«Пастырь, на которого были с надеждой обращены взоры всего народа», - так писал Чехов о святом праведном Иоанне Кронштадтском. Сам отец Иоанн все 53 года своего служения взывал к людям: «докажем, что чувство человеколюбия в нас ещё живуче и себялюбие не заело нас».
Иоанн Сергиев прибыл в Кронштадт по окончании семинарии и начал служение в Андреевском соборе. Во второй половине 19 века сюда – на остров Котлин - высылали так называемый асоциальный элемент. Нищих, больных, пьяных и просто ленивых в Кронштадте было великое множество. Отец Иоанн посещал этих людей. Покупал им лекарства, отдавал одежду, а домой возвращался без пальто и сапог. Все свои деньги делил между нищими. Дошло до того, что начальство распорядилось выдавать жалованье отца Иоанна не ему, а его жене.
Частная благотворительность – дело хорошее. Но священник решил, что её пора расширять, и пора привлекать к помощи ближним богатых людей. Отец Иоанн задумал открыть Дом Трудолюбия. В нём бедные и нищие смогут заработать себе еду, получат ночлег и немного денег. Отец Иоанн был уверен: только труд поможет отверженным снова вернуться в общество.
Священник опубликовал в газете воззвание, в котором просил жителей Кронштадта помочь нищим: создать для них жильё, рабочий дом и ремесленное училище. Ради этой цели батюшка призывал горожан организовывать попечительства и братства при церковных приходах. «Не пугайтесь громадности предпринимаемого дела, доброму делу поможет Бог, а где Бог, там скоро явится всё как бы из ничего», - писал отец Иоанн.
Жители Кронштадта охотно жертвовали на благое дело. И всё же с момента воззвания до начала строительства прошло 9 лет. Зато здание первого в России «Дома Трудолюбия» было построено всего за год. Среди прекрасно оборудованных мастерских были: белошвейная, сапожная, модного платья для дам. В мужских и женских мастерских работало до ста человек. Их изделия быстро разлетались по базарам и лавкам.
В Доме Трудолюбия имелась огромная народная столовая с недорогими, а по праздникам и бесплатными обедами, а также ночлежный приют. То, что под одной крышей объединили мастерские, столовую и приют, было для России новшеством. Дело отца Иоанна развивалось. В Доме Трудолюбия открылись бесплатная лечебница, читальня, начальное училище, воскресная школа для взрослых, приют для детей и ясли. А за городом были устроены огороды, на которых подопечные батюшки выращивали овощи.
Спустя восемь лет у Дома Трудолюбия появилась своя церковь во имя святого Александра Невского. Главный вклад в её строительство – пять тысяч рублей - внёс сам отец Иоанн.
В Кронштадт к батюшке за помощью и советом приезжали тысячи паломников. Размещать их было негде. И во дворе Дома Трудолюбия отец Иоанн построил здание в четыре этажа. Странноприимница – так назывался этот дом. МестА в нём по больше части были бесплатными.
Дом Трудолюбия со временем превратился в целый городок. Здесь, как в муравейнике кипела жизнь. Каждый занимался своим делом. И поток благотворительной помощи не иссякал. Отец Иоанн ежегодно вносил личный взнос - 60 тысяч рублей в пользу Дома.
Увы, за своё усердие отец Иоанн получал не только похвалы, но и упрёки. Его обвиняли в том, что он развёл нищих в Кронштадте. Священник не отвечал на выпады. Но действовал по правилу, которое формулировал так: «А если бы кто, будучи здоров, не захотел работать, то из города долой: Кронштадт не рассадник тунеядства».
Дом Трудолюбия стал первым центром, который одновременно занимался трудоустройством, учебно-воспитательной работой и благотворительностью. По примеру детища отца Иоанна в стране стали открываться другие подобные заведения. К 1917 году их насчитывалось больше сотни. Христианская идея всероссийского батюшки Иоанна Кронштадтского была поддержана. И для него это было лучшей наградой.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.