в Вас проникает?
А.Пичугин:
— А Вам, вообще, в мегаполисе жить — комфортно?
О.Дмитрий:
— Везде... ну, как... свои плюсы, свои минусы — во всём. Мы можем, конечно, говорить, что нам тут не нравится жить, что мы устаём от этого шума, от этого ритма сумасшедшего, но, я боюсь, что если мы окажемся в очень спокойной обстановке, мы захотим вернуться сюда. Потому, что мы очень привыкли к этому. Но — в стремлении, всё равно, есть — как-то разделять это...
А.Митрофанова:
— Наверное, поэтому, Вы так...
О.Дмитрий:
— ... суету... Вы говорите — проникает ли суета? Ну, конечно, она проникает. Её постоянно из себя пытаешься изгнать, но... но... всё время враг пытается человека... у человека выбить почву из-под ног. Чтобы человек не думал, не контролировал себя, всё время чтобы отвлекался. Чтобы вот это вот «клиповое сознание» пропитало всего человека. А наша задача — этому противостоять, и, делая быстро, внутри оставаться спокойными людьми.
А.Митрофанова:
— Поэтому Вы, наверное, так любите на Север ездить, в Ваши экспедиции?
О.Дмитрий:
— Это, конечно, очень связано.
А.Пичугин:
— Вы могли бы там поселиться? Или, всё равно... ну... то, о чём Вы говорите... будет не хватать... вот этого ритма?
О.Дмитрий:
— Ну... на всё же воля Божия! Вот, надо в тех условиях, в которых мы оказываемся, в тех и жить. Если потребуется поселиться — ну, значит, будем селиться, и будем... как-то осваиваться, придумывать что-то...
А.Пичугин:
— Вы так отвечаете на этот вопрос... Понятно, что многие священнослужители бы так и ответили: «На всё воля Божья, надо стараться там вот, где ты живёшь, на своём месте... но если вот будет воля Божья...», а есть же, при этом, собственное... даже не то, что желание... а — ощущение своей принадлежности и жизни. Я не зря спросил про мегаполис — я хорошо Вас понимаю. Я вот, например, очень комфортно себя чувствую в среде большого города, где всё — быстро. Я понимаю, что я живу очень быстро, потому, что я, при этом при всём, очень люблю какое-то количество времени в году проводить вдалеке от большого города, от суеты — совсем в такой, деревенской, атмосфере. Но я и там живу быстро. И мне кажется, что все, кто меня окружает при этом, невероятно медлительны. Я очень много лет привыкал к тому, что... и привык, наконец... когда я прихожу в маленький магазин, в сельпо... если раньше я очень раздражался: ну, почему нельзя сказать: «Мне нужен хлеб, конфеты, консервы... там... я не знаю... что-то ещё, ещё, ещё... всё. Спасибо, до свиданья, я пошёл», — «Ой, милочка... мне конфеток вот тех килограмм... нет... лучше вот этих, полкило. Как дети-то?... О-о, хорошо, да... А вот ещё — буханочку чёрного... да-да-да-да-да... вот... и вот того, да...» — и вот каждая покупка, она превращается в событие!
А.Митрофанова:
— Так это же прекрасно! Это же инструмент коммуникации! Просто люди получают какую-то очень важную для себя информацию. Даже не столько информацию, сколько... ну... там же и эмоции, и человеческое участие, и тепло... мне кажется...
А.Пичугин:
— Шесть лет я к этому инструменту привыкал!
О.Дмитрий:
— Ну, надо понимать, что в сельской местности магазин — это, вообще, место встречи.
А.Митрофанова:
— Конечно! Это — интернет! Где ещё информацию черпать о том, что в мире происходит? Конечно, там!
О.Дмитрий:
— Да... все новости — все там, все обсуждения — все там...
А.Митрофанова:
— Абсолютно, абсолютно! Причём, порой, гораздо более с человеческой какой-то интонацией, чем то, что... какие-то обсуждения в социальных сетях и так далее.
О.Дмитрий:
— Если говорить совсем честно, то...
М.Осетров:
— И — автолавки, я добавлю тоже...
А.Пичугин:
— И — автолавки.
М.Осетров:
— Тоже — очень подходят. Это — если нет магазина, то — точка... сбора.
А.Пичугин:
— Да-а-а...
О.Дмитрий:
— ... Вы говорите — уехать... сейчас я не готов к этому. Я не готов, наверное, в большей степени, из-за детей.
А.Митрофанова:
— Ну, семеро — да! Это ж школа должна быть...
О.Дмитрий:
— Потому, что дети должны расти, дети должны учиться... вот. Поэтому, конечно, в этом смысле, город большой — он, скорее, помощник.
А.Митрофанова:
— Я согласна с Вами. Потому, что, конечно, это — проблема, куда... потом — дальнейшее образование, куда-то в институт поступать — это... большой город гораздо больше даёт возможностей, правда.
Михаил, а Вы, когда исполняете эту песню, проецируете на себя состояние героя, знакомо оно Вам, или это, скорее, такой... отстранённый для Вас образ?
М.Осетров:
— Нет, не отстранённый. Я... сначала, конечно, я думаю о музыке, в основном, потому, что передо мной конкретная задача стоит...
А.Митрофанова:
— Как музыкант.
М.Осетров:
— Я не просто должен стоять и подпевать — я же играю на гитаре, инструменталист. Но, тем не менее, смысл песни для меня очень важен. Потому, что я, собственно, сам сочиняю песни, и очень много текстов тоже сам написал. Я... багаж у меня... так сказать... я думаю о том, как бы его продемонстрировать как можно большему числу людей. Что-то в ю-тюбе, там, выложено... можно найти очень просто: попытаться найти — сразу выскочит... я уже...
А.Митрофанова:
— Забить просто «Михаил Осетров», да?
М.Осетров:
— Да, да... да, и у меня — огромное количество просто «неотмастерённых», немножко... там... требующих подчистки небольшой, редакции, песен. Ну, у меня группа была, и все песни — моего сочинения, собственно, без исключения.
А.Митрофанова:
— Здорово!
М.Осетров:
— Единственное — тексты мне помогали некоторые поэты сочинять, но — половина моих.
А.Митрофанова:
— А вот «Летучий корабль» — всё-таки, что отличает этот музыкальный коллектив? Как вы для себя сами определяете, в чём ваша уникальность?
О.Дмитрий:
— Ну, об уникальности судят, по-моему, не сами исполнители.
А.Митрофанова:
— Музыкальные критики?
О.Дмитрий:
— Ну, на самом деле, ничего... ну... не определяется. Я — ничего не определяю. Я делаю то, что я не могу не делать.
Я говорю, я пытался же... ну... не писать... как говорится, «можешь не писать — не пиши». Вот, у меня не получилось. Я даже, когда песню какую-нибудь сочиню: «Ну, всё — последняя!», а потом — раз... ну... она как-то... раз — и рождается сама — новая. Ну... куда деваться?
А.Пичугин:
— Сейчас, прежде, чем мы перейдём к новой песне «1+1», расскажите...
О.Дмитрий:
— Как раз, в начале передачи, Вы спросили о счастье...
А.Пичугин:
— Да.
О.Дмитрий:
— Я, конечно, погорячился, когда сказал, что мы на «Корабле» за счастьем летим — у нас многофункциональные задачи. Вот... Счастье — вообще, такая вещь... эфемерная. По большому счёту. Но... вот эта песня — она, как раз, о счастье. Может быть, единственная песня у нас об этом. И она о том, что мы всё время бежим за этим счастьем, и часто оказывается, что оно — фальшивое.
А.Пичугин:
— Ага...
А.Митрофанова:
— Опять какая-то печаль! Ну, давайте, послушаем...
А.Пичугин:
— Ну, и сразу напомним — у нас потом, после песни, будет небольшой перерыв — что в гостях сегодня у светлого радио участники коллектива «Летучий корабль» — священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, командир одной из экспедиций в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», а также Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий лабораторией кафедры охраны труда Тимирязевской Академии. Мы слушаем песню «1+1».
-ПЕСНЯ-
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Митрофанова:
— Ещё раз — добрый светлый вечер, дорогие слушатели!
Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова, и, с удовольствием напоминаем, что у нас сегодня в гостях священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль», о котором мы сегодня говорим, композитор, и ещё отец Дмитрий — руководитель одной из экспедиций в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» — мы уже немножко поговорили в первой части программы о том, что дают эти экспедиции человеку, который живёт в мегаполисе — и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий одной из лабораторий Тимирязевской Академии, и так же — участник музыкального коллектива «Летучий корабль». Сегодня этот коллектив у нас представлен дуэтом замечательным — в его исполнении мы уже услышали две композиции. Впереди — ещё два, но к ним мы плавно подойдём, а пока мне хотелось бы вот про эту песню «1+1» тоже немного с вами поговорить.
Всё-таки, ну, вот... мы про счастье тут начали размышлять... «мнимое счастье» — формулировка, которая у вас там звучит... «безблагодатный плен, в который мы спешим в погоне за счастьем...» и так далее, и так далее.
Действительно, очень часто от православных людей мне приходится слышать о том, что счастье — оно... ну... это вот что-то такое... эфемерное. При этом, вы знаете, я когда об этом слышу, мне как-то, внутренне, становится немного грустно, потому, что... мне кажется — а в чём проблема-то в том, чтобы православному человеку здесь и сейчас, на земле, быть счастливым? Я не знаю... мне кажется, вот эти слова, про то, что «на свете счастья нет, но есть покой и воля» — вот они мне тоже не очень понятны.
О.Дмитрий:
— Я с ними тоже не хочу соглашаться!
А.Митрофанова:
— Потому, что я, например...
А.Пичугин:
— Это Вы все с Пушкиным не хотите соглашаться?!
А.Митрофанова:
— Ну, прости... да, Лёша, ты знаешь моё трепетное отношение к Александру Сергеевичу Пушкину — я считаю, что из всех, рождённых на земле, он — один из первых... вообще... и так далее, и для меня он... как бы... некий идеал...
М.Осетров:
— А здесь — я не согласен!
А.Митрофанова:
— Но... дело не в этом. Дело в том, что... почему мы отказывается от такого прекрасного состояния, как счастье?
О.Дмитрий:
— Мы не отказываемся от счастья! Мне думается, что когда говорят о том, что счастье эфемерно — весь вопрос в терминологии. Подразумевается то, счастье, которое воспринимается людьми... ну... нецерковными, как счастье.
А.Митрофанова:
— А в чём здесь разница — между церковным и нецерковным человеком — в восприятии счастья?
О.Дмитрий:
— Ну, вот слово «радость», например. Тоже ведь может...
А.Митрофанова:
— «Радость» — слово Евангельское.
О.Дмитрий:
— Вопрос — в наполнении.
А.Митрофанова:
— Ну, «радость» — это слово, которое в Евангелии, как раз таки, встречается, в отличие от слова «счастье». Да, но... всё-таки, поясните, пожалуйста, в чём... в чём — радость, в чём — счастье тогда?
О.Дмитрий:
— Счастье в том, чтоб было много радости.
А.Митрофанова:
— Хорошее определение! Мне как-то очень нравится! А радость — в чём?
О.Дмитрий:
— Радость... ну, как — в чём? За всё — слава Богу! Это — главная радость.
Радость... ну... ну, как? Ну, вокруг же радость, во всём! Вот, было тепло — радость! Сейчас похолодало — тоже радость. Солнце светит, осень чувствуется, мы проснулись — радость, пришли в храм — радость!
А.Пичугин:
— Это Вы из собственного опыта говорите?
О.Дмитрий:
— Я говорю только из собственного опыта.
А.Пичугин:
— Просто кто-то скажет, что... нет, конечно, всё красиво, и сердце радуется, когда золотая осень... или тёплое лето... или снежок мягкий... но... это же не отменяет каких-то проблем человеческих — у кого-то кто-то болеет, у кого-то проблемы на работе, у кого-то этой самой работы много — так много, что не продохнуть, а у кого-то нет вовсе. И эти штуковины все часто скрывают от человека осознание радости и счастья!
О.Дмитрий:
— Ну, разумеется!Проблемы закрывают нам...
А.Пичугин:
— Это... знаете... такой... пастырский, скорее... с одной стороны, он — пастырский, с другой — кто-то скажет — «психологический» вопрос: как за всеми этими проблемами увидеть, действительно, подлинную радость?
О.Дмитрий:
— Но ведь это уже другой вопрос.
А.Митрофанова:
— Я не знаю...
О.Дмитрий:
— Не тот, который сначала прозвучал.
А.Пичугин:
— Ну... я его... видоизменил!
О.Дмитрий:
— Хорошо. Как увидеть радость?...
А.Митрофанова:
— Как увидеть... можно, я отвечу!
О.Дмитрий:
— Ну, да!
А.Митрофанова:
— Я не знаю... это просто какое-то состояние, которое... Там, может быть куча проблем, их у каждого человека, наверное, много... но, я когда, например, смотрю на своего мужа, у меня — такое счастье! Просто от того, что мы вместе — и всё! И вот... это как-то так! Простите, отец Дмитрий, я Вас перебила...
О.Дмитрий:
— Поздравляю Вас, кстати, с Вашим...
А.Митрофанова:
— Спасибо!
О.Дмитрий:
— ... с Вашим бракосочетанием, которое было недавно совсем...
А.Митрофанова:
— Да, да! Откуда Вы знаете?
О.Дмитрий:
— Ну... нам положено!
А.Пичугин:
— Все знают об этом, кажется!
О.Дмитрий:
— Вы знаете, мой... шеф, скажем... мой дорогой отец Дмитрий Смирнов, с которым мы много лет вместе трудились, и я — его клирик... мы трудились в Военном отделе вместе много лет... один раз я был такой... измученный, и он мне сказал такие слова, которые мне всегда очень помогают теперь. Он, так, меня обнял, и говорит: «Да чего ты... — говорит, — будь всегда с Богом, смотри на всё — и поплёвывай».
Вот, вроде бы, что вот в этих словах? Но... мне стало всё понятно!
А.Пичугин:
— Это не отменяет того, что это чувство... Хорошо, тогда... это, опять же, не отменяет того, что это чувство в себе надо как-то развить.
О.Дмитрий:
— Нам надо жить! Нам надо жить, и решать наши проблемы. При этом — стараться радоваться!
А.Митрофанова:
— Вы знаете, я не первый раз от священника слышу вот эти слова про то, что... ну, вот... когда ты с Богом, то всё остальное — оно как-то само собой устраивается, и проблемы оказываются второстепенными, и так далее...
Я думаю, что, может быть, действительно, священнослужителю это почувствовать, наверное... ну... не то, что легче и проще...
О.Дмитрий:
— Легче... но мы же Причащаемся! Вот, мы Причастились — каждый из нас это помнит, у нас есть такой опыт. Мы вышли из храма — мир другой! Вот в этом ощущении надо жить! Потом у нас это — крадут. Или мы сами отдаём.
А.Митрофанова:
— Ну, скорее — сами...
О.Дмитрий:
— Да.
А.Митрофанова:
— ... что же всё время кто-то виноват в том, что с нами происходит...
О.Дмитрий:
— Да, не будем никого винить — мы сами виноваты, да. Но воры — ходят вокруг, а мы — сами отдаём.
А.Митрофанова:
— Ну, да... зеваем!
О.Дмитрий:
— Вот, и опять остаёмся ни с чем. Но вот... чем на дольшее время мы сможем в себе это сберегать, тем более мы счастливые.
Ну, а в песне — если мы вернёмся к песне — там, всё-таки, о взаимоотношениях людей. Друг с другом. Там не о взаимоотношениях человека и мира, а конкретно — людей. Чтоб душа с душою была вместе. Вот об этом счастье. О том счастье, которое Вы сейчас испытываете после недавней свадьбы.
А.Митрофанова:
— Да. Я надеюсь, это не только сейчас. У меня, вообще... у нас как-то... мой муж говорит, «у нас планы на ближайшие 50 лет» — поэтому дай Бог, чтобы всё было так!
О.Дмитрий:
— Прекрасно!
А.Пичугин:
— А давайте временно вернёмся к творчеству, к музыке, к «Летучему кораблю». Кто вместе с вами ещё играет? Вы говорите, что приглашаете друзей, что людей — довольно много, а кто эти люди? И где вы выступаете?
О.Дмитрий:
— Выступать мы начали вдвоём.
А.Митрофанова:
— С Михаилом?
О.Дмитрий:
— Да. Потому, что одно дело — записываться, другое дело — выступать.
М.Осетров:
— Мы начали перед этим репетировать! Важный момент... не сразу выступать!
О.Дмитрий:
— Дело в том, что наши друзья, которые с нами играют — они востребованные музыканты, и они постоянно заняты. Постоянно у них концерты, гастроли.
А.Пичугин:
— То есть, чтобы собраться где-то на площадке и выступить вместе — обязательно кто-то не сможет?
О.Дмитрий:
— Дело в том, что надо сделать программу.
А.Пичугин:
— А вот как разные группы из этой ситуации выходят? У них есть костяк — четыре человека, да. А в записи альбома — смотришь там, на развороте — 15 человек перечислены. Вот эти четверо — они выступают на концертах ( ну, может быть, ещё пара человек к ним присоединяется ), а сессионные музыканты, которые с ними записываются — ну, это уже по возможности, от случая к случаю.
О.Дмитрий:
— Ну, конечно... всё же это — вопрос финансовый. Организация концертов — вообще, вещь не дешёвая, и не простая. И согласовать всех людей — тоже непросто.
А.Пичугин:
— Мы не знаем, кстати... мы с Аллой, мне кажется, не очень в курсе... не знаю, может, конечно ты знаешь, как происходит процесс организации концертов, и в чём тут затратность?..
А.Митрофанова:
— Ну, а почему...
М.Осетров:
— Да, но вот мы выступали-то вдвоём, и уже не впервые... и группа начинается уже с двух человек. Один человек... как бы... это — сольный исполнитель, а второй — должен дополнять. Не дублировать первого человека — дополнять, и со стороны должна быть видна очевидная необходимость в нём.
Ну... так сказать... мы всё время записывали, анализировали — голоса, партии различные, и музыка уже аранжировывается каким-то образом. А дальше вот остальные — ну, в основном, это ритм-секция — как бы, основной план, который больше всего слышен для слушателя — первый и второй план — как бы он у нас уже, в принципе, готов. А остальные будут поддержку... такую... более тяжеловесную добавлять.
О.Дмитрий:
— Ну, вот, у нас ближайший концерт будет 1 ноября. Мы выступаем в Донском монастыре, в молодёжном клубе «Донской». Мы будем выступать втроём. Наш басист...
А.Митрофанова:
— Михаил, Вы и...
О.Дмитрий:
— Да, и наш басист — Павел Протасов. Он будет играть на контрабасе, потому, что мы играем в акустике... вот... эти концерты.
А.Митрофанова:
— А Павел Протасов — из «Запрещённых барабанщиков», да?
О.Дмитрий:
— Да, он в «Запрещённых барабанщиках» играет, и в разных других проектах.
А.Митрофанова:
— Ну... в смысле... это — название музыкального коллектива такое!
А.Пичугин:
— Ну, все помнят про «убили негра», мне кажется...
О.Дмитрий:
— «Убили негра» все помнят, да, поэтому легче всего...
А.Пичугин:
— Я ещё помню какие-то другие вещи, и клуб «Моррисвилль», который когда-то был у них в Москве. Но это тоже — очень давнее...
О.Дмитрий:
— Вот, и поэтому — нам повезло, у него — свободный день, и перед этим у нас даже будет, возможно, целых две репетиции... а, может быть, и одна. И мы за это время должны сделать программу — ввести его в программу. Но, поскольку он многие вещи наши знает уже, я думаю, это будет несложно.
А.Пичугин:
— Мы вернёмся к разговору о том, где вы выступаете, что за площадки и форматы после песни — очередной песни. Расскажите про неё!
О.Дмитрий:
— Очередная песня — это премьера, действительно. И, более того, это... мы, как раз, приберегли для эфира на радио «Вера»...
А.Митрофанова:
— Ай, спасибо!
О.Дмитрий:
— ... две песни, которые уже записаны в студии, и являются официальными синглами нашего будущего альбома.
Сейчас мы на сайте «Планета.ру» запустили проект по сбору средств на этот альбом, и вот эти синглы мы демонстрируем, чтобы люди могли услышать, что же будет в итоге. Ну, и вообще — так положено. Всегда перед альбомом выходили синглы, во все времена. И нам это очень нравится, что мы тоже соответствуем такой традиции.
А.Митрофанова:
— На «Планете.ру» как вас найти?
О.Дмитрий:
— Проект «Летучий корабль» поднимает паруса!" И песня, которая прозвучит, она посвящается всем унывающим и отчаявшимся людям, и называется «Свет».
-ПЕСНЯ-
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Напомним, что в гостях у светлого радио сегодня здесь, в этой студии, вместе с нами и с вами священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, руководитель ансамбля «Летучий корабль» и командир группы экспедиции в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», Михаил Осетров, заведующий лабораторией кафедры охраны труда Тимирязевской Сельхозакадемии. И вместе отец Дмитрий и Михаил — это... ну... вернее, они участники проекта «Летучий корабль».
Возвращаясь к вопросу о площадках. Вы назвали Донской монастырь. Мы, в принципе, уже не в первый раз, по крайней мере, в наших программах, слышим, что в Донском монастыре периодически проходят концерты, причём... там... рок-концерты, известные музыканты — например, группа «Аукцион» — принимают в них участие. Но только ли у вас церковные площадки, и насколько вы повёрнуты к светской аудитории и к светским местам выступления?
О.Дмитрий:
— Мы повёрнуты, в общем... в сторону светской аудитории. Потому, что церковный человек — он знает, куда нужно идти, а светскому человеку, может быть, наши песни... на что-то они его натолкнут.
А.Пичугин:
— Вы в подряснике выступаете?
О.Дмитрий:
— Нет, я стараюсь выступать не в подряснике. Но я надеваю... такую... есть рубашка — она стилизована под народную, но вполне себе современная. И она... такая... нейтральная, и не понятно, вообще, в чём я — то ли я в гражданском, то ли — в народном, то ли не в гражданском...
А.Митрофанова:
— Хороший ход Вы себе придумали! Но Вы не скрываете же, да, что Вы — священник?
О.Дмитрий:
— Я не афиширую, и не скрываю. То есть... мне бы не хотелось, чтобы меня ассоциировали, что — вот, смотрите, там священник поёт... мне бы хотелось, чтобы смотрели на музыку, как на музыку.
А.Пичугин:
— Это — разумный подход, мне кажется.
А.Митрофанова:
— Да. А бывает такое, что после концертов к Вам подходят с какими-нибудь вопросами?
О.Дмитрий:
— Да, конечно. Дело в том, что концертов-то было ещё не много! И, Вы знаете... в общем-то... сколько у нас было концертов?.. ну, пяток, может быть, всего...
А.Митрофанова:
— Ну, хорошее начало!
О.Дмитрий:
— Да, хорошее начало — не то слово!
А.Пичугин:
— А напомните, за какое количество времени?
О.Дмитрий:
— Ну... дело в том, что мы много времени уделяли студийной работе, работе репетиционной, а до концерта у нас — не доходило. И нам посчастливилось — у нас был очень мощный толчок — нам предложили гастроли в Германии. И мы были вынуждены... то есть, мы сначала хотели ехать вчетвером, потом — втроём, а в итоге — вдвоём. Мы сделали программу, и теперь уже можем концертировать.
У нас такое начало прекрасное, и очень символичное — мы выступали в Берлине и в Гамбурге.
А.Митрофанова:
— А в Гамбурге — где?
О.Дмитрий:
— Мы выступали в зале имени Чайковского.
А.Митрофанова:
— О, прекрасное место!
О.Дмитрий:
— Прекрасное место, да...
А.Митрофанова:
— При храме...
О.Дмитрий:
— ... при храме Иоанна Кронштадтского.
А.Митрофанова:
— У протоиерея Сергия Бабурина, замечательного священника, миссионера, да...
О.Дмитрий:
— Да, отличный приход, замечательный батюшка... а звук какой там в зале — просто шикарный!
А.Митрофанова:
— Радостно, вообще-то, всё это слышать! То, что у вас... ну... не так пока ещё обширна ваша творческая биография, но она уже начинается и с гастролей, и с концертов, и — к вам подходят, главное, люди. То есть, вы, по сути, определяете для себя, если я правильно уловила, вашу... вот такую... концертную деятельность, в том числе, и как...
О.Дмитрий:
— Как миссию.
А.Митрофанова:
— ... как деятельность миссионерскую, да?
О.Дмитрий:
— Да. Никак не навязчивая, не афишируемая миссия.
А.Пичугин:
— Но понять, что это — миссия, можно при этом?
О.Дмитрий:
— Ну... по содержанию песен это можно понять, конечно. Да... Вы знаете... после прослушивания этих песен, должно в душе что-то просветляться и улучшаться. Если это происходит — задача выполнена.
А.Пичугин:
— Я столкнулся недавно с тем... — вот, извините, у меня тут... не на философию, а на прагматизм сейчас упор — с тем, что приехали мои друзья-музыканты... там, один из них долго за границей живёт уже... они все, как творческие такие... извините... единицы — востребованы, постоянно играют в составе разных групп, записываются, в том числе и за границей — их приглашают как сессионных музыкантов в какие-то коллективы, но вот решили они, там... собрались впервые за долгое время... решили поиграть вместе. Никто их не знает как какой-то коллектив, но тут же нашёлся клуб московский, который предоставил спокойно площадку на вечер. Не знаю, может быть, у них какой-то был прогал в концертах других... «окно», да... но, тем не менее, я так понимаю, что сейчас, в принципе, с таким количеством заведений разных в Москве, абсолютно разнонаправленных, где-то выступить — проблемы нет.
О.Дмитрий:
— Да, во многих клубах мы можем договориться, потому, что есть много знакомых людей. Просто, они-то, может быть, и готовы нас принять, но я тоже не могу их подставлять, предоставляя сырую программу. Поэтому, программа обыграется, и можно будет выступить.
Но вот эти вот гастроли... гастрольные дела, вот эти вот концерты — это, на самом деле, не на первом месте. Я не уверен, что мы сможем концертировать часто. Потому, что в силу моего... положения, в силу занятости, это...
А.Митрофанова:
— Ну, Михаил тоже ведь руководит лабораторией, и, я так понимаю, Вы тоже... там... договариваетесь...
М.Осетров:
— Я тоже работаю, и отпуск у меня — такой же короткий, как у всех остальных... сотрудников.
О.Дмитрий:
— Самое важное, знаете... самое важное — записать пластинки.
А.Пичугин:
— Вот, про запись пластинки... Вы говорили, что сейчас... ну... синглы, да, несколько, а когда всё это будет оформлено в пластинку?
О.Дмитрий:
— Ну... дело в том, что мы собираем средства на то, чтобы это могло быть оформлено в пластинку. Параллельно мы работаем, ну... пока нам верят. То есть, мы работаем в долг.
А.Митрофанова:
— «Планета.ру» — платформа, на которой вы собираете средства, и там можно просто забить в поисковой системе «Летучий корабль»...
О.Дмитрий:
— Там, в разделе музыкальных проектов, и наш проект тоже есть. И, в общем-то, это, знаете... не то, что мы просим денег... там же можно просто... просто человек вкладывается заранее, и покупает диск заранее... и всё, становится полноправным участником нашего коллектива, можно сказать.
А.Митрофанова:
— Михаил, а Вы в Тимирязевской Академии со своими коллегами делитесь Вашими творческими планами? Они как-то знают о Ваших увлечениях?
М.Осетров:
— Да, да... я даже там иногда выступаю перед студентами. Но я со своим материалом выступал, естественно. Поскольку, он у меня есть.
А.Митрофанова:
— Как реагируют?
М.Осетров:
— Ну... вот, у меня один ролик на Новый год, и с реакцией, собственно — можно посмотреть в ю-тюбе. Так, я свежую песню написал... такую — с Божьей помощью, можно сказать. Такая ситуация создалась... поругался, там, в одном месте, в другом, и остался наедине с гитарой... и что-то на меня нашло — неслучайное. Мелодия получилась — гениальная... ну... на мой взгляд.
О.Дмитрий:
— Так приятно посидеть с гением!
М.Осетров:
— Да... нет, ну это я для себя — в моём масштабе! Для себя — отлично, не сравнивая ни с кем. Вот... и текст как-то очень легко удалось дописать на эту музыку...
О.Дмитрий:
— Я бы хотел о реакции зрителей сказать на концерте... В Гамбурге мы во время концерта ещё рассказывали про «Общее дело». Ну, собственно, и в Берлине — тоже. И после концерта, практически, весь зал — все захотели ехать в экспедиции. Вот это — тоже очень важно!
А.Пичугин:
— А кто-нибудь — доехал?
О.Дмитрий:
— А... лето-то — ещё впереди!
А.Пичугин:
— А! Всё это было — вот сейчас, да...
О.Дмитрий6
— Это было, буквально...
А.Митрофанова:
— Это было — только что. То есть, у вас ещё одна миссионерская задача — привлекать людей к возрождению деревянных храмов Севера?
О.Дмитрий:
— Да. Но мы очень надеемся, что — поедут люди.
А.Митрофанова:
— Дай Бог!
М.Осетров:
— Было очень приятно... после выступления в Гамбурге — несколько человек подошло — жали руки. В общем-то, даже просто понравилось эстетически наше исполнение. Многие играют на инструментах — практически, все люди, да... волей-неволей, они как-то оценивают наше мастерство, насколько оно, вообще... насколько мы вправе стоять на сцене, насколько мы профессиональны. И... в общем... было приятно, что реакция была — хорошей.
А.Пичугин:
— Мы сейчас будем заканчивать программу. Что касается «Общего дела», меня, конечно, удивляет — в хорошем смысле этого слова — это просто замечательно! Я часто сейчас бываю на всяких мероприятиях, которые посвящены охране памятников, в том числе и деревянного зодчества. На всех уровнях выступают чиновники, выступают деятели культуры, из Министерства люди, там... вплоть до Мединского, и все говорят о том, что... наверное, плохо, что в России больше никто этим не занимается — это ужасно, но все говорят, что единственный положительный пример сохранения — это говорят люди из Министерства, это говорят не верующие люди, это говорят люди, которые, там... по касательной относятся к памятникам — но все говорят о том, что единственный, кто небезразличен к Русскому Северу и к его культурному наследию — это отец Алексей Яковлев и его проект. Так, что — вот...
О.Дмитрий:
— Ну, наш проект просто самый большой. Есть проекты — несколько проектов, — которые поменьше, и они тоже очень много делают для того, чтобы храмы были спасены. Просто у нас... нас — очень много, и мы больше делаем, поэтому...
А.Пичугин:
— У вас последняя песня осталась — сейчас мы её будем слушать. Расскажите в двух словах...
О.Дмитрий:
— Вы знаете, последняя песня — это... я её называю «всем песням — песня»!
Дело в том, что текст этой песни — я не сочинял. Я взял Синодальный перевод Книги «Песнь песней» царя Соломона... я долго... я очень долго собирался... очень долго... несколько месяцев, и потом, в течение часа, я скомпилировал этот текст. И, мне кажется, получилось очень хорошо. Эта песня называется «Единственная», и это — в соавторстве с царём Соломоном, ни больше, ни меньше.
А.Митрофанова:
— Потрясающе!
В программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня были участники музыкального коллектива «Летучий корабль» — священник Дмитрий Николаев, клирик московского храма святителя Митрофания Воронежского, а также отец Дмитрий ездит в экспедиции и руководит одной из команд, которые ездят в экспедиции по возрождению деревянных храмов Севера проекта «Общее дело», и Михаил Осетров, певчий храма святителя Митрофания Воронежского, заведующий одной из лабораторий Тимирязевской Академии — также человек, который — музыкант прекрасный, гитарист.
И вот, в исполнении наших сегодняшних гостей — песня, которая называется «Единственная»...
О.Дмитрий:
— Да, второй сингл...
А.Митрофанова:
— ... написанная в соавторстве с царём Соломоном.
О.Дмитрий:
— Скромно...
А.Митрофанова:
— Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова. Мы прощаемся с вами. Слушаем песню...
А.Пичугин:
— Спасибо большое, да...
А.Митрофанова:
— До свидания!
А.Пичугин:
— Всего хорошего!
-ПЕСНЯ-
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 261 зач., IV, 10-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Дружба и товарищество — это одна из непреходящих ценностей нашей жизни. При этом нередко у каждого из нас свои представления о том, что это такое. Каким же смыслом наполняет эти слова христианство? Что под дружбой и товариществом понимает Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
10 Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),
11 также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.
12 Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.
13 Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
14 Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.
15 Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.
16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
17 Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
Апостол Павел пишет своё послание к христианам города Колоссы, будучи в заточении в Риме. Он ждёт суда императора. Вполне вероятно, что рассмотрение его дела закончится вынесением смертного приговора. Ведь идеи, которые распространял Павел, входили в резкое противоречие с целым рядом иудейских и языческим верований, на которых отчасти зиждилось древнее общество. А потому в глазах судей он мог оказаться не проповедником жизни, но анархистом, бунтовщиком и мятежником. Люди, которые посещают его в этот непростой период, сильно рискуют. Ведь они привлекают к себе внимание как его соратники и единомышленники. Вполне вероятно, что их может постигнуть та же судьба, что и Павла.
Аристарх, Марк, Иисус-Иуст, Епафрас, Лука, Димас — вот имена этих людей. Нам известно о них немногое. О ком-то больше, о ком-то меньше. Но то, что мы знаем точно, — это очень пёстрая компания. Все они разного происхождения. У всех разное воспитание, образование и социальное положение. Если бы не проповедь Евангелия, они бы никогда, возможно, не встретились и не общались бы. Однако обстоятельства, которые описывает Павел, ясно свидетельствуют о том, что они не просто товарищи по случаю. Между ними существует глубокое единство. Ведь оно удерживает их вместе в минуты смертельной опасности. Когда другая общность обыкновенно распадается, ведь каждый стремиться сохранить свою жизнь.
Очевидно, что такую крепкую связь им даёт общая цель — служение делу проповеди Евангелия. Служение Христу. Поэтому и Павла они не оставляют. Для них он тот, через кого очевидным образом действует Господь. Поэтому именно благодать Спасителя даёт им мужество и силы быть рядом с учителем, поддерживать его в трудную минуту и хранить единодушие друг с другом, несмотря на все их индивидуальные отличия и особенности.
Перед нами одно из ярких свидетельств явного действия Бога в церковной жизни. Никаких человеческих сил и энтузиазма не хватит, чтобы сохранить общность, в которой люди так отличаются друг от друга. Православная Церковь существует уже на протяжение двух тысяч лет, и между её участниками нет единства во времени. Она существует в разных местах планеты, а потому между христианами нет единства в пространстве. Мы можем принадлежать к разным национальностям и расам. Говорить на разных языках. Быть представителями различных культур. Иметь разное образование и воспитание. Участники одной и той же общины могут даже резко расходиться друг с другом в своих социально-политических взглядах. Однако всё это нивелируется и уходит на второй план, когда в нашем сердце начинает действовать Дух Христов. Мы получаем Его в церковных таинствах и благодаря тому, что стараемся вести жизнь по евангельским заповедям. Именно этот Дух упраздняет все разногласия. Сохраняя уникальность каждого человека, Он удивительным образом превращает это разноликое и разноплемённое собрание в собор, делает его единым телом, в жилах которого течёт одна кровь, а в груди бьётся одно и то же сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Какой русский не любит быстрой езды! — восклицал Николай Васильевич Гоголь в повести «Мёртвые души».
Я по аналогии спрошу: Какой русский писатель не любит придумывать новые слова.
Николай Карамзин подарил нам существительные «промышленность» и «будущность». Салтыков-Щедрин — ввел в обиход слово «головотяп», новые слов были и у Пушкина, и у Достоевского. А уж в XX веке русский словарь обогатился авторскими неологизмами Маяковского, Есенина, Мандельштама и многих других прекрасных поэтов.
Новая лексика появляется в языке двумя способами: с помощью заимствования из других языков или путём словообразования из существующих частей речи. То есть создания новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Вот, например, чудесные стихи Осипа Мандельштама:
Быть может, прежде губ уже родился шёпот
И в БЕЗДРЕВЕСНОСТИ кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты.
Осип Эмильевич взял слово «древесность», которое уже существовало в словаре Даля, и прибавил к нему приставку.
Большое количество неологизмов придумал поэт Владимир Маяковский. Многие из нас помнят его «серпастый, молоткастый» паспорт.
Маяковский любил придумывать новые глаголы:
Оплясывать, омолниить, испешеходить, извеселить..
Или, например, вспомним такие его стихи:
Оркестр чужо смотрел, как
ВЫПЛАКИВАЛАСЬ скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
ВЫЛЯЗГИВАЛА:
«Что это?»
«Как это?»
А какие поэтичные неологизмы создавал Сергей Есенин:
Молочный дым качает ветром сёла,
Но ветра нет, есть только лёгкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей весёлой,
Вцепивши в руки жёлтый КРУТОСКЛОН
Да, немногие авторские неологизмы в итоге входят в наш повседневный лексикон, большинство остается на страницах книг. Однако игра писателей со словообразованием говорит о мощном потенциале русского языка.
Читая стихи, мы вместе с авторами участвуем в творчестве, знакомимся с необычным звучанием новых слов, развиваем языковой кругозор. А можно и самим попробовать придумать неологизм.
Берите прилагательное, добавляйте суффикс или приставку — и готово. Например, так:
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Получить Рождественский онлайн-путеводитель от «Клевер Лаборатории»
«Клевер Лаборатория» — один из проектов Радио ВЕРА, который помогает педагогам и родителям говорить с детьми о традициях, ценностях, религиозной культуре живо и современно.
В преддверии Нового года и Рождества Христова команда «Клевер Лаборатории» подготовила семейный онлайн-путеводитель. Он поможет разобраться в новогодних и рождественских традициях, а также в понятной форме рассказать детям о сути Рождества. На страницах путеводителя читатели найдут подборки интересных книг и фильмов, идеи для совместного семейного досуга и многое другое, что наполнит праздничные дни радостью и смыслом.
Юлия Селюкова, руководитель проекта «Клевер Лаборатория», поделилась с нами своей историей празднования:
«До 4 класса моё девство было советское. Каждые каникулы меня отправляли к бабушке, и 8 или 9 января она собирала моих троюродных братьев и сестёр, друзей и устраивала детский праздник. У нас были всякие игры, конкурсы и особенное угощение, и так вплоть до подросткового возраста. Ещё с 1 по 7 января в валенке для меня лежали подарки. Самые значимые я находила 1 и 7 числа, а в промежутке мандарин или конфету. Я удивлялась, почему мы так поздно празднуем Новый год. А гораздо позже узнала, что это вовсе не Новый год с опозданием, а Рождество Христово. Те детские праздники я вспоминаю с теплом и стараюсь сделать новогодние и рождественские дни особенными для своей семьи».
Команда проекта «Клевер Лаборатория», вдохновлённая личным опытом, подготовила семейный онлайн-путеводитель, который поможет вам сделать праздничное время весёлым, тёплым и запоминающимся. Поддержите выпуск путеводителя, сделав любой благотворительный взнос, и получите издание по электронной почте со 2 по 25 декабря. Узнать об этом больше можно на сайте «Клевер Лаборатории»: https://news.clever-lab.pro/christmas/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов