Иерихонская стена. Многие годы библейская история об осаде города Иерихон была едва ли не самым основным предметом недоверия Священному Писанию. И в этом нет ничего удивительного. События, описанные в книге Иисуса Навина с лёгкостью можно было назвать вымыслом. А повествуется в ней о том как на протяжении шести дней евреи осаждали Иерихон находясь на безопасном расстоянии от его стен. Осаждённые с большим удивлением наблюдали столь странный приём осады. На седьмой день израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они громко затрубили в трубы и Стены рухнули. Преданный заклятью город был завоёван и сожжён. И до сих пор история считалась бы сказочной, если бы в 1907 году первые лопаты не воткнулись в землю холма Телль-эс-Султана, под которым скрывался легендарный Иерихон. Эту первую археологическую экспедицию снарядили два немецких исследователя Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Раскопки повергли в шок, и даже ученые-атеисты не могли сдержать своего удивления.
Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный толщиной в 2 метра и внутренний — в 4 метра. Высота стен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной. Они высились на мощнейшем фундаменте циклопической кладки. Но то, что буквально сбило с толку — это то, что стены Иерихона рухнули! Как бы это ни противоречило здравому смыслу, но это было именно так. Причем стена города обрушилась до самого основания.
Огромные трещины подтверждали догадки. Причем, внешние стены обрушились снаружи, а внутренние вовнутрь. Опубликование результатов экспедиции вызвало бурную дискуссию со стороны противников авторитета Библии, требовавших дополнительных раскопок. Однако разыгравшаяся I мировая война вскоре прервала исследования. Археологи вернулись сюда длишь в 1930 году. Руководил раскопками английский ученый Джон Гарстанг. Исследовав руины города, археолог спешно подозвал двух членов экспедиции, что бы составить официальный документ, так как боялся, что на слово ему никто не поверит. Текст на бумаге гласил: «Стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город». Дальнейшие раскопки были не менее поразительны. Глазам археологов открылись огромные горы золы и угля. Это было очередным доказательством точности библейского повествования. Но это было не последним удивительным открытием археологов. Несмотря на то, что издревле завоеватели всегда забирали все ценное и съестное из покоренного города, ученые обнаружили амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х. Более того, по наполненным зерном кувшинам стало очевидно, что город был разрушен именно весной — как и повествуется в книге Иисуса Навина.
То, что все припасы и ценности остались нетронутыми, свидетельствовало об одном: город действительно был предан заклятию, и победители даже не прикоснулись к его сокровищам. Истребившие город страшные пожары, о которых и говорит Библия, также оставили память о себе в виде огромных гор золы и угля, которые раскрылись глазам археологов во время раскопок.
В 1952 году на холме Телль-эс-Султан начала работать англо-американская экспедиция под руководством доктора Кэтлин Кеньон — внимание научного мира и общественности было буквально приковано к ним. Многие ждали, что современные ученые опровергнут выводы своих предшественников. Но получилось наоборот. Наука, вплоть до мельчайших деталей, подтвердила библейское описание необыкновенного падения величественного и неприступного Иерихона.
Руины византийского храма в посёлка Лоо
В сочинском посёлке Лоо, в горах, в самой гуще субтропического леса, находятся руины древнего византийского храма, которым уже более тысячи лет. Чтобы увидеть их, нужно потрудиться. Пройти пешком вверх по горной тропе около 150-ти метров. На общественном транспорте или автомобиле к храму не подобраться. Удобнее всего доехать в посёлке до конца улицы Таллинской. Она приведёт к тропинке, петляющей среди деревьев и резко уходящей вверх. Взбираться придётся по довольно крутому склону. Минут через 20-30 ходьбы посреди буйства южной природы вырастет высокая стена из выщербленного ветрами и временем плоского тёмного камня-ракушечника.
Эта северная стена и очертания фундамента — единственное, что сохранилось до наших дней от храма, построенного здесь примерно в 10-м столетии. Однако даже эти руины выглядят величественно и торжественно. Дух захватывает и воображение невольно дорисовывает картину. Представляется, как сверкал когда-то на солнце высокий купол церкви. Археологам, тщательно изучившим руины храма в Лоо, удалось установить, что он был облицован блоками из белого камня, благодаря чему хорошо просматривался с моря. Фрагменты этой облицовки кое-где сохранились на уцелевшей стене.
Но главное — по очертаниям фундамента совершенно чётко можно определить место, где располагался алтарь. Верующие по сей день приходят сюда помолиться. Ведь храм остаётся храмом, даже когда пуст и разрушен, а в алтаре его незримо стоит Ангел. Это ощущение святости места и какого-то неземного присутствия Бога не покидает, пока находишься рядом с руинами византийского храма в Лоо.
Местные жители верят, что храм был возведён над мощами апостола Симона Кананита, известного также как Симон Зилот, который проповедовал в этих местах. В советские годы на территории храма велись археологические раскопки и под фундаментом, действительно, были обнаружены более древние по времени захоронения. Конечно, точно установить, кому они принадлежат, было уже невозможно и всё же каждый год из современной церкви апостола Симона Кананита в Лоо к руинам древнего храма совершается крестный ход. Он проходит 6 мая, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, поскольку средневековая церковь предположительно была посвящена ему. С крестным ходом или в одиночку — побывать у руин византийского храма в Лоо непременно стоит.
Все выпуски программы ПроСтранствия
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема







