Как известно, в 1952 году при строительстве моста через реку Самару была снесена Преображенская церковь, возведенная еще в семнадцатом веке. С тех пор старейшим храмом города считается Спасо-Вознесенский собор – тот, что красуется на улице Степана Разина, прежде Вознесенской. Это единственный в нашем городе храм, выдержанный в классическом стиле - строгая базилика увенчана массивным куполом, рядом с ней устремила в небо свой тонкий шпиль 56-метровая колокольня.
Вообще, история Вознесенского собора началась задолго до того, как было построено величественное каменное здание, которое мы видим сегодня. Деревянная церковь Вознесения упоминается в описаниях Самары, датированных восемнадцатым веком. Стояла она, как сказано в историческом документе, там, где нынче пересекаются улицы Водников и Комсомольская. Силуэт этой церквушки можно разглядеть на гравюре Джона Кэстля – английского художника, состоявшего на русской службе. Рисунок Кэстля был опубликован в 1784 году. Интересно, что к этому времени Вознесенскую церковь уже уничтожил пожар. Ее быстро восстановили, однако вскоре она вновь сгорела дотла.
В самом начале девятнадцатого века самарцы отвели Вознесенскому храму новое место – то самое, которое собор занимает сегодня. Было принято решение, что на этот раз церковь будет каменной. Однако, денег на строительство не нашлось. Пришлось перенести на Вознесенскую улицу деревянную церковь с закрытого кладбища, и она благополучно простояла здесь до середины девятнадцатого века.
Между тем, от идеи поставить каменный храм самарцы не отказались, подготовка к его возведению была тщательной и неспешной. Проект собора был заказан в Симбирске. Затем в Петербурге его доработали, как считалось тогда, до совершенства – в соответствии со всеми последними архитектурными тенденциями. Строили храм восемь лет, потратили сорок тысяч рублей серебром. И вот, наконец, красавец-собор встал на вершине крутого оврага, украсив собой окрестности!
Остались свидетельства очевидцев, что Вознесенский собор в ту пору не только внешне был прекрасен. Его внутреннее убранство потрясало своей роскошью – Престол из серебра, ризы икон позолоченные, с драгоценными камнями. Немудрено, что именно в этом храме присутствовали на богослужениях высокие гости из столицы. Под сводами Вознесенской церкви молился, например, император Александр Второй!
С тех пор, конечно, многое изменилось. Давным-давно засыпан овраг, новые дома обступили старый собор и лишили его лидерства в панораме. Однако, он и сейчас невероятно хорош. Пройдя через унижения в безбожные времена, он как будто стал ближе к небу. И когда здесь вечером в воскресенье поют акафист перед иконой Богородицы с удивительным названием «Скоропослушница», то верится, что молитва будет услышана.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.