Сегодня с балкона увидела я картинку, будто специально срежиссированную для того, чтобы о ней рассказать. Вот представьте: идёт по двору чёрный кот, вальяжный красавец. Неспешно переходит широкую асфальтированную полосу от подъезда до палисадника как раз на пути двух ребят-приятелей. Мальчишкам лет по двенадцать, они едут на велосипедах и о чём-то переговариваются. Увидев кота, один из них резко тормозит и разворачивается. «Я в объезд!» — кричит он приятелю. А тот широко улыбается и продолжает движение...
Я знаю второго мальчика. Это Илюша, старший сын моих знакомых, прихожан нашего храма. Каждое воскресенье вижу я его вместе с родителями и младшими братьями на Литургии. И было бы очень странно предположить, что и он может быть подверженным каким-то суевериям. Возможно, он даже и знать не знает, что кому-то якобы не повезёт, если чёрный кот дорогу перейдёт.
«Ну и кто счастливее, кто из двоих свободнее?» — подумала я, с сожалением глядя вслед Илюшиному приятелю. И поняла вдруг, что и он мне знаком именно по храму. Просто постригся коротко, вот сразу и не узнала...
Да как же можно? И в храм ходить, и чёрной кошки бояться?
Но тут же вспомнила себя многолетней давности. В начале воцерковления я какое-то время продолжала верить «приметам». Вроде как, «на всякий случай», лишним не будет. Со временем же осознала, что это не просто лишнее, а принципиально не то! Суеверие — вера суетная, псевдовера, с христианством не имеющая ничего общего. Суеверный человек чувствует себя принадлежащим миру, хаотично наполненному опасностями, и тревожно вглядывается в этот хаос, пытаясь по якобы метафизическим знакам определить, что делать и как жить. Тревожное существование получается и, главное, в заботах лишь о благополучии в жизни земной, неминуемо конечной.
Господь же обещает верным чадам Своим жизнь вечную, с Ним. За эту возможность нам с вами попасть в Царствие Небесное он взошёл на крест. Знать это и в то же время суеверно опасаться чёрной кошки — значит обнаруживать маловерие. А попросту — грешить. Ведь и само слово «грех» означает в переводе с греческого «промах», «мимо цели». Если цель христианина — жизнь вечная, то при чём здесь какие-то мирские страхи?
Очень надеюсь, что Илюшин приятель это поймёт, как и я когда-то. Научится жить бесстрашно и свободно. Боясь одной-единственной вещи: греха, то есть, — отступления от Бога, от Его заботы, внимания, любви.
Мы же знаем, как мы дороги Господу. Он любит нас безмерно и бесконечно. А если нападает на нас порой малодушный страх, колебания в вере, то вспомним слова Евангелия: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 05.12.2025». Алена Рыпова, Алексей Соколов
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Чудесные события в жизни;
— Новое видео журнала «Фома» «Вся суть христианства за 22 минуты»;
— Отношение современных молодых людей к русской фольклорной музыке;
— Волонтерство сегодня, Патриаршая гуманитарная миссия.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема











