Светлый вечер с Николаем Завьяловым (эфир от 19.02.2015)

Светлый вечер - Николай Завьялов ( эф. 19.02.2015) - Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - Николай Завьялов ( эф. 19.02.2015) - Часть 2
Поделиться

Николай Завьялов1У нас в гостях был кампанолог, звонарь Сретенского монастыря, доцент кафедры Литургики Сретенской Духовной Семинарии Николай Завьялов.
Разговор шел об истории колоколов и колокольных звонов: о преемственности звонарной школы, сохранившейся с дореволюционных времен до наших дней, о старейших колоколах Москвы и России, об особенностях колокольных звонов и колоколов.

Ведущие: Алла Митрофанова, Алексей Пичугин

А. Пичугин

— Здравствуйте, дорогие друзья! Алла Митрофанова и я, Алексей Пичугин, приветствуют Вас в студии радио «Вера».

А. Митрофанова

— Добрый светлый вечер!

А. Пичугин

— Ну что ж, Алла, представляй гостя!

А. Митрофанова

— Ах, вот так, да?

А. Пичугин

— Да.

А. Митрофанова

— Николай Иванович Завьялов — человек, который на весь мир смотрит, пожалуй, со своей колокольни. Правильно? Правильно ли будет так сказать? (Смеется.)

А. Пичугин

Почти на весь. Вот тут уже раскрывается интрига.

А. Митрофанова

Звонарь Сретенского монастыря Николай Завьялов сегодня у нас в гостях. Добрый вечер!

Н. Завьялов

Здравствуйте.

А. Пичугин

Здравствуйте.

А. Митрофанова

Рады, что Вы к нам пришли.

Наше досье

Николай Иванович Завьялов. Родился в 1961 году в Кемеровской области, учился в Российском православном университете святого Иоанна Богослова. В настоящее время звонарь Сретенского монастыря, доцент кафедры литургики Сретенской духовной семинарии. Автор ряда публикаций об использовании звонов в православном богослужении. Участвовал в проектах возрождения колокольных звонов Московского Кремля, Храма Христа Спасителя, Валаамского монастыря и других культурных объектов не только в России, но и за ее пределами. Женат, отец двоих детей.

А. Пичугин

Николай Иванович, ну вот я помню колокольный звон гораздо раньше, чем саму церковь. У дедушки была пластинка с Ростовскими звонами. Мне кажется, что во многих семьях были эти пластинки — Ростовские звоны знаменитые. Я их постоянно просил мне включать, поэтому… Тогда еще колоколов не было ни в Москве, ни в Подмосковье толком, только-только что-то появлялось. Так звоны вошли в мою жизнь, когда еще вот колоколов толком не было. А вот как было у Вас?

Н. Завьялов

Колокола в моей жизни появились почти одновременно с тем временем, когда я стал приходить в церковь на службу. Вот что касается Ростовских звонов, я их сам очень люблю, и эти звоны постоянно публикуются. У нас есть, уже набирается довольно большая стопка пластинок с Ростовскими звонами, и можем послушать Ростовский звон, включить и сравнить, как звонили старые звонари, когда звон был записан в 1963 году. Сергей Бондарчук со своей командой снимал фильм там, и потом эти звоны были размещены на диске. Скорее всего, Вы говорите о том диске, который был еще маленькой пластиночкой.

И потом записывались эти звоны еще неоднократно, но мы наблюдаем интересную такую картину о том, как звонили старые звонари, ростовские старики, и о том, как звонят нынешние звонари.

А. Пичугин

А в 60-е годы те, кого писал Бондарчук, это люди, которые помнят практически еще дореволюционную школу.

Н. Завьялов

Да-да, именно так. Чем ценна эта запись — тем, что на ней звонили те люди, которые умели совершать звоны еще до того, как колокольни закрывались. Это были дореволюционные звонари. Мы это очень ценим, поскольку и мне досталась малая толика этой радости, когда мы общались с Владимиром Ивановичем Машковым. Человек, который звонил на колокольне Новодевичьего монастыря. Он был у патриарха Тихона свещеносцем. Он еще мальчиком дореволюционные колокола слышал, он еще до революции был звонарем, и он это искусство нам принес и преподал в том самом виде. Или…

А. Пичугин

Вы с ним общались?

Н. Завьялов

Да, мы с ним общались, и это часто бывало у него на колокольне.

А. Пичугин

Какие же годы были? Вы…

Н. Завьялов

Это 80-е годы. Ну, я начал заниматься…

А. Пичугин

Молодо выглядите!

Н. Завьялов

Молодо — я еще, понимаете, как говорят… некогда мне стареть, я по колокольням.

А. Митрофанова

(Смеется.) Отлично! Поднимаетесь и спускаетесь вниз!

А. Пичугин

Хотя я лично припоминаю — кажется, я видел телевизионные репортажи уже 90-х годов. Он же дожил до нашего времени.

Н. Завьялов

Да, да. Мы его проводили в мир иной уже в 2000 годах. Поэтому…

А. Митрофанова

А скажите, если в 80-е годы он обучал Вас колокольному звону, как он поддерживал эту форму профессиональную в советское время, где он звонил? Ему давали где-то?..

Н. Завьялов

Да-да, здесь такой интересный случай, уникальный. Когда человек по-настоящему православный, то он становится таким внешне, как бы сказать… коммуникабельным. Настолько он культурный, насколько он человек, весь живущий еще воспитанием того, XIX века. Он сам еще получал подарки из рук царевича Алексия, он видел живого царя, и та атмосфера московская, та семья его, в которой он вырос, эта естественная православная тактичность, которая в нем была… И он работал на заводах, но не был никогда партийным. Он занимал довольно высокие должности — он был инженер. И даже директор завода, зная даже прекрасно, что он ходит на колокольню, как-то даже высказывал, говорил «Я приду к тебе на колокольню, мне тоже хочется послушать колокольный звон». На него не поднималась рука ни у кого — он был настолько человек хороший, настолько он был приятный в общении, и настолько он был такой вот… Ну, и, вообще сказать, он ходил на колокольню до самой своей смерти. Только уже в 90 лет, уже после перелома шейки бедра, уже будучи человеком достаточно взрослым (я думаю, в 90 лет уже достаточно взрослый), но вот не прекращал свою деятельность колокольную — поднимался на колокольню и с большим удовольствием звонил.

А. Митрофанова

А где эта колокольня?

А. Пичугин

В Новодевичьем.

Н. Завьялов

Это колокольня здесь, по соседству — Новодевичий монастырь.

А. Митрофанова

То есть он там же, в Новодевичьем, все время и служил?

Н. Завьялов

Он не все время. Как он рассказывал, он служил… Значит, начинал еще в Леоновском соборе, когда был мальчишкой, а потом он служил на Преображенской — там храм, до тех пор, пока не снесли…

А. Пичугин

Не снесли, да. Единственный…

Н. Завьялов

Потом он был, да, вынужден уже этот храм покинуть, но его пригласили уже на Новодевичий. Ведь Вы помните, в Олимпиаде 1980 года уже тогда были такие струнки — так сказать, показать всему мировому сообществу, что мы уже…

А. Пичугин

Гонений нет…

Н. Завьялов

…Гонений уже нет, что мы уже лояльно относимся ко всем. И вот на колокольне Новодевичьего монастыря обнаружили старые колокола, очень хорошие колокола, знаменитые…

А. Пичугин

Дореволюционные, естественно?

Н. Завьялов

Дореволюционные, не только дореволюционные — XVII века. Царица Софья эти колокола пожертвовала в Новодевичий.

А. Пичугин

И эти колокола сейчас там висят, и они звонят, мы их слышим?

Н. Завьялов

И располагаются там, и они в настоящее время функционируют. Три больших колокола, замечательные, старые, из знаменитой литейной династии Моториных, из мастерской, которая была уже тогда известна своим благозвучным, так сказать…

А. Пичугин

А какой сейчас самый старый колокол в России? В Москве хотя бы?

Н. Завьялов

Ну, из самых старых — те, которые знаю я. Может быть, я еще не все колокола знаю. Где-то в запасниках музея, наверное, можно найти колокола очень старые. Но тот, который мне известен, — на колокольне Иван Великий, 1530 года Корсунский колокол, которому скоро будет 500 лет.

А. Пичугин

А он звучит?

Н. Завьялов

Да, он звучит. Он участвует в звоне.

А. Митрофанова

Потрясающе.

А. Пичугин

А был еще ведь колокол, насколько я знаю, в Саввино-Сторожевском монастыре, утерянный? Он был XV века.

Н. Завьялов

Да, это мягко так говорят — «он был утерян».

А. Митрофанова

А на самом деле что?

Н. Завьялов

При этом надо сделать, наверное, лошадиное лицо.

А. Пичугин

Есть свидетельства, что его уничтожили все-таки?

Н. Завьялов

Косвенные данные об этом… Хоть об этом открыто и не сказано, но кое-какие штрихи на это указывают. Под видом того, что его хотели снять, чтобы он не попал в руки…

А. Пичугин

Немцев?

Н. Завьялов

…врагу. Вот сказали, что его нечаянно уронили.

А. Митрофанова

То есть, фактически, он разбился?

Н. Завьялов

Да. Он погиб, и мы потеряли такой памятник, такой вот замечательный колокол. Это настоящая большая культурная утрата.

А. Пичугин

Это даже какая-то западноевропейская работа, да?

Н. Завьялов

Нет, это литейная работа московская. Царь Алексей Михайлович пожертвовал свои средства, он даже написал…

А. Пичугин

На Саввино-Сторожевский?

Н. Завьялов

Да, на Саввино-Сторожевский. Тайнописью было написано его имя. И когда расшифровали (кстати, расшифровали только в 70-е годы, почти три столетия не могли расшифровать, что там написано)…

А. Митрофанова

В ХХ веке?

Н. Завьялов

Да, у ХХ веке расшифровали и увидели, что надпись… У нас эта надпись — дословно ее можем найти в литературе, но приблизительно она выглядит так что «лил колокол Алексей, раб Божий». И потом уже догадались, что кто еще мог бы так… не литейщики, а жертвовали — кто бы мог так пренебрежительно так сказать, вылить — наверное, только сам царь о себе.

А. Митрофанова

Николай Иванович, Вы сейчас употребили такое слово интересное. Вы сказали «Вот колокол, к сожалению, погиб». У меня в связи с этим вопрос. Я слышала о том, что на Руси колокола… к ним относились как к живым существам. К примеру, если колокол, там, я не знаю…

А. Пичугин

За что-то лишали языка, например.

А. Митрофанова

Да, его могли казнить, условно говоря, да?

Н. Завьялов

Ну, Угличский колокол знаменитый, да…

А. Митрофанова

Если, к примеру, он допустил пожар, вовремя не отзвонил, да, не оповестил город или, там, улицу, или какой-то район о том, что надвигается несчастье, его могли казнить — лишить языка, например, да? Откуда такое отношение к колоколам, почему?

Н. Завьялов

Ну, здесь мы с Вами встречаем такое символическое действо. Тот колокол, который возвестил о младенстве в Угличе, когда…

А. Пичугин

Смерть царевича Димитрия…

Н. Завьялов

Царевича Димитрия когда убили, то колокол, который возвестил об этом, был также сослан — ему вырвали язык, отбили ухо и отослали в Тобольск. И здесь, конечно, можно было бы, так сказать, если подойти к этому вопросу грубо, сказать «Ну, вот какие они…», значит…

А. Митрофанова

…язычники!

Н. Завьялов

«Язычники какие!»

А. Митрофанова

Да.

Н. Завьялов

Но на самом деле колокол — это как знамя, колокол — это символ. И бить колокол плетьми — конечно, не надо полагать, что они были такие идиоты. Бить плетьми — это демонстративно выражать неуважение. Это как сейчас у нас сжигают знамена, сжигают чучела неугодных или еще что-то. Тогда это уже действовало, и колокол, под звук которого человек рождался, колокол, который собирал всех на…

А. Митрофанова

На молитву.

Н. Завьялов

…на молитву, он, в понимании русского человека, был такой же неотъемлемой частью общества. Он был одним из символов этого общества, и демонстративно надругаться над этим колоколом — это было как раз действо не прямое, а действо символическое.

Ну, и любовь к колоколу… любовь к колоколам — она и проявлялась. У нас одни только названия сразу… У колокола есть «корона», есть «уши»…

А. Митрофанова

Да-да-да, «язык»…

Н. Завьялов

…есть «губа», «язык». У него очень много такого, что наделяет его человеческим голосом, признаками человеческого голоса. Но, в то же время, колокол и как элемент какого-то символа, элемент какого-то общественного знака.

А. Пичугин

Мы очень фрагментарно погружаемся в историю. Давайте все-таки обратимся к ней непосредственно.

Вопреки схожему мнению, как я понимаю, колокольный звон, колокола пришли к нам не одновременно с принятием христианства. Ведь это появилось гораздо… Сначала были некие «била», потом колокола. Вот как развивался колокольный звон у нас, здесь? Потому что мы знаем — колокола в Западной Европе звучат, они совершенно по-другому, западные звоны.

А. Митрофанова

Мы знаем «малиновый звон», например, кстати говоря. Город Малин, да?

Н. Завьялов

Мехелин.

А. Митрофанова

Мехелин иначе, да?

Н. Завьялов

Да, он пишется через «h», и в немецкой транскрипции он как Малин.

А. Пичугин

Да, это еще один аспект.

Н. Завьялов

«МАлиновый звон», (нрзб.) — это корильон. Мы сейчас об этом поговорим, Алексей. Понимаете, так заявлять, что у нас не было колоколов до того, как… мы не можем. Потому что, вообще-то, мировая практика знает колокола еще задолго до того, как появилось христианство.

А. Пичугин

Да, мировая практика.

Н. Завьялов

Мировая практика знает. Мы с библейских времен знаем о происхождении колоколов, когда один из отцов библейских — Иувал — научился плавить металл, научился изготовлять оружие. Он же прародитель всех музыкальных инструментов, прародитель оружия, прародитель всех ремесел, «отец ремесел». Вот тогда уже мы имеем некоторые сведения о том, что…

И, потом, в Книге Бытия мы видим, как священнику предписывается иметь на одежде звонцы. Кстати говоря…

А. Пичугин

Колокольчики.

Н. Завьялов

…у архиерея и сегодня на облачениях, на саккосе присутствуют специальные звонцы. Каждое его движение сопровождается таким едва уловимым звоном.

А. Митрофанова

На бубенчики похожий.

Н. Завьялов

Да, это похоже на бубенчики — каплевидные такие.

Поэтому мы понимаем, что идея пластину изогнуть в сосуд, наверное, возникла довольно рано. Увидели, что металл при соприкосновении начинает издавать звук… Звук как коммуникация, как средство оповещения довольно удобен. И очень скоро нашли эту формулу — как изготовить колокол. И в России, наверное, эти колокола были, наверное, они тоже, возможно, использовались. Но вот с принятием христианства… У нас есть прямые свидетельства о том, что на Софийском соборе было 12 колоколов.

А. Пичугин

Той формы, к которой мы привыкли?

Н. Завьялов

Да. Уже в Византии эти колокола употреблялись напрямую. Они уже как средство оповещения…

Ведь у нас известны случаи, когда епископ Дагей(?) — это уже у нас в VI веке — лил колокола. В VII веке уже папа Римский Савиниан благословил колокола на употребление для созыва людей. Раньше были лаосинакты — так называемые оповестители, те, кто ходили и устно разносили молву. Потом пытались использовать в качестве созыва и трубы, и еще какие-то инструменты, но они прижились не очень. На трубе нужно уметь играть, и, видимо, это было тоже, и трубу саму, может быть, не очень просто было изготовить, приобрести. С колоколами оказалось как-то вот…

А. Пичугин

Проще.

Н. Завьялов

…проще, поудобнее. И колокола очень быстро нашли свое место.

А. Пичугин

Николай Иванович, давайте послушаем звоны.

Н. Завьялов

У меня есть звон, который я прошлым летом записывал со студентами-звукорежиссерами на острове Валаам. Там есть колокольни, которые только недавно приобрели колокола, и на этих колокольнях тоже есть звоны, которые исполняются в моем… моим, так сказать, звоном.

 

(Звучит звон.)

 

— «Светлый вечер» на радио «Вера».

 

А. Пичугин

Итак, Николай Завьялов, известный московский звонарь, звонарь Сретенского монастыря, у нас в гостях.

Николай Иванович, ну до перерыва, до вот этих замечательных звонов мы с Вами говорили об истории колоколов вообще, об истории колоколов у нас на Руси. Я слышал, что колоколам предшествовали била. Вы говорите, что это не совсем правильно.

Н. Завьялов

Они параллельно развивались.

А. Пичугин

Они параллельно развиваются…

А. Митрофанова

Что такое «била», простите за дилетантский вопрос?

Н. Завьялов

Била, конечно же, — от слова «бить», «ударять». И эти била то же самое имеют значение — оповещать о начале службы. И эти билы были употребляемы в монастырях, еще в древних монастырях, когда не было необходимости за стены монастыря сообщать о начале службы. Была такая должность, которая называлась «будильник».

А. Митрофанова

(Смеется.)

А. Пичугин

Ходил монах, монах с колотушкой…

Н. Завьялов

…с колотушкой, ударял в двери кельи, возглашал «Аллилуйя!» И я думаю, что этот возглас и этот удар в дверь были слышны не только в келье. А потом, представляете, внутри кельи как это самое… это воспринимается — вдруг удар колотушки? То понятно стало, что, практически, лучше ударять в доску — это и так всем слышно.

А. Митрофанова

Угу.

А. Пичугин

В Греции так и делают до сих пор (нрзб.).

Н. Завьялов

Не только в Греции. У нас и на Валааме звонят, и в Екатеринбурге, и где только у нас не употребляется…

А. Пичугин

Такой кампанда?

Н. Завьялов

Это не кампан. «Кампан» как раз-то — это слово «колокол». Наука кампанология как раз предполагает… «наука о колоколах».

А. Митрофанова

«Кампанилья» — «колокольня».

Н. Завьялов

Это была провинция Кампанья в Италии, там, где добывали медь. Поэтому и кампан там тоже неслучайно оказался. А вот била как таковые и сегодня используются с большим успехом, и мы, при желании, тоже можем включить и послушать, наверное, как они звучат, потому что очень высокохудожественный звон на билах достигается двумя молотками. Различные доски по величине, различные по своему, так сказать… по древесине различной дают разные звуки. Но мы-то знаем, что если мы ударяем в центр доски — это один звук, в четверть доски — это другой звук. То есть, согласно тому звукоряду, который у нас еще от Пифагора, мы знаем, что у нас любой предмет, или струна, или доска может разделяться на количество целых элементов, которое кратно у нас двум, четырем, и эти элементы, если мы эти… возбуждать будем в тех зонах, где эти элементы располагаются, мы будем получать разные по высоте тона. Поэтому одна и та же доска звучит разными голосами. И тот, кто на доске на этой звонит, он, умело сдвигая молоток… Он же знает эти зоны, он уже к ним привык. Он начинает варьировать не только ритмическую фигуру, но и создает мелодическую фигуру. А когда еще он употребляет такие элементы, как динамика, такие элементы, как синкопы, такие…

А. Митрофанова

Ах, ах, ах, какая терминология началась!

Н. Завьялов

И когда у нас с Вами начинается настоящее художественное исполнение… Ну, а доколе это творческая работа, следовательно, у нее есть свой инструментарий, у нее есть свои выразительные средства. Поэтому вот те музыкальные выразительные средства, которые возможны для исполнения музыки на ударных инструментах, те же самые переносятся на исполнение… И на одной доске можно так прекрасно исполнять, можно так интересно звонить… Ну, и потом, мы же знаем…

А. Митрофанова

На одной доске?

Н. Завьялов

…чем меньше у художника выразительных средств…

А. Митрофанова

…тем ярче получается произведение.

Н. Завьялов

…тем ярче проявляется его талант.

А. Митрофанова

Да.

Н. Завьялов

И, таким образом, у меня есть прекрасные примеры, когда звонят на доске очень чудесно. И эти элементы давно превратились уже тоже в такой символический элемент, ну, в символическую какую-то… Они… Мы не имеем такой необходимости — у нас у всех есть часы, у нас есть Интернет, у нас есть SMSки. У нас уже такое обилие возможностей сообщаться друг с другом, что прямое назначение колоколов — оповещать округу о том, что будет служба, оно, как таковое, практическое значение теперь имеет довольно мало. Оно больше является украшением службы, украшением храма. Оно… Замечено, что его сложный, многообертонный звук, очень сложный, темброво, так сказать, разнообразный звук, он очень наполняет пространство, он его облагораживает. Он создает молитвенное состояние. И била ничем не уступают в умелых руках хорошему звонарю и колоколам. Била могут звучать очень интересно. Эти токи так называемые у нас сохранились и в описаниях, и в настоящем виде. И у нас многие монастыри используют — тот же Валаамский монастырь, например, когда совершают Богослужение в четыре часа утра, они в рамках монастырской ограды совершают токи на доске с помощью билы.

А. Пичугин

А в Москве где-то можно услышать?

Н. Завьялов

В Москве — да, пожалуй, можно… Надо вспомнить, надо подумать, у кого они еще…

А. Митрофанова

Хорошо. Вернемся…

А. Пичугин

В Коломенском, может быть?

Н. Завьялов

В Коломенском… Понимаете, Алексей, я не стал бы называть билами те металлические пластины, которые очень красиво звучат. Я знаком с их изобретателем. Александр Иванович Жихарев, очень уважаемый мною человек, запатентовал их в виде имитаторов. Они — имитаторы колоколов.

А. Пичугин

Колокольного звона.

Н. Завьялов

Да. Они с большим успехом используются в оркестрах, в театрах.

А. Пичугин

Да, да-да. Это мы видели.

Н. Завьялов

Они свое место нашли, они свое место занимают. Я здесь гораздо более осторожно стал бы относиться к тому, чтобы вместо колоколов их размещать на колокольнях.

А. Митрофанова

Угу.

А. Пичугин

Потому что и звук не такой далекий, да, распространяется?

Н. Завьялов

В том-то все и дело. В том-то все и дело. У меня недалеко от моего дома есть колокольня, на которой располагаются вот эти самые пластины.

А. Пичугин

Вместо колоколов?

Н. Завьялов

Вместо колоколов. Создается такая стойка, рама такая, на ней все это дело вывешивается, и с помощью молотков, киянок они звонят.

А. Пичугин

Ну, наверное, дешевле просто?

А. Митрофанова

Да.

Н. Завьялов

Просто дешевле, просто…

А. Митрофанова

Ну, потом, это удобно… Можно перевозить, например, куда-то…

Н. Завьялов

Можно перевозить.

А. Митрофанова

Если, например, участие, скажем, я не знаю, в фестивале, или миссионерский какой-то выезд, да? Это звонница, которую легко собрать и взять с собой, это практично.

Н. Завьялов

Я бы не стал их использовать именно функционально вместо колоколов. Пусть бы они оставались имитаторами. Пусть бы они в рамках спектаклей, в рамках хоровых пений, в рамках каких-то представлений, пусть бы они занимали свое место. Потому что…

А. Митрофанова

Иная природа звука, да?

Н. Завьялов

Совсем иная природа звука, совсем иной обертонный ряд. Совершенно другой голос. Эти била настолько бедны обертонами… Если мы говорим о колоколах западных, мы говорим, что они более строго звучат, у них основной тон хорошо читается, у них, там, различные сочетания благозвучия, все у них выстроено, потому что они этим занимались давно. У нас уже прекрасные имеются очень многие таблицы — какие обертоны должны, в каких сочетаниях, какие благозвучные элементы, все там у них уже отработано. Я был у литейщика в Польше, который льет колокола, на токарном станке их подгоняет, и он никакого секрета в этом не видит, он мне все с большим удовольствием рассказал, я даже все это заснял себе. Никакого он в этом шпионства не увидел.

А. Митрофанова

(Смеется.)

Н. Завьялов

Я получил огромное удовольствие. И действительно, его колокола — сейчас эти колокола располагаются в Супрастольском(?) монастыре в Польше, и они звучат по-западному, хотя мы трезвоним на них…

А. Пичугин

Вот я как раз хотел спросить а технология производства колоколов на Западе и у нас в России — она различается? Соответственно, звоны тоже, наверное, различаются?..

Н. Завьялов

Все различается.

А. Пичугин

…если звонить по-нашему?

Н. Завьялов

Да. Если мы начнем говорить о технологиях, мы будем сразу вынуждены констатировать, что льют колокола совершенно различными приемами.

А. Митрофанова

А вот, кстати, я хотела спросить, умеют ли это делать сегодня в России. Все-таки мы говорим о том, что традиция-то прервана.

Н. Завьялов

Да, умеют.

А. Митрофанова

Умеют?

Н. Завьялов

Дело в том, что и тогда…

А. Митрофанова

Секреты сохранили?

Н. Завьялов

И тогда, и в XVII веке у нас встречаются колокола настолько разные — настолько разные формы, настолько разные профили, что нам понятно, что единой технологии, единой идеологии расчета колокольного профиля тогда еще не было.

А. Митрофанова

С вдохновением всегда, как в фильме «Андрей Рублев», да? (Смеется.)

Н. Завьялов

Всегда по вдохновению. Да, именно «Андрей Рублев» нам здесь являет собою… Видно, что Андрей Тарковский очень скрупулезно подошел к этому моменту, и он очень тщательно изучил…

А. Митрофанова

Ну потрясающий эпизод. Вот вспоминаю — прямо мурашки бегут по телу.

Н. Завьялов

Потрясающая эта вся зарисовка, я ее даже показываю. Его рассказ о мальчике, который отлил колокол, очень похож на правду. Там какие-то есть художественные приемы, которые сегодня уже точно можно опровергнуть, — о том, как серебро добавляли в колокол. Не добавляли, оно только портит это звучание, да. Чем меньше лигатуры, чем чище металл, тем чище звук. Вот там положено использовать чистую медь и чистое олово — и желательно, чтобы как можно меньше было там посторонних примесей. Тогда уже и колокол получается более благозвучный.

Но остальное, то, о чем рассказывает нам этот фильм, — о том, как нужно изготавливать, это была действительно тогдашняя система. Мы встречаем ее в описаниях. И большие колокола, и Царь-колокол, в том числе, был отливаем в яму.

А. Пичугин

Да.

Н. Завьялов

Строилась определенная яма… Сегодня у нас литье достигло такого уровня, когда яму создавать не обязательно, когда льют в опоку. Когда можно…

А. Митрофанова

Что это значит?

Н. Завьялов

Литье в опоку — здесь, если мы обратимся к технологиям, мы должны будем констатировать, что с того момента, когда колокола перестали лить (это 1929 год), Завод Усачевых на Валдае… У нас есть колокол в том же Валаамском монастыре, в Всехсвятском скиту, датированный 1929-м годом.

А. Пичугин

Это один из последних, если не последний.

Н. Завьялов

Один из последних, если не самый последний, потому что колоколов 1930 года мне уже не встречалось, а вот колокол 1948 года мне уже встречался.

А. Пичугин

Вот мы об этом поговорим сразу после перерыва — и о технологии и о тех колоколах, которые, возможно, производили в советское время. Вы говорите, производили. А сейчас давайте — уникальная возможность у нас есть с Вами, дорогие радиослушатели…

А. Митрофанова

Билу послушать.

А. Пичугин

Била, да.

А. Митрофанова

Как же это все-таки звучит.

(Звучит била.)

А. Пичугин

Напомню, что Николай Иванович Завьялов, известный московский звонарь, звонарь Сретенского монастыря сегодня у нас в гостях.

— «Светлый вечер» на радио «Вера».

А. Пичугин

Еще раз здравствуйте, друзья! Алла Митрофанова, я — Алексей Пичугин, и вместе с нами сегодня этот «Светлый вечер» на радио «Вера» проводит Николай Завьялов, известный московский звонарь, звонарь Сретенского монастыря.

А. Митрофанова

Николай Иванович, Вы начали говорить о том, что Вам встречался колокол 1948 года производства, если уместно по отношению к колоколам употреблять это слово…

Н. Завьялов

Конечно. Производство.

А. Митрофанова

Производство. Так как он мог появиться и с какой целью? Это же не для церковной службы, наверняка, — в 1948-м году в Советском Союзе колокол был отлит?

А. Пичугин

Или «Мосфильм» какой-нибудь, например?

Н. Завьялов

Нет-нет. Как раз здесь и содержится вот эта вот интересная находка и загадка, которая требует еще исследований. Я только лишь навскидку, когда увидел, что на колоколе пролита дата — 1948-й год, а колокол отлит по всем канонам церковного колокола… Ведь мы колокола можем различать по назначению. У нас ведь были колокола не только церковные — есть еще и рынды, есть еще вестовые колокольчики, употреблялись и на железной дороге, и часовые колокола. И очень многие колокола можно было бы по внешнему виду определить, сказать, что это точно не церковные. А этот колокол совершенно точно церковный.

А. Пичугин

А где Вы его встретили?

Н. Завьялов

Я встретил его в городе Омске.

А. Митрофанова

А как он мог возникнуть? Как он появился на свет?

Н. Завьялов

Как он мог возникнуть? Вот этот вопрос, конечно, трудный для меня вопрос. Я не могу ответить на него прямо. Я могу сказать, что эти колокола такой формы встречались мне еще и не только в Омске — в других сибирских городах. Здесь замечательно то, что мелкие колокола мы встречали и в Ярославле, которые были отлиты еще в советское время, скорее всего, тайком, скорее всего, это как-то делалось кустарно. Мы эти колокола небольшого вида встречаем в разных городах, и у меня такое подозрение, что эти колокола все-таки лила одна фирма, поскольку они похожи. Они по виду похожи между собой. И вдруг этот колокол 1948 года встречается, довольно большой по весу — он почти тонну весит.

А. Митрофанова

Ого!

Н. Завьялов

Да. Когда мы встречаем маленькие колокола, это как-то объясняется, это вписывается в наши представления.

А. Пичугин

Их можно незаметно отлить.

Н. Завьялов

Их можно незаметно отлить даже в заводском цеху.

А. Митрофанова

И незаметно доставить куда-то?

Н. Завьялов

Незаметно доставить.

А. Пичугин

А вот тонну…

Н. Завьялов

А вот когда тонна, тут что-то я, как говорится, «не вмещаю».

А. Митрофанова

А тонна… Если колокол весит столько, какого он размера? Какой он в высоту, к примеру?

Н. Завьялов

Около метра.

А. Митрофанова

Около метра… Ну, так — да, в карман не спрячешь.

Н. Завьялов

У нас колокол в 800 килограммов имеет диаметр 1 тысяча 120 миллиметров… Ну, метр двенадцать.

А. Митрофанова

В диаметре?

Н. Завьялов

В диаметре. 800 килограммов. А тонный колокол должен быть около этого.

А. Пичугин

Ну, мы сейчас не будем, наверное, «грузить» наших слушателей этими цифрами, килограммами.

А. Митрофанова

Мне просто интересно это представить зрительно. Потому что услышать — мы можем услышать, а вот…

А. Пичугин

Картинку все равно не покажем.

Н. Завьялов

Для меня другое… Для меня другое здесь. Меня это очень удивило, с одной стороны, как факт, но, с другой стороны, оно и объяснило очень многое. Ведь 1948-й год, еще кушают не досыта, еще не высохли слезы.

А. Митрофанова

Еще опилки подмешивали в хлеб, да.

Н. Завьялов

Еще… Хлеб еще… А мы слушаем, как знаменитый композитор Гедике играет на Московском органе в Большом зале Консерватории «Пассакалию». И она у меня записана, эта звукозапись, того, 1948-1949 года, уже такого качества, когда слышно, какие утраты. И все равно сама манера исполнения — это держит меня за горло, как говорится. И вот тот колокол, который был отлит тогда, когда еще надо было по крохам восстанавливать эту разрушенную послевоенную жизнь, а люди находят возможность отливать колокол.

А. Пичугин

Но ведь 1948 год — это еще и время относительного потепления в отношениях государства и Церкви.

Н. Завьялов

Даже раньше!

А. Пичугин

Ну, да — 1943-й, понятно.

А. Митрофанова

1943-й, да.

А. Пичугин

Но 1948-й… Может быть, этим как-то можно объяснить его появление?

Н. Завьялов

Да, я допускаю, что, наверное, тут вот эти потепления в еще дохрущевские времена — они были гораздо более теплые, чем хрущевская «оттепель», вот в этом отношении. И, может быть, тогда нашли какие-то старые ритмы… Мы знаем, что колокола, снятые с колоколен, не сразу отправлялись в переработку. Есть у нас примеры исторические, когда в 70-х годах на заводах, на складах лежали колокола, снятые с колокольни еще в 30-е годы. И есть случаи, когда эти колокола возвращаются на колокольни и снова звонят.

А. Митрофанова

Хорошо звонят?

Н. Завьялов

Хорошо, прекрасно звонят!

А. Пичугин

Это у меня перед глазами до сих пор картина во Владимирской области стоит полуразрушенный храм в поле, ничего от него почти не осталось, а на колокольне висит колокол.

Н. Завьялов

Да. В Суздале у нас, например (Владимирская область), — там колокола тоже вернули на звонницу.

А. Пичугин

Прямо рядом, под Суздалем? Ну, там не возвращали — там висит колокол. Я имею в виду, он остался, сохранился и висит до сих пор.

Н. Завьялов

Да, были у нас колокола, которые не смогли по каким-то причинам снять. Есть такой замечательный пример на границе Ярославской и Костромской области, село Левашово. Когда приезжали снимать колокола, то местные жители, женщины с детьми, ложились под колокольню.

А. Митрофанова

Ничего себе!

Н. Завьялов

Да. И, таким образом, невозможно было с ними сладить. Ну, не арестовывать же их, не увозить же их!

А. Митрофанова

Ну, всякое бывало…

Н. Завьялов

Всякое бывало, но вот здесь этот пример повторялся несколько раз, и когда приезжали снимать колокола, они дружно шли и ложились под колокольню: «Бросайте на нас! — они говорили. — Бросайте!»

А. Пичугин

Там прямо набор сохранился, получается?

Н. Завьялов

И сохранились колокола пятитонные, трехтонные — прекрасные колокола сохранились.

А. Митрофанова

Фантастика.

Н. Завьялов

Они звонят до сих пор. И когда мы в рамках фестиваля ездили на эту колокольню и совершали на ней звон, конечно, это была настоящая радость.

И когда приехали туда специалисты для того, чтобы записать голоса и составить спектр звучания колоколов, и я тоже присутствовал при этом и немножко в этом участвовал, мы услышали внизу какой-то ропот, и когда выглянули с колокольни, увидели, что местные мужички пришли с дрекольем, стоят внизу и говорят: «Давай-давай, дорогой, слазь, слазь! Слазь, сейчас мы Вам покажем, как колокола наши трогать!»

А. Митрофанова

Ха-ха-ха!

А. Пичугин

То есть настолько, до такой степени…

А. Митрофанова

Ревностно охраняют!

А. Пичугин

Дети тех, кто ложился под трактора?

А. Митрофанова

Видимо, да.

Н. Завьялов

Да, это дети тех, кто ложился под колокольню. Они уже, так сказать, в кавычках, не страдали особой набожностью — с папиросками, кто-то, может быть, подвыпивший. Пришли и встали опять за свои колокола, встали под колокольню, сказали: «Эй, кто там? Ну-ка, марш вниз!» И тогда вышел священник и сказал: «Дорогие мои, успокойтесь. Эти колокола теперь используются для того, чтобы проектировать такие же благозвучные колокола».

А. Митрофанова

Как они отреагировали, кстати? Хорошо, понравилось?

Н. Завьялов

Да, они разошлись благополучно.

А. Пичугин

А вот мы говорим о колоколах, о звучании колоколов. А влияет ли как-то на звучание колоколов архитектура самой звонницы, колокольни?

Н. Завьялов

Ну, да, конечно. Если бы у нас не существовало этой проблемы, то, наверное, и звонниц бы строить не стали. Первая задача колоколонесущего сооружения, каковым является звонница или колокольня, — это приподнять колокол над землей для того, чтобы подальше распространялся его звук.

А. Пичугин

Да, это понятно.

Н. Завьялов

Вторая задача — организовать набор колоколов в систему, на которой можно звонить стройно, можно совершать какие-то звоны.

А. Пичугин

То есть расположение на колокольне тоже важно?

Н. Завьялов

Очень важно. Как у нас располагается колокольня внутри звонницы или внутри колокольни как располагаются колокола, это тоже теперь уже является такой вот, как бы сказать, традиционной, стандартной такой системой.

А. Митрофанова

Николай Иванович, а сколько нужно учиться, чтобы овладеть этим ремеслом? Даже… Это же даже, в общем, и не ремесло — это творчество такое, самое настоящее. Ты когда стоишь и звонишь, мне кажется, дважды повторить одну и ту же мелодию просто невозможно одинаково.

Н. Завьялов

Ну, конечно. Здесь сегодня проблема в том, что одни воспринимают звон как творческий арсенал, как инструмент, на котором можно совершать какие-то интересные творческие свои…

А. Митрофанова

…вариации.

Н. Завьялов

Вариации.

А. Митрофанова

Так? А, кстати, допустимо это?

Н. Завьялов

А другие воспринимают, что это сигнальный, что, в общем-то, нечего там особенно звонить — давайте вообще поставим компьютерную технику, и она нам будет наигрывать подобие разных традиционных звонов.

И здесь я, конечно, понимаю, что общество не готово к тому, чтобы вдруг возникло столько людей, которые могли бы взяться за звон творческий и стать бы звонарями. У нас совсем другая ситуация, у нас совсем другой мир с тех пор, как все это так поменялось. И какая-то необходимость, наверное, в механизации возникает. Но научиться звону, на самом деле, может всякий человек. Если мы будем говорить о звоне простейшем, о звоне… так называемый базовый звон, тот, который должен совершаться, то у нас есть приписочка, например, в старых уставах. Мы встречаем — ну, там, в XIX веке мне встречалась такая фраза в уставах, — что пономарь — это человек, который помогает священнику в алтаре, вот он должен знать осмогласие и звонить в колокола. То есть во внутреннюю инструкцию было вписано, что всякий участник Богослужения должен и обязан знать осмогласие и звонить в колокола. Это такой довольно высокий профессиональный уровень. Потому что уметь звонить в колокола, как и знать осмогласие… Осмогласие — это не восемь попевок.

А. Митрофанова

А что это такое, кстати говоря?

Н. Завьялов

Осмогласие — это те самые распевы в виде формул, которые являют собою древние распевы. Лады, древние восточные лады — дорийский, фригийский, миксолидийский…

Мы начали о колоколонесущих сооружениях и как-то незаметно перешли уже к ладовой системе… И немножко мы тут…

А. Пичугин

Да, вот как раз хотел спросить Вас: а у Вас музыкальное образование, конечно же?

Н. Завьялов

Да, у меня есть музыкальное образование. Я, кроме того, что звонарь, я еще и регент, дирижер церковного хора.

А. Митрофанова

А-а!

А. Пичугин

А Вы говорите, любой сможет научиться звонам!

Н. Завьялов

Так звонам-то может научиться любой, Вы понимаете. Меня иногда так немножко удивляет, когда священник говорит: «Ну-ка, быстренько покажи звонарю, как надо звонить на колоколах, и пусть он звонит».

А. Митрофанова

А почему Вас это удивляет?

Н. Завьялов

И меня удивляет это, как бы сказать, что… Помните, старая такая есть байка? Говорит: «Что она там слоняется за сценой?» Говорит: «У нее голос не поставлен». — «Ну, так срочно поставьте голос — и на сцену!»

А. Митрофанова

Ха-ха-ха! Хорошая иллюстрация! Понятно!

А. Пичугин

Да-да-да!

Н. Завьялов

Как Иоганн Себастьян Бах объяснил, что играть на фортепиано — это вовремя нажимать черные и белые клавиши, а больше ничего.

А. Митрофанова

Да, действительно.

Н. Завьялов

Никаких проблем.

А. Митрофанова

Какие, да! В общем, прав!

Н. Завьялов

И так же точно могу поставить человека перед набором колоколов, вручить ему в руки тяги, поставить ему на место всю его постановку, организовать, сказать: «Ну, и давай теперь, звони». Что он будет звонить? Конечно, ерунду. У нас уже на этот счет совершенно понятно, что колокола требуют такой же точно подготовленности, музыкальной подготовленности, как и другой инструмент.

А. Митрофанова

А физической подготовленности требует колокольный звон, нет?

Н. Завьялов

Нет, нет. В настоящее время у нас звонят очень много молодых девушек. И я даже наблюдаю, насколько они, бывает, более талантливо распоряжаются этим арсеналом, в отличие от юношей.

А. Митрофанова

(Смеется.)

А. Пичугин

Ну, вот, раз мы заговорили про концерты колокольной музыки… Ну, приходится иногда слышать о том, что, «слушайте, был вчера на концерте колокольной музыки — «Лед Зеппелин» звонили».

А. Митрофанова

«Лед Зеппелин» — интересно! (Смеется.)

Н. Завьялов

Да, и я здесь тоже не особенно возражаю, поскольку тут мы не вольны над этими… Времена меняются, меняется все, и на колоколах исполняются концертные звоны. А что далеко ходить — ведь все русские классики, что Мусоргский, что Римский-Корсаков, — они ведь использовали колокола в своих партитурах. Мы знаем, что и в «Борисе Годунове»…

А. Митрофанова

Есть, есть!

Н. Завьялов

…где только нет употребления колоколов! У Рахманинова сколько! А сколько у зарубежных композиторов встречается колокольного звона и имитации колокольного звона в произведениях! Даже вспомните, «кампанелла» что такое — «кампанелла» это колокольчик, «кампан», такое слово. Это изображение колокольного звона в знаменитом произведении.

А. Пичугин

Здесь хотелось бы рассказать еще про одного человека. Человек — такая московская легенда, Константин Сараджаев. Мы же про него знаем не очень много, в основном, только из небольшого эссе Анастасии Цветаевой…

Н. Завьялов

Константин Сараджев на самом деле его фамилия.

А. Пичугин

Сараджев, Сараджев, да.

Н. Завьялов

Это известный человек. Его отец был известный дирижер московский. Этот человек был большим любителем звона, был мастерским звонарем, умел звонить. Он, как бы сказать, был, наверное, не очень церковным. Он больше предпочитал… Он видел в колоколе больше…

А. Пичугин

…инструмент.

Н. Завьялов

…инструмент.

А. Митрофанова

Как художественный, да?..

Н. Завьялов

(Нрзб.) интересный инструмент.

А. Пичугин

А ведь очень многие… Закрывались московские храмы, закрывались колокольни, он вот постепенно перемещался от одного закрытого храма к другому, пока еще открытому, чтобы суметь успеть позвонить. И старая Москва приходила слушать его концерты.

Н. Завьялов

Он составил… Он составил перечень колоколов, которые располагались на храмах, и, будучи музыкально человеком одаренным, переписал голоса этих колоколов. Мы сегодня обращаемся к его работе, когда речь идет о восстановлении колокольных подборов на колокольнях, и мы иногда находим ответы на наши вопросы именно в этих его списках.

А. Пичугин

А записи его сохранились?

Н. Завьялов

К сожалению, записей не сохранилось. Сохранились его эскизы, сохранились отзывы о нем. И, в общем, он человек, конечно, неординарный.

Но тут маленькая проблема в том, что он не был церковным звонарем, наверное. То есть я не встречал в этих упоминаниях нигде того момента, чтобы он действительно совершал звон в рамках Богослужения.

А. Митрофанова

То есть он, скорее, свидетель, да, того, как это выглядело и как?..

Н. Завьялов

Он, скорее всего, да, вот такой истинный любитель звонов, и вот такой человек непростой, очень интересный. Но…

А. Митрофанова

Художник?

Н. Завьялов

Художник в колокольном деле.

А. Митрофанова

Да.

А. Пичугин

Николай Иванович, давайте еще Вас послушаем.

Н. Завьялов

Давайте. Мы, я не знаю, тогда включим, может быть, звон Валаамских скитов?..

А. Пичугин

Давайте, с удовольствием!

Н. Завьялов

Или Сретенский звон, под который еще старые (нрзб.)…

А. Митрофанова

Сретенский давайте, да-да-да!

А. Пичугин

(Нрзб.) Сретенский!

(Звучит Сретенский звон.)

А. Пичугин

Напомню, что Николай Иванович Завьялов, известный московский звонарь, звонарь Сретенского монастыря, сегодня у нас в гостях.

Николай Иванович, ну, никак мы не дойдем все-таки до темы современного производства колоколов. Перед эфиром Вы рассказали не очень здоровскую историю о том, что случилось с московским производством на ЗИЛе, которого, к сожалению, почти нет. Хотя вот, как я понимаю, в начале 90-х, когда возрождали колокольное производство, это все происходило как раз на Заводе Лихачева.

Н. Завьялов

Это был не… Эта идея принадлежит, собственно говоря, не заводу. Колоколами занималось «Общество древнерусской музыкальной культуры» — ОДМК. И эта организация занималась исследованием колокольных голосов и проводила огромную работу. Они, прежде, чем начали пытаться проектировать колокола, проехали по всем возможным местам, где сохранились старые колокола, переписали их голоса, тщательно их исследовали. Возглавлял эту команду профессиональный акустик Борис Николаевич Нюнин со своими помощниками, которые тоже были все профессиональные акустики. А в качестве базовой лаборатории они использовали виброакустическую лабораторию на заводе ЗИЛ. И, таким образом, вот этот альянс — дружба завода с «Организацией древнерусской музыкальной культуры» — они нашли общий язык и стали там пытаться делать колокола. И им пришлось довольно-таки туго — очень много было эксперимента, очень много было такого… Ведь колокола сразу не давались никому. Мы не можем назвать литейщика ни одного из сегодняшних, кто у нас льет колокола, чтобы они взяли бы, сделали копию со старого колокола…

А. Пичугин

…и он зазвучал.

А. Митрофанова

Автоматически.

Н. Завьялов

…и он бы зазвучал, да. Ни одного колокола такого мы не знаем. У всех были какие-нибудь отклонения. Нужно было искать…

А. Митрофанова

…секретный ингредиент?

Н. Завьялов

…секретный ингредиент, да. А этого ингредиента нету. У нас всякая технология накладывает свой отпечаток на звук. Мы сегодня, если придем на ярмарку, увидим колокола разных производителей, мы увидим, насколько по-разному они все звучат, хотя у них у всех похожий внешний вид, у них у всех один и тот же металл, даже купленный, может быть, на одной и той же бирже, и добытый на нашем ОГМК на Урале. Но дело в том, что, видимо, здесь технологические особенности, когда дело касается вот этих тонких вещей, кристаллических решеток, внутренних напряжений металла, температур и так далее, когда вот эти все вещи начинают работать по-настоящему, вот тут-то и начинается главная загадка — как повторить голос колокола на новой технологии. Старая технология еще как-то нам подсказывала бы сама по себе, но и то… Были попытки по описаниям старых технологий восстановить литье, и все равно это не давало удовлетворительного результата.

И поэтому всякий литейщик, каждый литейщик был вынужден свою работу обязательно корректировать и искать свой голос.

А. Пичугин

Но, в итоге, лучше всех это получилось у команды на ЗИЛе, да?

Н. Завьялов

Насчет «лучше» тут страшно, конечно, давать оценки, у кого лучше, у кого хуже, но они работали на научной основе, и у них эта методология настоящая, та, которая была сформирована, я думаю, она была достойна, конечно.

Ну, вот одно дело, когда у нас есть лаборатория, у нас есть специалисты, есть аппаратура, другое дело — где-то в глубинке, как у нас, например, на заводе «Италмас» в Ярославской области один из предпринимателей по благословению священника попытался отлить колокол.

А. Митрофанова

Сам?

Н. Завьялов

Сам.

А. Пичугин

Ну, команду какую-то он даже нашел.

Н. Завьялов

Ну, там было несколько братьев, они собрали такой вот костяк и начали пытаться лить. И потом у них это дело развилось до того, что они купили брошенные какие-то помещения, оставшиеся от старых организаций — там, то ли сельхозтехника, то ли еще что-то было, отстроили свои…

А. Пичугин

Цех?

Н. Завьялов

…новые цеха, несколько цехов — цех по формовке, цех по литью, цех художественный, цех модельный… Там очень много такого… Ведь колокольное литье предполагает огромное количество затрат. Ведь в колоколе, как в любом другом предмете, как вот в тех же часах, например, соединяется работа очень многих и многих специалистов. Здесь и механики, здесь и химики, и физики. Все это суммируется, и все в

векторы должны быть направлены в одну сторону.

А. Пичугин

И, в итоге, они благополучно работают?

Н. Завьялов

Теперь они благополучно работают.

А. Пичугин

Это тутаевцы, да?

Н. Завьялов

Тутаевский завод «Италмас», который прекрасно знает, что такое искать, сколько требуется терпения, сколько убытков надо претерпеть до того, как у Вас появится положительный результат.

А на ЗИЛе они лили колокола тоже в цветной литейке, и у них тоже было очень много неудач. У них очень много было такого… Ведь они проходили путь впервые. Тогда было очень спорное — многие отзывались об этом несколько пренебрежительно, говорили: «Ну, что там, на ЗИЛе, они могут хорошего отлить?» Хотя понятно, что…

А. Пичугин

Грузовики ржавеют — что…

Н. Завьялов

Грузовики ржавеют — (нрзб.)…

А. Митрофанова

Да, видимо, ассоциация с аббревиатурой «ЗИЛ», да.

Н. Завьялов

А у меня дома холодильник, например, старше меня по возрасту — прекрасно работает.

А. Пичугин

И у меня тоже лимузины хорошие были. Но все-таки это проза жизни, а, к сожалению, мы говорим об этом в прошедшем времени.

А. Митрофанова

Николай Иванович…

Н. Завьялов

В прошедшем времени, потому что мне до сих пор жаль, что это производство, которое имеет такую прекрасную научную базу (ведь они очень много сделали относительно науки колокололитейной), она, к сожалению, эта база, теперь не востребована, поскольку эти предприятия выведены из черты Москвы. Тяжелое литье у нас теперь оставляют только в основном конвейере. Еще одно московское литье недавно тоже было выведено из Москвы. И эта проблема не возымела, так сказать, не нашла своего решения. Эта пачка хороших документов теперь просто осталась без востребования.

А. Митрофанова

Николай Иванович, да…

А. Пичугин

Вот да, я не знал, к сожалению… С сожалением узнал, что на ЗИЛе, оказывается, больше колоколов не делают.

Н. Завьялов

Да, и когда они лили колокола еще для Храма Христа Спасителя, какие-то модели были наиболее удачные, какие-то менее удачные, но нас всех поражало, с какой скоростью, с какой быстротой они осваивали эту работу. Они работали по ночам. Я сам присутствовал на многих заливках, когда отливались колокола для Храма Христа Спасителя. Я тогда служил регентом, и мы с отцом Михаилом Рязанцевым еще в те времена вместе приезжали и служили молебен перед заливкой колокола, как это принято было…

А. Митрофанова

Обязательно, да, это?

Н. Завьялов

Это желательно. Не обязательно, но это по решению…

А. Митрофанова

Очень хорошо!

Н. Завьялов

Вот поскольку ОДМК, организация была такая, она была… Она восстанавливала ведь не только звоны — эта организация еще занималась и знаменными распевами. И еще многое то, что… Ведь православная культура очень обширная, огромный пласт.

А. Митрофанова

Вы знаете, я о чем хочу Вас спросить… Вы говорите о том, что для производства колокола необходимо сотрудничество целого спектра специалистов. Это и модельщики, и инженеры, и физики, и химики, и так далее. В связи с чем вопрос: а вот, к примеру, когда отливали Царь-Колокол, когда физика, химия — они, в общем-то, были науками еще далеко не в той степени, стадии развития, как сейчас, как это происходило? В чем вообще загадка вот этого гигантского колокола?

Н. Завьялов

Дело в том, что не забывайте, что у нас литье колоколов и пушек всегда шло рядом. Когда бронзовое литье, когда бронза была еще очень дорогим материалом… Ведь в России не было своих приисков, на которых добывалось бы олово, очень большая часть олова закупалась из Англии, например. И всегда колокол — это был дорогой предмет. И литейщики часто привлекались из военных заводов. У нас Государев Пушечный литейный двор — там, где улица Пушечная около «Детского мира» сохранилась, носит свое название именно поэтому, что здесь был Литейный двор, где мастера пушечного литья отливали колокола. И знаменитый литейщик Андрей Чохов, тот, который отлил Царь-Пушку, он же нам еще очень хорошо известен как литейщик больших благозвучных колоколов. До сегодняшнего дня мы наслаждаемся звуком его большого колокола на Троице-Сергиевой лавре. Десятитонник по имени «Лебедь» — это его руками отлит.

А. Митрофанова

«Лебедь», как красиво!

Н. Завьялов

«Лебедь». Их так называли — «лебеди».

А. Пичугин

А у многих колоколов были свои имена.

Н. Завьялов

Ну, там же есть колокол и «Медведь», который рычит, есть «Широкий колокол», который широко звучит. У колоколов часто имена были связаны с их особенностями звука.

Так вот, специалисты… Говоря о специалистах того времени… Для нас это, конечно, загадка — как можно отлить колокол в 32 тонны с отклонением от заданного тона меньше, чем на один процент? Флор Терентьев в Ростове Великом взял и отлил колокол в 32 тонны и добавил его в аккорд, чтобы получился до мажор, и он у него получился с первого раза.

А. Митрофанова

С первого раза?

Н. Завьялов

Да!

А. Пичугин

А известно, что с первого? Может быть, у него там было много попыток?

Н. Завьялов

Ну, история говорит, что с первого раза.

А. Митрофанова

Вы знаете, Вы когда начали имена колоколов перечислять, у меня вот такой вопрос возник: а между звонарем и его колоколами есть какие-то отношения, да? Я прошу прощения за этот вопрос, я просто знаю, что, например, у автомобилистов очень часто бывает, что, ну, там, к машине какое-то определенное отношение, да, к своей?

Н. Завьялов

Да, у машины прозвище часто я встречаю.

А. Митрофанова

Да, да-да!

Н. Завьялов

У меня один священник знакомый зовет своего «Савраской».

А. Митрофанова

Ну, например, да. Ну, или точно знает, там, условно говоря, «мальчик» он или «девочка», эта машина. А с колоколами как?

Н. Завьялов

Мы колокола, конечно, и по прозвищам… И вообще отношение к колоколу — что, поднявшись на колокольню, погладив его, прикоснуться к нему очень приятно. Часто очень приходят на колокольню люди для того, чтобы голову полечить — у кого-то эти вибрации, видимо, микроциркуляцию восстанавливают капиллярную в мозгу.

А. Митрофанова

Мистики никакой, да? Исключительно все…

Н. Завьялов

Нет, я здесь не вижу никакой мистики, потому что такие грубые вибрации способны не только микробов уничтожать. Там, наверное, много что они еще, неизвестное для нас…

А. Митрофанова

Ха-ха-ха!

Н. Завьялов

Вот. Но эти отношения, конечно… Все знаменитые колокола все очень любят. Все к ним приходят, и известны случаи, когда на звонящий колокол набрасывают платки, там, еще что-то — совсем уже почти языческие какие-то совершают…

А. Митрофанова

Вот да, где здесь грань-то проходит между здравым смыслом и язычеством таким?

Н. Завьялов

Да, и когда колокол действительно красиво поет, это доставляет огромное наслаждение. Я брал с собой ребенка, например, на фестиваль в августе прошлого года, мы собирались в Ростове Великом, и на этот знаменитый «Сысой», когда мы были на звоннице, во время звона, мы все снимали, мы все фотографировали. И я заметил, как дети очень хорошо реагируют, насколько он для них звук совершенно не агрессивный. Он для них такой вот… как-то вот гармоничный, простой и понятный. Они от этого звука не закрывают уши, не отворачиваются — они еще больше стараются подойти вот к колоколу, а потом все дружной гурьбой бегут потрогать, и погладить, и язык, сфотографироваться около него.

А. Пичугин

У нас совсем немного времени остается. У меня два вопроса таких коротеньких. Можно ли колокол реставрировать?

Н. Завьялов

Трудно. Трудно реставрировать. Если у колокола отломились уши, то мы можем вместо этого в сковороду ввинтить железные уши. Это карнаухие колокола.

А. Пичугин

А вот если пострадал сам корпус, то уже, видимо, все?

Н. Завьялов

Если пострадал колокол, уже восстановить его звучание очень трудно, потому что нарушились внутренние напряжения. Колокол внутри… если мы увидим срез колокола, мы увидим, что олово не растворилось в колоколе как бы совершенно — оно там в виде слоев и похоже на деревянную текстуру.

А. Пичугин

Да, конечно, восстановить это сложно.

Н. Завьялов

И тогда восстановить колокол очень трудно. Хотя попытки в этом отношении уже есть, и технологические разработаны системы, и даже я встречал рекламу, которая обещает восстановить разбитый колокол. Но вот, положа руку на сердце, ни одного из восстановленных колоколов в былом благозвучии я не слышал. Голос остается больной.

А. Пичугин

И вот такой еще вопрос у меня: колокол сразу начинает звучать, отлитый колокол, как надо, или он должен «призвониться», пройти какое-то время, и (нрзб.)?

Н. Завьялов

Да-да, здесь это совершенно очевидно. Здесь никакой я не вижу мистики, никакого не вижу…

А. Пичугин

Нет, не мистики, но…

Н. Завьялов

Ни алхимии, ни мистики я не вижу, но имею примеры, когда…

А. Пичугин

Просто струны на гитаре — тоже должно пройти какое-то время, чтобы они зазвучали нормально.

Н. Завьялов

Гитарная дека… Когда мы берем гитару от мастера, долгое время гитара еще не играет, ее надо разыгрывать. Там волокна древесные должны утрястись, и там много таких процессов, микропроцессов должно пройти свои этапы. И то же самое — свежий колокол звучит, как правило, еще не так хорошо.

А. Митрофанова

Свеженький.

Н. Завьялов

Почему-то… Вот да, проходит некоторое время… Есть колокольни, которые я помогал оборудовать, я помню эти колокола еще тогда, когда они были еще голячие(?). И сегодня прихожу на колокольню, начинаю на ней звонить и говорю звонарю: «Как я тебе завидую! Какие у тебя шикарные колокола!» Он смеется и говорит: «Да ты же сам выбирал!» Я говорю: «Да? Я уже не помню!»

А. Митрофанова

Ха-ха-ха! Слушайте, целый мир! Вы нам целый мир открыли.

Н. Завьялов

Это огромное… Да, огромное направление. Кампанология имеет огромное количество научных аспектов, и любой из этих аспектов представляет собою целое направление, о котором можно говорить отдельно. Поэтому мы с Вами, может быть, еще сможем устроить когда-нибудь передачи… Направленно поговорим о Пасхальных звонах…

А. Пичугин

Очень хотелось бы! Обязательно устроим!

А. Митрофанова

Да! Отличная идея!

Н. Завьялов

Давайте соберемся, поговорим. Если интересно, какие-то еще темы возьмем отдельные.

А. Пичугин

Конечно!

Н. Завьялов

Не так широко, заостримся на какой-нибудь проблеме и можем ее пообсуждать.

А. Пичугин

Ну, а напоследок давайте послушаем еще что-нибудь в Вашем исполнении.

Н. Завьялов

Мне бы не хотелось только себя. Я бы предложил старых звонарей старого Ростова.

А. Митрофанова

Давайте!

А. Пичугин

Давайте, давайте! Это будет достойное, я думаю, завершение нашей программы сегодняшней.

(Звучит колокольный звон старого Ростова.)

А. Митрофанова

У нас в гостях был Николай Иванович Завьялов, звонарь Сретенского монастыря, кампанолог. Спасибо Вам большое за этот удивительный рассказ!

А. Пичугин

Спасибо!

Н. Завьялов

Благодарю Вас за приглашение! Всего хорошего! До свиданья!

А. Пичугин

Всего доброго!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, в среднем: 3,50 из 5)
Загрузка...