На обложках книг протоиерей Николай Агафонов никогда не указывает своего священного сана. Священника и писателя в самом себе он четко разделяет. Поэтому на полках книжных магазинов его произведения стоят всегда одними из первых, по алфавиту, - на букву «А».
«Кавказская» тема, за которую взялся в своей повести «Свет золотой луны» отец Николай, для русской литературы не нова. В ней попробовали себя и Лермонтов, и Лев Толстой. И хотя тень «Кавказского пленника» нет-нет, да и мелькнет как бы между строк, все же, автора нельзя упрекнуть в неоригинальности.
Действие происходит в недалеком прошлом. Мирный инженер Анатолий Гаврилов вместе с товарищами попадает в лапы чеченских бандитов. За их жизни требуют большой выкуп. Но внезапно один из чеченцев, Хамзат Джанаралиев, узнает в Гаврилове своего армейского товарища, однажды в буквальном смысле спасшего ему жизнь. Вспомнив прошлое, он решает во что бы то ни стало вызволить Анатолия из плена, где того наверняка ожидала неминуемая смерть. После безуспешных попыток договориться со своими же подельниками, в конце концов Хамзат организует побег, и сам бежит вместе с товарищем и остальными пленниками.
Читатель должен быть готов к напряженному повествованию, неожиданным поворотам сюжета и порой весьма натуралистичным эпизодам. Автор вводит их не для «красного словца». Без них книга просто не была бы до конца правдивой. Но рядом со всем этим - удивительный лиризм и простая, но вечная философия жизни.
Законы гор жестоки, и Хамзат прекрасно знал, на что идет, решив помочь пленникам. Ведь таким образом для «своих» он автоматически становился предателем, изгоем. Во время долгих переходов, скрываясь от погони, Хамзат и Анатлий много разговаривают. Чеченец задается вопросом о долге, верности своему роду, традициям, обычаям, земле, на которой родился и вырос. Обо всем том, к чему, увы, все меньше и меньше стремится наше современное общество, отодвигая далеко на задний план нормы морали и само понятие о человеческой чести и достоинстве. А ведь именно на этом – любви, уважении, на добродетелях и нравственности, построена православная, русская культура, - размышляет герой, а вслед за ним и автор повести «Свет золотой Луны», отец Николай Агафонов. И не просто размышляет, а предлагает и нам крепко над этим задуматься.
Поэтому, наверное, хорошо, что повесть отца Николая Агафонова «Свет золотой луны» на полках книжных магазинах стоит на букву «А». Она – безусловно, из тех книг, что должны находиться в числе первых.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»