По меткому выражению известного религиоведа Александра Дворкина, «христианство — не религия героев, христианство — религия свидетелей, свидетелей Христа». Это во-многом ответ тем, кто считают, будто Русская Православная Церковь канонизировала князя Александра Невского «в награду» за его военный победы и ради ублажения светской власти. Две главные победы — Невская битва и Ледовое побоище — произошли, когда полководцу было 20 лет и 22 года соответственно. То есть, в начале его пути. А житие святого Александра (в монашестве — Алексия) начинается после этих побед. Церкви в образе святого князя важно другое.
Что? То, что, несмотря на гениальность полководца и дипломата, князь был в первую очередь православным христианином, а потом уже политиком. Потому что политик par excellence пред лицом вражеского государства — Золотой Орды — сделал бы все возможное, чтобы не платить ей дань, например, принял бы политическую помощь от Папы Римского и выполнил бы условие ее предоставления — переход князя (а следовательно, в будущем и всей страны) в католицизм. Такое предложение Александру Невскому было сделано. Но Православие оказалось князю дороже. Он сделал выбор в пользу веры — а дальше стал сворачивать политические горы, чтобы этот выбор не помешал решению государственных дел. Поэтому он поехал в Орду — сама такая поездка требовала смелости и была для того времени героизмом: хану ничего не стоило приказать гостя просто убить.
Тому, кто хочет в лубочном портрете князя разглядеть живого человека, здесь важно вот что. На фоне ура-патриотичного образа Александра Невского такая поездка в Орду выглядит унижением «великого русского полководца». Но в христианстве такой поступок называется смирением — и нет ничего более человечного. «Христианство — не религия героев, христианство — религия свидетелей Христа».
Был ли Александр Невский идеальным и безгрешным правителем? Нет. Идеальных и безгрешных людей не бывает. Такой в истории был только один — от Его имени образовано слово «христианство». А благоверный князь Александр боролся, метался и ошибался — разве что военных поражений в жизни у него не было. Но вот это и любопытно для того, чтобы отделить лубочные черты от живого человека. В актерском мастерстве есть такое понятие — «второй план роли»: мысли и чувства героя, которые явно не выражены, но присутствуют внутри. На первом плане в массовом восприятии святого Александра Невского — военные победы и государственные задачи (от школьных учебников истории никуда не деться). Но на втором — Христос и смирение. Любой актер Вам скажет, что именно второй план роли делает образ удавшимся — объемным и жизненным.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.