У Свято-Троице-Сергиева монастыря, что стоит в центре Риги, есть подворье, которое находится в живописном лесу под Елгавой. Это Спасо-Преображенская пустынь. История как монастыря, как и пустыньки, тесно связана с судьбой сестер Мансуровых, Екатерины и Натальи. Именно Мансуровы открыли в Риге школу для девочек из бедных семей и сиротский приют, при котором годом позже была организована женская монашеская община. Прошло еще немного времени – император дарит сестрам и их воспитанницам землю под Елгавой. Сестры Мансуровы принимают постриг. Екатерина, в монашестве Сергия, становится игуменьей рижской обители, Наталья – монахиня Иоанна, принимает руководство лесной пустынькой.
В ту пору вековые леса в Курляндской губернии стояли нетронутыми. Монахини жили настолько уединенно, что их обыденный каждодневный распорядок напоминал подвижничество древних времен. На жизнь сестры зарабатывали тем, что белили воск для рижского свечного завода.
На подворье выстроили храм Преображения Господня, а вслед за ним еще один, во имя Преподобного Сергия Радонежского. Добрая слава об обители распространилась на много километров, и в праздничные дни уже две церкви не могли вместить всех паломников. А после того, как открыл свои двери просторный величественный Свято-Троицкий собор, пустынь из места отшельничества стала центром православия в Прибалтике.
В это время лесное подворье посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители. Матушка Елизавета подарила пустыни икону преподобного Иоанна Лествичника.
Время благоденствия сменилось периодом испытаний. Великая Отечественная война заставила сестер эвакуироваться в Новгородскую область, а по возвращении поднимать разоренную обитель с нуля. Большую роль в восстановлении монастыря сыграл тогдашний духовник обители, архимандрит Кирилл. Воспитанник Валаама, он помогал сестрам в любых обстоятельствах не терять присутствие Духа. После его кончины монахинь десять лет окормлял известный подвижник, архимандрит Таврион (Батозский). При таких наставниках количество насельниц стремительно росло. В конце восьмидесятых годов в обители было 130 сестер. Их число сократилось только после того, как в России стали возрождаться монастыри –пустынские воспитанницы стали настоятельницами многих монашеских обителей в России.
А Спасо-Преображенская пустынь, укрытая зеленью хвойных лесов, по-прежнему почитаема народом. Чтобы в этом убедиться, нужно приехать в Ригу 17 августа. Каждый год в этот день от храма Спаса Нерукотворного в пустынь выходит крестный ход. Сотни людей проходят под хоругвями пятьдесят шесть километров, чтобы попасть в любимую обитель на престольный праздник - Преображение Господне.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.