Пятидесятница или день Святой Троицы — одно из самых главных торжеств в Православной Церкви. Следующий день, как это бывает и в другие важные праздники, посвящён тому, без чьего участия он был бы невозможен. Например, после Рождества Христова мы чествуем Пресвятую Богородицу, после Крещения Господня — Иоанна Крестителя. После Пятидесятницы Церковь особо чтит Святой Дух.
Святой Дух — одна из Ипостасей Святой Троицы. Православная Церковь исповедует, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и Он равен Двум другим Ипостасям — Отцу и Сыну.
Во времена Ветхого Завета Святой Дух действовал в немногих людях. Это были пророки, чьими устами Господь говорил со Своим избранным народом. Апостолы в эпоху Нового Завета знали Бога-Отца. Они стали учениками Сына Божия — Христа. А в день Пятидесятницы апостолы исполнились Святого Духа. Так родилась Новозаветная Церковь, в которой незримо пребывает Господь и творит благодать Святого Духа.
Действие Святого Духа лежит в основе всех церковных таинств. Нас крестят не только водой, но и Святым Духом. Сразу же после погружения совершается таинство миропомазания. Священник помазывает освященным миром новокрёщнного и каждый раз произносит «Печать дара Духа Святого». Тем самым христианину подаются дары Святого Духа, помогающие возрастать и укрепляться в духовной жизни. Апостол Павел подчёркивает: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».
В таинстве венчания призывается благодать Святого Духа, чтобы между супругами не оскудевал Его главный дар — любовь.
Таинство исповеди невозможно без искреннего покаяния. Осознание греха нам даёт Святой Дух.
Соборование — таинство, в котором Господь Духом Святым врачует наши тела и души.
Рукоположение — особая традиция и таинство, ведь священнику предстоит стать орудием и источником действия Святого Духа для своей паствы.
И, наконец, Евхаристия — Таинство, в котором Духом Святым совершается преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы.
В «Символе веры» Святой Дух назван «Животворящим», то есть подающим жизнь. Святой Дух дарует мудрость, знания, веру, способность служить ближнему. Апостолы смогли говорить на разных языках, пророчествовать, совершать чудеса, быть учителями и пастырями. Человеку необходимо раскрыть данные ему дары. Если он живёт согласно евангельским заповедям, то Святой Дух приносит свои плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание.
Святого Серафима Саровского однажды спросили — в чём смысл жизни. Преподобный ответил: «В стяжании Духа Святого». Собеседник, Николай Александрович Мотовилов, переспросил, что это значит, но святой не ответил словами. Лицо преподобного Серафима просияло подобно солнцу, и старец на его глазах преобразился. Мотовилов ощутил необычайное благоухание, почувствовал необычайную радость, неземную теплоту.
Стяжание — значит приобретение, накопление. Верующие могут приобрести благодать Святого Духа через молитву, покаяние, участие в таинствах и делах милосердия. Так мы духовно возрастаем и сближаемся с Богом.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»