Буквально в нескольких километрах от Сергиевска, на берегу Волжского притока – речки с необычным названием Сок, стоит старинное село Павловка. Шумное и богатое некогда, сегодня оно оказалось на обочине жизни. С каждым годом здесь все меньше жителей, ветшают дома, зарастают тропинки. И символом этого угасания стоит на возвышенности полуразрушенный деревянный храм.
Эту церковь сельчане построили на свои средства на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и освятили в честь Архангела Михаила. В восемнадцатом столетии жители поселков, расположенных, как и Павловка, вдоль череды оборонительных крепостей Ново-Закамской линии, часто посвящали храмы Небесному Архистратигу – видимо, уповая на его защиту в случае нападения кочевников. Почему павловцы в мирное время выбрали Архангела–воина небесным покровителем своего села – сказать трудно. Может быть, Михаилом звали кого-то из инициаторов строительства сельского храма. А может быть, люди предчувствовали, что мирные, безмятежные годы продлятся недолго.
Нет, Михайло-Архангельский храм не был закрыт по распоряжению безбожных властей. Беда подкралась с другой стороны. Один из жителей села, потерявший в революционной свистопляске человеческий облик, ночью ворвался с топором в священнический дом и убил батюшку с матушкой. Злодей надеялся поживиться здесь, но все, что ему удалось найти в бедной избе – это мешок дробленой крупы. В Павловку приехала комиссия для проведения расследования. Однако вместо того, чтобы наказать убийцу, следователи приняли решение выселить из дома дочку погибшего священника. Односельчане заступились за девушку. Отстояли они и родную церковь.
Оставшись без настоятеля, храм стал постепенно разрушаться. Его никто не пытался уничтожить, наоборот – жители приходили сюда группами и поодиночке, чтобы помолиться под святыми сводами. Но церковь-сирота таяла, как свечка, с каждым годом и с каждым днем.
Сейчас она стоит, чуть накренившись на бок. Внутри нет ни пола, ни потолка. Стены насквозь продуваются ветром. Но вот что удивительно – на его сводах уцелело большое количество фресок. Конечно, они тоже пострадали от времени, но многие иконы, выдержанные в академическом стиле, сохранились до мельчайших деталей. В ветхом, многострадальном здании церкви жива евангельская история – Архангел возвещает Захарии о рождении Иоанна Крестителя, Христос молится на камне в Гефсиманском саду, преподобный Сергий Радонежский держит в руках Святую Чашу… Вот только внимать этой истории некому.
Наверное, нужно смириться с тем, что все в этом мире имеет свой конец. Только почему-то стыдно смотреть в глаза святым, изображенным на фресках брошенного храма. Может быть, судьба этого храма всё-таки изменится?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»