Буквально в нескольких километрах от Сергиевска, на берегу Волжского притока – речки с необычным названием Сок, стоит старинное село Павловка. Шумное и богатое некогда, сегодня оно оказалось на обочине жизни. С каждым годом здесь все меньше жителей, ветшают дома, зарастают тропинки. И символом этого угасания стоит на возвышенности полуразрушенный деревянный храм.
Эту церковь сельчане построили на свои средства на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и освятили в честь Архангела Михаила. В восемнадцатом столетии жители поселков, расположенных, как и Павловка, вдоль череды оборонительных крепостей Ново-Закамской линии, часто посвящали храмы Небесному Архистратигу – видимо, уповая на его защиту в случае нападения кочевников. Почему павловцы в мирное время выбрали Архангела–воина небесным покровителем своего села – сказать трудно. Может быть, Михаилом звали кого-то из инициаторов строительства сельского храма. А может быть, люди предчувствовали, что мирные, безмятежные годы продлятся недолго.
Нет, Михайло-Архангельский храм не был закрыт по распоряжению безбожных властей. Беда подкралась с другой стороны. Один из жителей села, потерявший в революционной свистопляске человеческий облик, ночью ворвался с топором в священнический дом и убил батюшку с матушкой. Злодей надеялся поживиться здесь, но все, что ему удалось найти в бедной избе – это мешок дробленой крупы. В Павловку приехала комиссия для проведения расследования. Однако вместо того, чтобы наказать убийцу, следователи приняли решение выселить из дома дочку погибшего священника. Односельчане заступились за девушку. Отстояли они и родную церковь.
Оставшись без настоятеля, храм стал постепенно разрушаться. Его никто не пытался уничтожить, наоборот – жители приходили сюда группами и поодиночке, чтобы помолиться под святыми сводами. Но церковь-сирота таяла, как свечка, с каждым годом и с каждым днем.
Сейчас она стоит, чуть накренившись на бок. Внутри нет ни пола, ни потолка. Стены насквозь продуваются ветром. Но вот что удивительно – на его сводах уцелело большое количество фресок. Конечно, они тоже пострадали от времени, но многие иконы, выдержанные в академическом стиле, сохранились до мельчайших деталей. В ветхом, многострадальном здании церкви жива евангельская история – Архангел возвещает Захарии о рождении Иоанна Крестителя, Христос молится на камне в Гефсиманском саду, преподобный Сергий Радонежский держит в руках Святую Чашу… Вот только внимать этой истории некому.
Наверное, нужно смириться с тем, что все в этом мире имеет свой конец. Только почему-то стыдно смотреть в глаза святым, изображенным на фресках брошенного храма. Может быть, судьба этого храма всё-таки изменится?
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как провести период Святок?» Священник Павел Усачев
Нашим гостем был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Мы говорили о периоде Святок, о связанных с ним христианских смыслах и церковных традициях, а также о том, как провести этот период между Рождеством и Крещением Господним.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер