У нас в гостях была актриса и певица Светлана Копылова.
Светлана рассказала, как пришла к Богу, как сложился её путь от актерской профессии к сочинению и исполнению песен. Мы говорили о поэзии и музыке, о творчестве и вере, а также послушали песни нашей гостьи в живом исполнении.
Ведущие: Владимир Емельянов, Лиза Горская
В. Емельянов
— На радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здравствуйте! В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская.
Л. Горская
— Здравствуйте!
В. Емельянов
— У нас сегодня в гостях поэтесса, певица и актриса Светлана Копылова, и не одна. Здравствуйте, Светлана!
С. Копылова
— Здравствуйте, Владимир! Здравствуйте, Елизавета!
Наше досье
— Светлана Копылова. Родилась в Иркутске. По профессии — актриса. Окончила Щукинское театральное училище. В качестве автора песен работала с такими исполнителями, как Кристина Орбакайте, Вячеслав Малежик, Валентина Толкунова. С 2006 года выпускает сольные альбомы авторской песни и выступает с концертами в России и за рубежом. Имеет награды Русской Православной Церкви: орден святой преподобной Анастасии Киевской и орден святой великомученицы Варвары. Считается основателем жанра песни-притчи.
В. Емельянов
— Представьте, пожалуйста, вашего спутника!
С. Копылова
— Мой спутник сегодня Михаил Оленченко — мой гитарист.
М. Оленченко
— Здравствуйте!
В. Емельянов
— И мы, я так понимаю, сегодня будем говорить об авторской песне — вы работаете в этом жанре, — ну, и о многом другом. Вот вы в одном интервью сказали, что вам не нравится, когда ваши песни называют православными, духовными. Но зачем тогда писать вот эти песни-притчи, если вот такой христианский месседж выражен прямо и откровенно? Кстати, может быть, даже вот с чего начать: а чем песня-притча отличается от песни-басни, например?
С. Копылова
— На самом деле, мало чем отличается, потому что и там со смыслом, и там со смыслом. Не люблю ярлык «православный», потому что это такую оскомину набило и уже отталкивает нормальных людей. Но «нормальных» я имею в виду нормальных.
В. Емельянов
— А что это значит — нормальный человек?
Л. Горская
— Всё-таки поясните, пожалуйста!
В. Емельянов
— Я, в общем, себя тоже до поры, до времени считал, ну, так — условно нормальным.
Л. Горская
— Мы сейчас уточним тогда!
В. Емельянов
— Да, мне самому интересно!
С. Копылова
— Ой, как я всегда говорю, если меня напишут в какой-то афише, допустим: «православные песни» или «православный автор-исполнитель», — зачем уточнять? Я считаю, что вера — это что-то сокровенное, это что-то такое, о чём не надо кричать, на афишах тем более. И никогда не увидим мы афиши, где написано: «пианист-кришнаит к нам приехал» или «католик-поэт». Зачем? Почему надо обязательно «православный» писать? Тем более что у меня песни, хоть они и со смыслом, и со смыслом, действительно, таким духовным, но отнюдь я бы не стала их называть православными, потому что они понятны людьми любой конфессии, они близки и людям далёким вообще от Церкви, от веры. Я считаю так. Тем более что, особенно в наше время, «православный» уже набило оскомину, а я хочу привлекать людей новых, привлекать молодёжь. А это слово сейчас почему-то играет негативную роль.
В. Емельянов
— Как вы думаете, почему?
С. Копылова
— Я думаю потому, что очень много атак на Православие, на самом деле, очень много пишется в прессе об этом, и пишут люди, так скажем, купленные или ненавидящие Православие.
В. Емельянов
— Ну, такие люди были всегда, и всегда писали.
Л. Горская
— Мне кажется, есть ещё одна причина. Она в том, что очень часто православием многие прикрывают свой непрофессионализм, и «православный» — значит, сделанный на коленке.
С. Копылова
— Ой, правильно! Совершенно верно! Я считаю, что есть песня хорошая и есть плохая. Зачем называть её православной? От того, что мы её так назвали, она лучше не станет!
Л. Горская
— Но это не только музыки касается, на самом деле. Это и в близкой мне сфере печатных СМИ, и в прочих происходит то же самое, но не будем о грустном! Но всё же, приходят люди к вам на концерт, они слушают ваши песни. Они уже по смыслу этих песен всё равно, наверное, определённым образом их атрибутируют, как творчество православного содержания?
С. Копылова
— Неправда!
Л. Горская
— Неправда?
С. Копылова
— Неправда! Очень много случайных людей, которые потом могут задуматься о вере вообще. Я не хочу как-то, знаете, назидательно направлять, я вот этого не хочу. Почему у меня выбран такой жанр песен-притчей именно? Потому что я не люблю впрямую назидать никого. И люди приходят совершенно иногда левые, случайные. И когда они остаются и не уходят — вот это для меня самое ценное.
В. Емельянов
— «Люди левые и случайные» — формулировка не безынтересная! Светлана, а скажите, пожалуйста, а вот такой незначительный интерес к духовной песне в широких массах у нас, как вы думаете, почему случается, происходит? Почему он вообще есть, этот не глубокий интерес?
С. Копылова
— Потому что душа наша — христианка. И ей нужна тоже пища.
В. Емельянов
— Это понятно, но широкие массы как-то не особо ведутся, мне кажется, на концерты вот такие подобные. Поэтому я и спрашиваю: почему?
С. Копылова
— Дорогой Владимир!
В. Емельянов
— Спасибо!
С. Копылова
— Очень мало людей знает мои песни, из широких масс. Я думаю, что если бы мне дали возможность на Первом канале спеть хотя бы одну песню, хотя бы одну! Я думаю, что количество интересующихся увеличилось бы намного.
В. Емельянов
— А ваши, например, старые связи с эстрадным миром? Например, такие господа, как Игорь Суруханов, Кристина Орбакайте, по-моему, одну из ваших песен поёт, Вячеслав Малежик? Они ни коим образом не помогали вам попасть на это телевидение?
С. Копылова
— Я думаю, что не они решают, во-первых.
В. Емельянов
— Ну, это конечно! Но словечко же можно замолвить? Хотя их и самих там сейчас не очень-то показывают!
С. Копылова
— Да как-то мне просить...
В. Емельянов
— Сами придут, всё дадут?
С. Копылова
— Нет, не то, чтобы сами придут, всё дадут. Потому что, когда я начинала и когда у меня песни появились, я думала: куда их, как мне их показать? Начала через фестивали. Через фестивали у меня появилась какая-то небольшая публика, небольшие концерты. Вот в Москве первым залом у меня был Славянский центр на сто мест. То есть всё постепенно. Но что касается таких широких... Но вот на FM я, пожалуй, впервые.
Л. Горская
— О, у нас сегодня премьера!
С. Копылова
— Да, я вам благодарна. До этого я несколько раз выступала на «Народном радио», но это всё-таки AM. По телевидению тоже канал «Союз» — это всё-таки не Первый канал, не Второй.
В. Емельянов
— По аудитории.
Л. Горская
— Даже не третий, к сожалению.
С. Копылова
— Да. Поэтому я и повторяю, что люди, которые случайно вдруг узнают, мне очень радостно, что они отзываются всем сердцем и очень часто остаются в числе моих слушателей.
В. Емельянов
— А может быть, эта музыка как раз не для широких масс?
С. Копылова
— Может быть, но слава Богу, что у неё есть свои слушатели.
В. Емельянов
— Это правда. Вот теперь действительно я предлагаю познакомиться с одной из ваших песен. Что мы сейчас послушаем, и что вы сейчас исполните?
С. Копылова
— Поскольку я первый раз на FM, и, возможно, многие услышат меня сейчас впервые, я хочу предложить старую, добрую притчу, одну из самых первых своих: «Подруги».
В. Емельянов
— А я нашим слушателям скажу, что Светлана и Михаил поют и играют вживую, прямо сейчас в нашей студии, а вы это можете слышать у себя дома.
С. Копылова
— Да, я так хотела, чтобы всё-таки с диска — всё-таки на диске всё чисто, вылизано...
В. Емельянов
— Поэтому и не интересно часто бывает!
С. Копылова
— А сейчас, извиняйте — уж как будет, так будет!
Звучит песня Светланы Копыловой «Подруги».
В. Емельянов
— Спасибо большое! Как называлась эта песня?
С. Копылова
— «Подруги»!
В. Емельянов
— Напоминаем, что Светлана Копылова сегодня у нас в гостях — поэтесса, певица, актриса. Вы слушаете программу «Светлый вечер» на радио «Вера», в студии Владимир Емельянов и Лиза Горская. Скажите, пожалуйста, а кто для вас ориентиры, маяки в мире авторской песни?
С. Копылова
— Высоцкий был, конечно, для меня маяком.
Л. Горская
— Почему был?
В. Емельянов
— И до сих пор остаётся?
С. Копылова
— Ну, до сих пор остаётся, но я уже так его не слушаю, как в молодости слушала, конечно. Уже все песни фактически наизусть знаю.
В. Емельянов
— Вы под его влиянием запели?
С. Копылова
— Возможно, какое-то влияние он оказал, какое-то оказал, наверное. Ну, Олег Митяев мне нравился тоже в молодости.
В. Емельянов
— Вы свою карьеру начали с того, что решили поступать в театральный вуз?
С. Копылова
— Артистическую — да. Хотя у меня ещё за плечами Авиационный техникум иркутский.
В. Емельянов
— Вот так вот! А кто вы в дипломе?
С. Копылова
— Техник-механик по самолётостроению.
В. Емельянов
— Да, вот иногда дорога такая — вроде предопределено всё, казалось бы: сначала техникум, потом институт по этому направлению и так далее. А потом что-то происходит...
С. Копылова
— Не всё так просто!
В. Емельянов
— Конечно, жизнь вообще не простая!
С. Копылова
— Как у меня в одной песне: «Не всё так просто, ангел мой». Потому что именно в техникуме я познакомилась с Лёшей Соколовым, который обучил меня игре на гитаре. Так что я туда не зря пошла!
В. Емельянов
— А вы думаете, что в другом месте не выучились бы?
С. Копылова
— Ну, не знаю.
В. Емельянов
— И также неожиданно вы закончили актёрскую карьеру — вы же сейчас не снимаетесь нигде, не играете в театре?
С. Копылова
— Сейчас не снимаюсь, да. Потому что не предлагают достойного.
В. Емельянов
— А что предлагают? Вот многие приходят и говорят, или разговариваешь, общаешься с людьми, интервью какие-то читаешь: «Нету хорошего материала!»
С. Копылова
— Сейчас уже ничего не предлагают, потому что мои фотографии, по-моему, там похоронены уже. Я не обновляла очень давно свою базу и ни с какими агентами уже давно не сотрудничаю. Когда у меня стало своё вот это дело — авторская песня — мне это было не нужно. Бывает, конечно, такая тоска ещё по профессии, потому что профессию актрисы люблю и думаю, что если бы что-то такое сногсшибательное предложили бы мне — то, что можно поставить на параллельную чашу весов тому, что я делаю сейчас на сцене, — то, возможно, я бы и выкроила бы какое-то время, чтобы сыграть что-нибудь эдакое.
В. Емельянов
— А в каком театре гипотетически?
С. Копылова
— Нет, не в театре, а в кино. Всё-таки я в театре, по большому счёту, не играла никогда. У меня было несколько работ в кино. Были и серьёзные работы такие, как в фильме «Меня зовут Арлекино», давний такой, нашумевший, хитовый, можно сказать, фильм в конце 80-х. Был фильм «Время танцора» Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе, где тоже у меня такая серьёзная роль. Ну, было много проходящих фильмов.
В. Емельянов
— Я побывал на вашем сайте и посмотрел ваш гастрольный график. Я должен сказать, что я был удивлён, честно говоря, потому что не каждый, мне кажется, и популярный артист имеет такой график. Вы то в Ростов, то в Липецк, то во Франкфурт-на-Майне, то в какой-то ещё город в Германии, то Москва, то ещё что-то. У вас, действительно, так много гастролей?
С. Копылова
— В этом сезоне около ста концертов.
В. Емельянов
— Это несмотря на кризис, вроде как?
С. Копылова
— Ну, да.
В. Емельянов
— А в Москве вы тоже так часто выступаете?
С. Копылова
— В этом сезоне выступали четыре раза.
В. Емельянов
— Но это большие концерты, это не клубные концерты?
С. Копылова
— Один был в клубе «Гнездо глухаря». И мы раз в году даём там концерты.
В. Емельянов
— Но это известное «гнездо» авторской песни.
С. Копылова
— Да. И такие, знаете, концерты получаются очень тёплыми, такими семейными. И большие концерты — это концертный зал «Меридиан», «Королёвский». И в этом году мне удалось впервые выступить в храме Христа Спасителя, в зале Церковных Соборов сольный концерт был. Вот четыре концерта в Москве было.
В. Емельянов
— И как ощущения от выступления в храме Христа Спасителя?
С. Копылова
— Очень хороший звук. Но немножко непривычно мне было, что там нет такой камерности, потому что нет закрытого пространства, вот эти холлы и там хождения работников — немножко мне было как-то...
В. Емельянов
— Дискомфортно?
С. Копылова
— Да. И зал такой, знаете, квадратный, то есть сбоку зрители. Я привыкла, что у меня спереди зрители, я со всеми общаюсь. А тут мне приходится разворачиваться ко всем.
В. Емельянов
— Вот в связи с гастролями, часто встречаете слушателей в неформальной обстановке? Я уверен, кто-то приходит за сцену поблагодарить, что-то ещё.
С. Копылова
— Обязательно, конечно.
В. Емельянов
— Или просто какие-то пресс-конференции, встречи. Вот скажите, пожалуйста, чего мы не знаем о наших людях, особенно в глубинке? Мы их вроде представляем, вечный этот антагонизм — городские жители, сельские жители. Одни других не любят за чванство, за снобизм, за что-то ещё. Городские вроде деревенских не любят — типа, от сохи, малограмотные, ничего не читают...
Л. Горская
— Иногда за хитрость.
В. Емельянов
— ...За хитрость, за лукавство, за остальные пороки, которые тоже и городским присуще, кстати. Вот чего мы не знаем о наших людях?
С. Копылова
— Я могу сказать, что люди, по большому счёту, из одной глины вылеплены. По большому счёту, одинаковы. Когда меня спрашивают: «Какой зритель в нашем городе?» — да такой же, как и везде. Такой же! Даже часто мы с Михаилом выступаем в колониях — да такие же! Не знаю, мне этот вопрос не даётся. Я не вижу большой разницы. Ну, в Прибалтике, может быть, более сдержанные по началу, в конце всё равно они раскрепощаются, также подпевают и также аплодируют. Но, по большому счёту, одинаковые. Те же самые проблемы у всех, те же самые грехи. Ну, я не знаю, одинаковые люди-то!
Л. Горская
— А в колониях вы часто выступаете? И что вас, в общем, подвигло к такого рода деятельности?
С. Копылова
— Как-то вот получилось так, что раз-два-три пригласили, а теперь это и стало делом моей жизни. В колониях стараюсь никогда не отказываться, если есть маленькое окошечко между гастролями. Обычно на выезде выступаем. И считаю своим долгом, потому что, когда я отыграю концерт в колонии, я с таким чувством оттуда выхожу, что у меня не просто день прожит не зря, а что вообще родилась не зря.
В. Емельянов
— Не страшно вам — всё-таки колония, вы — хрупкая женщина?
С. Копылова
— Нет, не страшно, потому что люди везде одинаковые. И везде, как правило, хорошие. И очень часто люди, которые попадают в колонии, они рады, что они туда попали, потому что именно там они обретают Бога. Очень со многими я разговаривала, как правило, мы в мужские колонии попадаем, и говорят: «Если бы я сюда не попал, я бы уже сгинул, меня бы не было на свете. А теперь у меня Бог в душе!» И даже мы с Михаилом в прошлом году объездили десять колоний в Екатеринбургской области, и были даже у смертников...
В. Емельянов
— У пожизненников!
С. Копылова
— …У пожизненников, да! 25 и 27 лет — Илья и Игорь, вот как сейчас их помню, ребят.
М. Оленченко
— Да, мы были в колонии, где людям отменили смертный приговор, потому что они попали туда в 90-е годы. Я не помню, как это связано.
С. Копылова
— И им заменили на пожизненное, да?
М. Оленченко
— Нет, им даже на 25 лет, по-моему, заменили.
С. Копылова
— Да, и вот эти Игорь и Илья, они залезли на нары, потому что у них там окошечко только сверху — тут оно закрыто и только сверху, — и вот они с нар могли видеть дорожку, по которой мы с Мишей проходили. Они очень долго ждали, чтобы увидеть, как мы пройдём. А пели мы на плацу, и им было слышно, им разрешили открыть окна и слушать. И когда нас потом к ним провели и открыли двери, мы оказались через решётку с ними, они были в таком восторге! Мы им подарили диски, книжки и просто вот пожали руки. Они, — я не знаю, сколько там у них убийств, потому что всё-таки пожизненники, — они были счастливы, что их души не погибли. И у меня был такой ещё один разговор с батюшкой из Орска — там тоже много колоний. И он мне говорит: «Есть один тоже пожизненник, который стяжал Иисусову молитву! Я, священник, я не могу сказать, что углубился в неё и как-то её приобрёл, а человек сидит и ему ничего не надо — вот он молится».
В. Емельянов
— Но вы ещё осуществляете сбор средств на строительство и реставрацию православных храмов.
С. Копылова
— Одного храма! Не будем преувеличивать!
В. Емельянов
— Одного? Тогда прошу прощения! Можете рассказать об этом храме и как всё это начиналось, и как далеко вы продвинулись? Это реставрация или строительство?
С. Копылова
— Могу, конечно! Это реставрация. Храм старинный,1769 года, во имя преподобного Сергия Радонежского. Находится он в селе Липовка, это Липецкая область, Задонский район, в имении поэта Сергея Бехтеева. Маленького Серёжу в этом храме крестили. Земли были подарены ещё Петром Первым четыре века назад. И святитель Тихон Задонский был другом Бехтеевых и руководил строительством этого храма. Храм уникальный, намоленый очень. И когда я впервые его увидела в книге Владимира Невяровича «Певец Святой Руси» — это книга о роде Бехтеевых, вторая часть стихи поэта, — и когда я её открыла, мой взор упал как раз на фотографию полуразрушенного храма. И с этой минуты я уже не могла спокойно спать. У меня только тогда начинались концерты, не было такой интенсивности, но, тем не менее, пришла мысль в голову попробовать собирать вот эти вот пожертвования на концертах. Я взяла благословение на это, и первый концерт как раз проходил в день рождения поэта, так совпало. И вот прошло уже семь, что могу сказать? Храм восстановлен.
В. Емельянов
— Полностью?
С. Копылова
— Кроме росписи. Вот сейчас мы закончили роспись в алтаре. И после престольного праздника 18 июля будем приступать к росписи купольной части. Вот сейчас конкретно я собираю милостыню на это дело. На сайте у меня есть реквизиты, и у меня есть группа в «ВКонтакте»: «Храм Сергия Радонежского в Липовке» — куда вы, дорогие мои радиослушатели, можете перечислить свою копеечку. Потому что именно благодаря вашим пожертвованиям храм восстановился из руин. Я такого опыта не знаю нигде, чтобы вот так, всем миром. И в России, и за рубежом, везде мы собираем эту милостыню. И не было у нас ни разу случая, чтобы нечего нам было платить строителям. То есть Господь и святые Тихон и Сергий как этот храм ведут. А я очень радуюсь, потому что тоже имею к этому отношение: собираю деньги, считаю их, резиночками пакую и отвожу в Липовку.
Л. Горская
— Справедливости ради надо сказать, что это далеко не единственный храм в России, который восстанавливается всем миром. И мы тоже в своём эфире часто об этом говорим.
С. Копылова
— Но у нас именно на пожертвования, который собираются на концертах, песенное такое. Вот такого второго случая я не знаю пока что!
В. Емельянов
— Я предлагаю вновь вернуться к музыке, к вашему исполнению. Мы хотим что-нибудь ещё послушать.
С. Копылова
— Давайте мы исполним песню, которая, наверное, наибольшее количество голосов имеет. Очень дети любят эту песню, несмотря на то, что она грустная. Но я всегда радуюсь детским слезам, потому что не всё ещё потеряно, значит, души живые — отзываются, сострадают. Песня про кота.
Звучит песня «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой.
В. Емельянов
— Очень грустная песня, надо заметить! Это вот песня-притча, да, так она и есть в чистом виде?
С. Копылова
— Да, песня-притча.
В. Емельянов
— То есть песня-притча — это та песня, в которой рассказывается некая история с каким-то выводом, я так понимаю, да?
С. Копылова
— Да, с каким-то иногда не предсказуемым концом.
В. Емельянов
— Итак, как эта песня называлась?
С. Копылова
— «Про кота».
В. Емельянов
— Песня «Про кота» в исполнении Светланы Копыловой, ей помогает на гитаре и всячески поддерживает наш разговор, правда, по причине болезни не очень активно, Михаил Оленченко. Вы слушаете «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская, мы вернёмся буквально через несколько минут.
Часть 2.
В. Емельянов
— Мы продолжаем наш «Светлый вечер» и у нас сегодня в гостях автор-исполнитель Светлана Копылова. Как вам кажется, вы в какую болевую точку нашего народа попали, что ваши песни люди слушают и запоминают. На какие...
С. Копылова
— Мозоли.
В. Емельянов
— Педали. За какие струны дернули, и что это говорит об аудитории, об этих людях?
С. Копылова
— Наверное, все-таки сострадание, хотя я стараюсь брать те темы, которые близки всем и каждому. Есть у меня такие песни, которые люди, послушав, говорят, вы про меня спели. Знаете, всегда стараюсь и писать искренно, обнажая душу, и исполнять также, выкладываясь также целиком и полностью. И люди так же с открытой душой все это воспринимают. И принимают в себя.
Л. Горская
— А вы когда пишете, вы свой личный опыт используете или абстракциями?
С. Копылова
— В том числе, личный. И поскольку я все-таки актриса по профессии, я вхожу в роль, вживаюсь и пока сочиняю, иной раз сама наревусь, наревусь.
Л. Горская
— А что служит источником, ну не вдохновения... Как придумывается ситуация, откуда возникает та роль, в которую вы в итоге входите и пишете песню?
С. Копылова
— Самое главное в моем деле — это найти подходящий сюжет. Если найден сюжет, то вдохновение само откуда-то падает на меня. И все, дальше уже работа техническая. Стихи, музыка. Причем тоже... ну как техническая, как-то само сваливается. Это трудно объяснить. Когда спрашивают, как у вас рождается, не знаю как. Не могу сказать.
Л. Горская
— А сюжетом называется история какая-то?
С. Копылова
— История какая-то, да, фраза. Бывает, даже музыкальная фраза родится, и я начинаю туда укладывать словесную фразу, чтобы, опираясь на нее, обрасти-обрасти, чтобы получилась песня.
В. Емельянов
— Это кухня. Вы как две хозяйки сейчас: как песню сделать...
С. Копылова
— Но Лиза как-то всё время... брови в недоумении сводит немножко сводит...
В. Емельянов
— У нас Лиза просто очень музыкально одарённый человек. Она всё впитывает, а потом применяет на практике — у нас Лиза поёт.
С. Копылова
— Да?
В. Емельянов
— Да.
Л. Горская
— И танцует.
В. Емельянов
— И танцует. И вообще, у нас Лиза на все руки мастерица. Светлана, ваш духовник — известный священник отец Артемий Владимиров. Скажите, пожалуйста, а как строятся отношения творческой личности с духовником?
С. Копылова
— Начнём с того, что мой духовник сам творческая личность, выпускник филфака МГУ, поэт, член Союза писателей России. И поэтому наши отношения строятся, как духовные, так и творческие — у нас уже было два творческих вечера совместных на сцене концертного зала «Меридиан», это мой пятисотый концерт, в котором он принимал участие. По Заповедям блаженства мы представляли вдвоём мой последний на сегодняшний день, четырнадцатый альбом. Строятся отношения не просто, потому что и он всё время в разъездах — он миссионер, как известно, очень много ездит, — и я очень много езжу. Поэтому встречи наши редки, однако, связь духовная всё равно чувствуется: это и молитвенная связь, и, конечно, когда возникают какие-то сложные вопросы жизненные, слава Богу, есть телефон, есть интернет, можно всегда посоветоваться. И действительно, что мне нравится в батюшке Артемии, он никогда не навязывает, он никогда не требует какого-то безоговорочного послушания, он может только посоветовать. И он никогда не будет советовать, если ты у него не спрашиваешь об этом. Он даёт человеку волю. Собственно, как и Господь дал человеку волю, право выбора.
В. Емельянов
— Свободу. А какую роль отец Артемий в принципе сыграл в вашем песенном становлении?
С. Копылова
— Мне кажется, что именно с его приходом в мою жизнь, я стала той Светланой Копыловой, которой меня знает большинство людей. Как вы уже сказали, и я подтвердила, актёрская моя профессия, потом писала для эстрадников. И вот тот путь, на который я встала сейчас, он как раз связан с приходом отца Артемия. То есть он появился в моей жизни, и я вдруг, как-то даже в одночасье, поняла, что больше я так жить не могу, сниматься в кино не могу, писать для эстрады тоже не могу, а всё равно распирает. Распирает, потому что ясно, что талант Господь дал.
Л. Горская
— А почему не можете, почему?
С. Копылова
— Потому что идёт противоречие, идёт конфликт между мной теперешней и тем, что я делала, это несовместимо.
Л. Горская
— Удивительно, потому что многие из наших гостей, они известные, успешные артисты, при этом они ведут вполне христианский воцерковлённый образ жизни, у них противоречия этого нет.
С. Копылова
— Значит, им не приходится выбирать. А как, допустим, артист? Это профессия зависимая. Как он — соглашается на любую роль? Я не могу, например.
Л. Горская
— Нет, не на любую. Тоже как-то выбирают.
В. Емельянов
— Кстати, среди артистов тоже есть разночтения по этому поводу, потому что некоторые считают: «Нет, фу, я не буду в это сниматься, не буду затрачиваться». Предположим, если бы я был артист, я бы эти роли отсеивал по тому: лень мне запариваться на эту тему или не лень, хочется мне работать в данный момент или нет. Может, поэтому я и не артист. А другие наоборот считают: «Хорошо, предлагают вот такой материал, не очень хорошего качества, но я обладаю достаточным профессионализмом и не зря получал в своё время диплом артиста театра и кино. Что, я с такой задачей не справлюсь? Да легко!» Идут и работают, и всё у них в порядке: и семьи накормлены, и дети. И нет вот этой рефлексии — ой, я снялся тут, позор!
С. Копылова
— А если та роль, которую вы сыграли, каким-то является соблазном для кого-то? Как тогда?
В. Емельянов
— В каком смысле соблазном?
С. Копылова
— Ну, вы там закурили красиво сигарету, а мальчишка увидел, ему так понравилось, как вы это сделали, и он тоже взял и закурил сигарету. Но я сейчас примитивный пример какой-то привожу. Но тем не менее.
В. Емельянов
— Но мальчишка тот же самый смотрит телевизор, новости включает и видит, что идёт война, например.
С. Копылова
— Да, но это не через вас — горе тому, через кого приходит соблазн.
Л. Горская
— Теперь уже Владимир задумался.
С. Копылова
— Я считаю так, что всё таки какой след ты оставляешь, что ты оставляешь.
В. Емельянов
— Вот и я про то же, что многие, например не мыслят такими категориями: «Вот я сейчас поеду оставлять след в жизни, в искусстве, в частности», — а просто идут на работу, работают и всё.
С. Копылова
— Мне кажется, если жить по совести, а лучше по Заповедям, но это одно и то же, по большому счёту, то по-любому, если даже след на земле ты не оставишь, то, в любом случае, это спасительно для души.
В. Емельянов
— А может его и не надо оставлять? Живи себе нормально, не как свинья, и достаточно?
С. Копылова
— Может быть, не надо. Мы сейчас говорим немножко на другие...
В. Емельянов
— Очень много наследили вокруг.
С. Копылова
— ...Немножко говорим сейчас, так получилось, о моей личности, я поэтому персонифицирую на себя. Если бы я была человеком неизвестным, простым и просто бы жила себе в вере, в Боге, конечно, не о каких следах и не думала бы! Я бы думала о том, как я провела этот день, что я сделала доброго, хорошего, а это тоже след.
В. Емельянов
— Светлана, а как вы, вообще, познакомились с отцом Артемием Владимировым?
С. Копылова
— Я привела своего сына в лицей православный, в пятый класс. Он там был духовником. И каждую среду совершал Литургию в школе — там был такой храм домовой. И так я увидела его впервые, но я тогда не знала, какой он известный, популярный, что у него и на радио «Радонеж» своя передача есть в прямом эфире, что у него есть книжки, диски. Я ничего этого не знала, он мне просто понравился, и то, даже не сразу понравился. И событие было одно, которое повлияло на меня таким образом, что я решила, что лучшего батюшки я не найду. Я об этом рассказывала. Но, если хотите, могу кратенько.
В. Емельянов
— Ну, может быть, кто-то из наших слушателей не знает.
С. Копылова
— Да, кратенько расскажу. У моей знакомой с «Мосфильма», звукорежиссёра, умирал брат, который очень любил батюшку Артемия слушать и был его радиоприхожанином — по вторникам слушал радио «Радонеж». И последнее его предсмертное желание было — он хотел услышать голосок батюшки. И ко мне обратилась Лиля с тем, чтобы я помогла ей каким-то образом это сделать — исполнить последнюю волю. Поскольку батюшка был к нас в лицее, я позвонила директору школы, она сказала, что батюшка уехал в Йошкар-Олу, его нет в Москве, и попробует она выйти на него через его секретаря. Это было около десяти лет назад, тогда мобильные телефоны только появились. Но не только, но они были дорогими в смысле обслуживания, то есть позвонить, скажем, с мобильного телефона на городской в другой город — это очень дорого стоило. И вдруг я узнаю, что батюшка Артемий позвонил незнакомому умирающему человеку с мобильного телефона из другого города, в роуминге находясь, и что-то ему достаточно долго, но утешительно, по всей видимости, говорил, потому что лицо Виктора просветлело. И он умер через несколько часов с улыбкой на устах. И когда мне об этом рассказали, я была настолько потрясена, я подумала, что такой священник большая редкость, возможно. Хотя, может быть, много таких. Но как бы то ни было, этот случай решил мою участь — я предложила батюшке, чтобы он стал моим духовным отцом, причём я сделала это в стихотворной форме.
В. Емельянов
— Светлана Копылова в «Светлом вечере» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Лиза Горская. А вы некоторое время сотрудничали с Валентиной Толкуновой, не могли бы вы немного рассказать об этом периоде?
С. Копылова
— Сотрудничеством это не назовёшь. Ну, понятно, что я с детства её любила, как и многие. А она вдруг открыла для себя мои песни, которые ей дали послушать в машине, и она очень прониклась и захотела со мной познакомиться. И узнав мой телефон, найдя его, она мне позвонила. И мы потом встретились и стали общаться, встречаться. Она сказала, что дружит со мной. Я, если честно, не взяла бы на себя такой смелости. Кстати сказать, на днях умерла её мама — Евгения. Давайте помолимся о рабе Божией, новопреставленной Евгении! На девяностом году она ушла в мир иной, пять лет прожив без своей любимой дочери.
В. Емельянов
— А вот не могли бы вы немного подробнее рассказать о Валентине Толкуновой, каким она была человеком? У вас сразу взгляд светлеет и улыбка на лице — значит, неспроста!
С. Копылова
— Через год после её ухода мы даже сняли фильм, который называется «Любовь побеждает смерть». Его можно найти в интернете и посмотреть — часовой фильм, как раз воспоминания. Я там рассказываю о том, как мы с ней познакомились, более подробно. Конечно, не скажешь за пять минут всё то, что меня переполняет в отношении этого удивительного человека. Но главное, я спокойна за неё, потому что она была человеком верующим, а значит, её душа бессмертна. Бессмертна, в смысле, что она найдёт хорошее место, я больше чем уверена в этом — что Господь не оставит её Своей милостью. Потому что она всю себя отдавала и людям, и я видела, как она молилась — я случайно её застала. Мы ночевали у одних друзей, и я зашла в её комнату как-то внезапно с утра, и увидела её молящейся. Я видела, какой у неё молитвослов потёртый. Моя душа за неё спокойна. А это ведь самое главное!
В. Емельянов
— Конечно, невозможно не согласиться! У нас не так много времени осталось в сегодняшней нашей встрече, а очень хотелось бы, чтобы Лиза так не расстраивалась, и для неё прозвучала эта песня, чтобы она что-то там переосмыслила.
С. Копылова
— Если честно, я, как уже говорила, не люблю назидания в песнях, но у меня есть не только песни-притчи, но есть и просто песни. И есть песни на стихи других авторов. Кстати, я не сказала о том, что песня «Сыграй мне отходную» была на стихи йошкар-олинского поэта Мишеля Лазарева. И «Торопитесь любить», которой я хочу закончить сегодняшнее выступление, на стихи Марины Шуршаковой из Москвы. И как раз она имеет как бы повелительный, назидательный тон: торопитесь любить. Но тем не менее всё-таки такие песни, наверное, иногда могут быть, могут иметь место. Но сначала «Тонкая натура».
Звучит песня «Тонкая натура» в исполнении Светланы Копыловой.
Л. Горская
— Светлана, если не возражаете, хотела всё-таки поговорить о том, какая ваша аудитория. Потому что в начале программы мы говорили про каких-то случайных, так называемых левых людей, — но это цитата из вас, — которые пришли случайным образом на концерт и остались.
С. Копылова
— Случайных мало!
Л. Горская
— А вот ваша постоянная аудитория, это кто, кто эти люди?
С. Копылова
— Скажем так, поначалу это в основном были женщины в платочках.
Л. Горская
— И приходили они по объявлению, которое висело в храме?
С. Копылова
— Да. Сейчас, что меня очень радует, моя аудитория состоит — не знаю насколько процентов — из детей, причём от нуля. И если вы придёте ко мне на концерт, вы увидите, какие вереницы детей выносят цветы — ощущение, что мы находимся на утреннике. И дети, несмотря на то, что я для них специально никакой песни ни одной не сочинила, они настолько проникают в эти песни, настолько их чувствуют, разучивают наизусть. И, я так понимаю, растут теперь уже на них, потому что есть уже те, которые говорят: «Мы выросли на ваших песнях». Я в этом году отмечаю десятилетие своей творческой деятельности. Если ребёнок, допустим, с семи лет начал слушать, а ему сейчас семнадцать, то можно сказать, что он вырос, действительно. Приходят письма от мужчин, которые признаются в том, что они спецназовцы и прошли, видали такое...
Л. Горская
— А в любви признаются?
С. Копылова
— Ну, есть такие, да.
Л. Горская
— Скромно сказала она.
С. Копылова
— Но почему скромно? Вы спросили, я сказала. Есть всякие, да. Но я не обращаю внимания, потому что это не здорово — нельзя полюбить человека, не зная его. Если бы они поближе меня узнали или спросили у моего мужа, какая я на самом деле. Нельзя же персонифицировать с песнями человека. Я пою, действительно, может быть, и темы такие затрагиваю, а на самом деле я простая и ничем не примечательная. И аудитория моя расширилась, да. Признаются мужчины, что и слезу прошибает у них. А меня почему-то это радует.
Л. Горская
— Да мы же выяснили, что вы, вообще, радуетесь слезам!
С. Копылова
— Я не садистка. Но мне нравится, когда душа просыпается.
В. Емельянов
— Понимаем.
С. Копылова
— Вот как её торкнуть так, чтобы она, действительно, раскрылась.
Л. Горская
— Есть разные способы.
В. Емельянов
— Действительно, торкание разное бывает.
Л. Горская
— Есть такое понятие, как «вышибать слезу коленкой». Это я не знаю, как охарактеризовать в двух словах. Но, примерно, когда очень грубо играют на таких вот струнах, которые всегда живы в душе.
С. Копылова
— Я стараюсь не приписывать себе ничего, когда начинают хвалить, допустим, мои песни. Но всё-таки считаю, что когда люди говорят о том, что они «как на исповеди побывали», значит, наверное, те струны души трогают песни, которые именно близки к покаянию. И им хочется, и многие идут в храм после этого на исповедь. Потому что бывают и какие-то забытые грехи, а песня напоминает о чём-то.
Л. Горская
— Как интересно. А скажите, на семейных праздниках, торжествах вы поёте или нет? Или это для вас работа, сцена, а дома вы как-то по-другому проводите досуг?
С. Копылова
— Нет, я дома не пою.
Л. Горская
— А, вот так! А как вы время за столом проводите?
В. Емельянов
— А как вы сочиняете?
С. Копылова
— Я сочиняю у себя в келейке или где-нибудь в самолёте, или в поезде.
Л. Горская
— Подождите, но вот у вас именины, вся семья собралась, все друзья собрались, вы сидите за столом и не поёте, и не просят?
С. Копылова
— И не пою.
В. Емельянов
— И не просят?
С. Копылова
— Вы знаете, у нас не бывает таких крупных, громких компаний. Я человек достаточно замкнутый и стараюсь уединиться. Не очень люблю праздновать что-то там.
В. Емельянов
— И гостей не любите?
С. Копылова
— Понимаете, я очень редко бываю дома. И когда я наконец туда попадаю, мне хочется побыть одной.
Л. Горская
— Ещё бы — столько концертов в сезон!
С. Копылова
— Мне хочется побыть одной, закрыться у себя, побыть с родными, близкими, а они мои песни знают и так, чего им их петь?
Л. Горская
— Где наши радиослушатели могут вживую послушать вашу музыку? У вас какие-то концерты планируются летом, в ближайшее время?
С. Копылова
— Планируется концерт 22 сентября в «Гнезде глухаря» на Цветном бульваре, билеты уже в продаже.
Л. Горская
— Известная московская площадка.
С. Копылова
— И 8 ноября будет представление нового альбома «Ностальгия». Это альбом с таким белогвардейским уклоном — несколько песен о России. Да, собственно, они все о России, о тоске по Родине, на стихи и современных авторов, и поэтов-эмигрантов первой волны, три песни на мои стихи, музыка...
Л. Горская
— А в других городах: Томск, Иркутск, Екатеринбург у нас есть, Вязьма, Вятка, Тверская область.
С. Копылова
— Екатеринбург, Вятка — регулярно, ежегодно. В Иркутске, в своём родном городе, на большой сцене ни разу не выступала.
Л. Горская
— Но вы можете сейчас передать привет и попросить кого-нибудь организовать концерт!
С. Копылова
— Привет, дорогие иркутяне! Мечтаю приехать и выступить, действительно, в родном городе. Потому что, когда только-только я начинала, я там в двух приходах для бабушек в платочках спела несколько песен. А так, чтобы действительно большой концерт, как, скажем, у меня был в Тюмени — уже было три концерта — на самой лучшей площадке — в Гуляевском зале Тюменской филармонии. Это очень крутая площадка. И как-то, слава Богу, аншлаг собирался.
Л. Горская
— А «Меридиан» собирается?
С. Копылова
— «Меридиан» собирается, но в этом году мы его профукали, мы очень поздно обратились, и уже 8 ноября занято. А кроме 8 ноября у меня ничего там осенью нет свободного. Поэтому взяли «Королёвский» концертный зал.
Л. Горская
— Понятно. Тогда давайте для тех, кто ещё не был на ваших концертах и для ваших близких, которым вы дома не поёте, как мы выяснили, пока в нашем эфире исполним ещё какую-нибудь песню.
С. Копылова
— Давай тогда, Миша, сыграем «Послушник и монах»!
М. Оленченко
— Давай!
Звучит песня «Послушник и монах» в исполнении Светланы Копыловой.
В. Емельянов
— Что ж, спасибо за то, что нашли время и пришли к нам на радио «Вера» в программу «Светлый вечер». Напоминаем, что у нас в гостях сегодня была Светлана Копылова — автор и исполнитель. А в студии были Владимир Емельянов и Лиза Горская, до встречи, до свидания!
Л. Горская
— Всего доброго!
С. Копылова
— Благодарим вас за то, что пригласили! С нами был также Михаил Оленченко — мой незаменимый гитарист.
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Юрий Постарнаков, Андрей Зверев
У нас в гостях были участники музыкальной группы «После одиннадцати» Юрий Постарнаков и Андрей Зверев.
Мы говорили о музыке и вере, об истории группы и о том, как в своем творчестве наши гости используют традиции русской народной музыки.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели