Эбла.

Эбла
Поделиться

Ebla_royal_palaceДолгое время в научном мире считалось, что история Ближнего Востока III тысячелетия – это история двух могущественных держав – Египта и Аккадского царства. Других значительных цивилизаций между долиной Нила и Месопотамией просто не существовало. Однако в середине XX века крестьяне из неприметной деревушки Телль-Мардих, распахивая поле, наткнулись на большую базальтовую чашу с изображением царя и воинов.
Дальнейшие археологические раскопки этого места вынудили ученых изменить прежнюю картину истории.

Итальянский археолог Паоло Маттие: «Сирийское правительство предложило мне исследовать регион. Первым делом я решил внимательно изучить холм, где была найдена чаша, и обнаружил там огромное количество керамики. Мне стало ясно, что на рубеже III и II тысячелетий до н.э. здесь существовало большое поселение. Однако я и не подозревал тогда, что скрывается под толщей земли».

Исследователь оказался прав. Раскопки постепенно – слой за слоем – обнажали остатки древнего города. Храмы, дворцы, зиккураты… Среди руин ученые нашли статую богини Иштар, надпись на которой гласила, что ее установил правитель царства Эбла.

Это название не раз встречалось в древневосточных письменных источниках. Однако ни один исследователь до сих пор не знал, где располагался таинственный город. Считалось, что Эбла была уничтожена Аккадским царством, правитель которого не смог мирится с претенциозным величием и богатством города-государства.
Вскоре команда Паоло наткнулась на архив царского дворца. Археологам попал в руки материал, моментально ставший сенсационным. Десятки тысяч глиняных табличек, написанных на древнем семитском языке Эблаит.
К работе археологов подключился известный итальянский эпиграфист Джованни Петтинато.

Джованни Петтинато: «Для дешифровки языка Эблы мы нашли ключ в двуязычных дощечках, содержавших шумерскую клинопись. Он довольно близок к еврейскому и финикийскому, только намного старше. Некоторые исследователи считают, что он является предком того языка, на котором говорили в Ханаане когда Израиль вступил в эту землю».

Сведения, обнаруженные в архивах Эблы, оказались чрезвычайно важными для исследователей Библии. Здесь присутствует множество личных имен, известных нам из более позднего времени или только из Библии: Авраам, Саул, Давид, Исайя и другие. Есть здесь и указания на библейские города – Содом, Гоморру, Адма, Севоим и Бела – т.н. «города долины», правителей которых по библейскому сказанию победил Авраам.
Ряд ученых – исследователей Библии – в своё время утверждали, что события, описанные в первых книгах Ветхого Завета – поздняя компиляция. Они ссылались на тот факт, что в то время еще не было никакого понятия о письменности, чтобы доподлинно отразить историю. Однако находки в Эбле показали, что в тех же местах, где жили Моисей и патриархи, за тысячу лет до них законы, обычаи и события фиксировались в письменном виде.
Пример важности этих находок относится к 14 главе книги Бытия, которая в течение долгих лет считалась исторически ненадёжной. Победа Авраама над языческими царями считалась вымыслом, а пять городов равнины (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) – легендарными.

В архивах Эблы, однако, были обнаружены ссылки на все эти пять городов, а на одной табличке они перечислены в том же порядке, что в книге Бытия. Содержание табличек отражает культуру патриархального периода и описывает – как и Библия – процветание этой области до трагической гибели, о которой повествуется в 19 главе книги Бытия: И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.

Другим впечатляющим открытием из архива Эблы стало имя одного из царей города — Эбрума. Прочтение его имени сильно напоминает Эвера, отца евреев согласно библейскому тексту.

Паоло Маттие: «Если что-либо и осталось от древнего величия Эблы в преданиях сирийско-палестинского региона, то это, вероятно, только имя великого царя Эбрум, который в библейском предании, по-видимому, превратился в Евера и был включен в генеалогию еврейского народа».

Впрочем, ряд ученых не разделяет эту позицию, указывая на несоответствия библейской и эблаитской генеалогии.

Как это часто бывает в науке, находка профессора Маттие породила больше вопросов, чем ответов. И все же открытые тексты оказали сильное влияние на представления ученых об истории Ближнего Востока эпохи III тысячелетия до н.э. В том числе и на связь мира древней Эблы с миром Библии. Впрочем, на прояснение связей этих двух миров потребуется еще очень много времени и исследовательских усилий.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (5 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...