Эту небольшую красивую церквушку знает всякий, кто хоть раз выходил на Новый Арбат от метро Арбатская. Стоит она на правой, четной, стороне, и резко контрастирует, хотя на мой взгляд – наоборот – необычайным образом гармонирует со стоящим рядом многоэтажным зданием.
Собственно, знают ее и те, кто хоть раз видел знаменитую гайдаевскую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». В эпизоде, когда автомобили милиции и скорой помощи мчатся на вызов, эта церковь дважды попадает в кадр.
Это Церковь Симеона Столпника на Поварской.
Церковь, можно сказать, со счастливой, судьбой, хотя и с некоторыми оговорками… впрочем, незначительными…
Вот что хотите со мною делайте, но я уверен, что у этой церкви шансы исчезнуть были сто из ста. Ну не могла она уцелеть, если следовать логике застройки Москвы в 20-м веке. Сами посудите – начало главного проспекта столицы – Калининского – и в самом его начале церковь!
Ан нет, жива церковь, что безусловно, может только радовать. Жива, здорова и по-прежнему красива. Еще бы – пятиглавый огненный храм в стиле «русское узорочье»!
Сказывают, что деревянная церковь стояла здесь уже в 1625 году. Есть мнение, что она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, ибо день этот пришелся на праздник Симеона Столпника.
Каменную же церковь построили в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича. Главный престол храма — Введенский, а приделы — во имя Симеона Столпника и Димитрия Ростовского.
Церковь была крайне популярна среди москвичей в качестве места венчания.
Скажем, 6 ноября 1801 года здесь тайно венчался граф Николай Петрович Шереметев и его же крепостная актриса Прасковья Ивановна Жемчугова.
Здесь же в 1816 году венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина, дочь суворовского генерала Заплатина.
1 августа 2005 года в церкви Симеона Столпника в 30-ю годовщину их свадьбы венчались Николай Караченцов и его супруга Людмила Поргина.
Прихожанином церкви был Николай Васильевич Гоголь, коего перед смертию причащал священник этой же церкви.
В 1992 году Храм Симеона Столпника был передан церкви и свое законное место заняла храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.
В-общем, в судьбе церкви восторжествовало то, что не зря называется справедливость.
Контакты: церковь Симеона Столпника на Поварской
Адрес: ул. Поварская, 5, стр.1
Как проехать:
От ст. метро “Арбатская"
Адрес сайта: simeon-stolpnik.narod.ru
Схема проезда:
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница