К художнику Василию Поленову настоящая любовь пришла в 40 лет. Он уже отчаялся повстречать близкого по духу человека. Но появилась Наталья Якунчикова и нахлынуло то самое чувство, которое сделало Поленова счастливым. Наталья Васильевна и сама способная художница, после замужества целиком посвятила себя семье. Друзья Поленовых говорили, что другой такой жены, как Якунчикова, было не найти, а среди спутниц художников и подавно.
Василий Поленов вырос в петербургской дворянской семье. Талантливый мальчик рисовал с раннего детства, делал успехи и всё же по окончании гимназии поступил в Университет. Но живопись не бросал, параллельно учась в Академии художеств. Закончил её Василий с золотой медалью и отправился стажироваться в Италию. В Риме Поленов влюбился в Марусю Оболенскую. Но девушка скоропостижно скончалась, заболев корью. Вернувшись в Россию, Поленов стал ухаживать за певицей Марией КлимЕнтовой. Но и это увлечение ни к чему не привело, художник был на грани отчаяния.
Измученный Поленов искал утешения в Абрамцево - усадьбе своего друга Саввы Мамонтова. Приезжал туда грустный и расстроенный, и не видел, что за ним пристально наблюдает молодая девушка - Наташа Якунчикова. Она влюбилась в Поленова, который был старше её на 14 лет. «Его образ неразлучен со мной во всех моих думах, во всех моих действиях», - писала Наташа сестре. Но Поленов не замечал девушку и она даже не мечтала о взаимности. Как ни странно, помогла совместная работа. Поленов проектировал церковь в Абрамцево. Её нужно было украсить вышитыми хоругвями. Вышивать поручили Наташе, а рисунки делал Поленов. В один из дней девушка, не выдержав, призналась Василию Дмитриевичу в любви. Поленов от неожиданности растерялся. Наташа была для него просто милой девочкой. Но ему рядом с ней было хорошо и спокойно. Как будто ангел-хранитель появился. И художник сделал Наташе предложение. Первым венчанием в абрамцевской церкви стало венчание Поленова и Якунчиковой.
После свадьбы вместе с Наташей Поленов уехал в Рим писать картину «Христос и грешница». Работа шла трудно, но Наталья Васильевна по мере сил помогала мужу. Шила костюмы для натурщиков. И мягко, но неуклонно подталкивала Поленова к тому, чтобы он не увлекался формой, а больше работал над содержанием. Картина была написана и так понравилась императору Александру Третьему, что он купил её за тридцать тысяч рублей – неслыханные по тем временам деньги. На них художник приобрёл усадьбу на берегу Оки. В первый паз Поленов увидел эти места с борта парохода. Ему очень полюбились высокие холмы, леса, поля и деревеньки, и тогда он с вдохновением написал жене такие слова: «Мечтаю я об домике на берегу Оки, об том, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека».
Мечты скоро стали явью. Поленов выкупил землю. Сам спроектировал дом. Наталья Васильевна была незаменимой помощницей мужу и чудесной матерью детям. Их в семье родилось шестеро. В доме постоянно звенел смех, здесь никому не было тесно: ни хозяевам, ни гостям. Поленов говорил, что дом начинает быть домом, когда удобен для всех, кто в нём живёт. Даже лестницу на второй этаж, художник продумал до мелочей. Домашние называли её «всегонАрием», так как по ней гоняли все кому не лень.
Пока дети были маленькими, Наталья Васильевна отдавала им всё своё время и внимание. Когда же они подросли, занялась общественными делами. Поленовы выстроили две сельские школы. В одной из них Наталья Васильевна открыла театральный зал для самодеятельных спектаклей и стала их первым режиссёром. А Василий Дмитриевич обучал живописи крестьянских детей, возвёл в ближайшей деревне церковь, устроил для жителей диораму - кругосветное путешествие в 70-ти картинках. Художнику тогда было уже 76 лет. И крестьяне так любили семью Поленовых, что в революцию не тронули усадьбу.
До конца своих дней прожили Василий и Мария Поленовы в мире и согласии. В доме, в котором великий русский художник обрёл то, о чём так долго мечтал: любовь на всю жизнь и семейное счастье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Деяния святых апостолов

Деян., 35 зач., XIV, 20-27.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого верующего бывали случаи, когда он оказывался проповедником Евангелия в буквальном смысле этого слова, то есть утешал тех, кто столкнулся с трудностями, говоря с ними о Боге и Его любви. Но означает ли это, что благая весть — это нечто прекраснодушное, идиллическое и сентиментальное? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию,
25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию;
26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Всякий раз, когда я бываю в художественных музеях, я особенное внимание уделяю бытовым особенностям жизни прежних времён и поражаюсь тому, как всё изменилось. Автомобили, непромокаемые материалы, новые лекарства... Способы жизни и ведения хозяйства, которые были общими в течение столетий, кажутся навсегда исчезнувшими из нашей жизни. В известной степени все эти новшества становятся светским евангелием для современного человека, благой вестью о новом открытии, новом способе улучшения нашей жизни. И хотя люди продолжают болеть и даже умирать, сам настрой на постоянное улучшение очевиден и, как кажется, необратим. И хотя религия гораздо древнее всех этих технических и научных разработок, новое восприятие жизни меняет наши подходы и ожидания к ней, мы начинаем ждать от неё улучшения нашей жизни, здоровья и психологического комфорта. Да и разве это неправильно? Ведь и открывая Евангелие, мы читаем в нём множество историй о чудесных исцелениях, освобождениях от бесовской одержимости и даже воскрешениях мёртвых. Разве мы не вправе ждать от Бога того же самого и в наши дни?
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостол Павел и его спутники, преодолевая трудности, проповедовали уже не только иудеям, но и язычникам. Причём поразительным образом в одном и том же городе Павла и Варнаву сначала приняли за богов и хотели принести им жертвы, а затем побили камнями, так что были уверены в их смерти. Придя в себя, Павел вернулся в город, а затем ушёл в другие места, снова и снова проповедуя Евангелие как Благую весть. При этом вся его жизнь была наполнена трудностями, так что тот, кто искал в новой вере решения бытовых проблем, не мог быть ею до конца удовлетворён. Именно поэтому на обратном пути апостолу пришлось утверждать души учеников и уговаривать их оставаться верующими, несмотря на скорби и трудности, которые продолжали возникать в их жизни. Апостолу приходилось объяснять, что смысл веры, которую они приняли, не в том, чтобы решить все проблемы здесь, но в том, чтобы достичь Царствия Божия. Конечно, теоретическое осознание подобных вещей проще, чем практическое принятие. Когда ты живёшь по совести, стараешься любить Бога и ближних, но скорби всё равно присутствуют в твоей жизни, может помочь только доверие и рождающееся из него ощущение живого присутствия Божьего. Понимая всё это, перед своим уходом Павел не только рукополагает священников для служения в местной общине, но и, помолившись, предаёт их в руки Господни. Вместе с его учениками и всем нам важно доверять Богу на жизненном пути и помнить о том, что истинная цель, к которой мы идём, — это Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать людям в зоне конфликта

Сергею Шульженко 40 лет, он из Северодонецка. Когда-то мужчина жил активно: работал, занимался танцами, но однажды на него напали на улице, и в результате полученной травмы Сергей перестал ходить. Родных у него не осталось. Ему помогали знакомые и соседи. Однако были моменты, когда обездвиженный мужчина оставался совсем один, особенно во время боевых действий в городе.
Но теперь Сергей постоянно окружён заботой и вниманием. Он находится на попечении добровольцев Патриаршей гуманитарной миссии в Северодонецке. Каждый день его навещают волонтёры, чтобы покормить, пообщаться и навести порядок. Например, Елена и Зина вымыли Сергею всю квартиру и кухню, купили новую посуду и повесили шторы. Доброволец Костя приходит по выходным, чтобы искупать Сергея. Ему поменяли кровать и установили специальный ограничитель, чтобы мужчина не падал. А недавно у него был день рождения. И волонтёры сделали особенный подарок — организовали для Сергея прогулку на коляске. Как же мужчина был рад после долгого перерыва оказаться на свежем воздухе, увидеть небо, листву на деревьях и цветы. Волонтёр Елена связала ему мягкий плед, и Сергей с удовольствием взял его с собой. Теперь этот плед напоминает мужчине о добрых друзьях-волонтёрах и о том, что он не один и кому-то нужен.
Патриаршая миссия ведёт работу по социальной, гуманитарной и строительной помощи в Северодонецке, Мариуполе, Луганске и других городах. На постоянном патронаже проекта десятки лежачих людей, многодетные семьи и старики. Каждый месяц в центры помощи Русской Православной Церкви обращаются тысячи нуждающихся.
Поддержите работу Патриаршей гуманитарной миссии. Людям в пострадавших регионах нужно наше участие и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Избрание святителя Тихона (Беллавина) Патриархом». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о соборе 1917-1918гг. и о том, как происходило избрание Патриарха Московского и всея Руси после долгого перерыва и как Патриархом стал именно святитель Тихон (Беллавин).
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона.
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер