Иерихонская стена. Многие годы библейская история об осаде города Иерихон была едва ли не самым основным предметом недоверия Священному Писанию. И в этом нет ничего удивительного. События, описанные в книге Иисуса Навина с лёгкостью можно было назвать вымыслом. А повествуется в ней о том как на протяжении шести дней евреи осаждали Иерихон находясь на безопасном расстоянии от его стен. Осаждённые с большим удивлением наблюдали столь странный приём осады. На седьмой день израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они громко затрубили в трубы и Стены рухнули. Преданный заклятью город был завоёван и сожжён. И до сих пор история считалась бы сказочной, если бы в 1907 году первые лопаты не воткнулись в землю холма Телль-эс-Султана, под которым скрывался легендарный Иерихон. Эту первую археологическую экспедицию снарядили два немецких исследователя Эрнст Зеллин и Карл Ватцингер. Раскопки повергли в шок, и даже ученые-атеисты не могли сдержать своего удивления.
Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный толщиной в 2 метра и внутренний — в 4 метра. Высота стен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной. Они высились на мощнейшем фундаменте циклопической кладки. Но то, что буквально сбило с толку — это то, что стены Иерихона рухнули! Как бы это ни противоречило здравому смыслу, но это было именно так. Причем стена города обрушилась до самого основания.
Огромные трещины подтверждали догадки. Причем, внешние стены обрушились снаружи, а внутренние вовнутрь. Опубликование результатов экспедиции вызвало бурную дискуссию со стороны противников авторитета Библии, требовавших дополнительных раскопок. Однако разыгравшаяся I мировая война вскоре прервала исследования. Археологи вернулись сюда длишь в 1930 году. Руководил раскопками английский ученый Джон Гарстанг. Исследовав руины города, археолог спешно подозвал двух членов экспедиции, что бы составить официальный документ, так как боялся, что на слово ему никто не поверит. Текст на бумаге гласил: «Стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город». Дальнейшие раскопки были не менее поразительны. Глазам археологов открылись огромные горы золы и угля. Это было очередным доказательством точности библейского повествования. Но это было не последним удивительным открытием археологов. Несмотря на то, что издревле завоеватели всегда забирали все ценное и съестное из покоренного города, ученые обнаружили амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х. Более того, по наполненным зерном кувшинам стало очевидно, что город был разрушен именно весной — как и повествуется в книге Иисуса Навина.
То, что все припасы и ценности остались нетронутыми, свидетельствовало об одном: город действительно был предан заклятию, и победители даже не прикоснулись к его сокровищам. Истребившие город страшные пожары, о которых и говорит Библия, также оставили память о себе в виде огромных гор золы и угля, которые раскрылись глазам археологов во время раскопок.
В 1952 году на холме Телль-эс-Султан начала работать англо-американская экспедиция под руководством доктора Кэтлин Кеньон — внимание научного мира и общественности было буквально приковано к ним. Многие ждали, что современные ученые опровергнут выводы своих предшественников. Но получилось наоборот. Наука, вплоть до мельчайших деталей, подтвердила библейское описание необыкновенного падения величественного и неприступного Иерихона.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений