Когда у писателя Антона Чехова вышел первый сборник, одну из книг он подарил сестре и сделал надпись: «Другу и приятелю Марии Павловне Чеховой от собственного ее братца автора Чехонте». Надпись оказалась пророческой. Другом и приятелем Антону Мария была до конца своих дней.
В семье Чеховых росло шестеро детей. Пять сыновей и дочка. Маша была самой младшей, любимицей Антоши. Их отец без особого успеха занимался торговлей. Когда он разорился, Чеховы перебрались из Таганрога в Москву. Маша поступила в женское епархиальное училище. Антон стал студентом медицинского факультета и начал печататься.
Это были трудные годы для большой семьи Чеховых. Денег не хватало, отец не мог найти работу, мама часто болела. Хозяйкой дома стала совсем ещё юная Маша. Она научилась готовить, стирать, шить, даже вязала платки на продажу. Антон свои скромные гонорары отдавал в общую копилку. Именно тогда сестра и брат по-настоящему подружились. Их сблизили заботы о благополучии семьи и бесконечная любовь к родителям.
Окончив училище, Маша продолжила образование на Высших женских курсах. Антон этим гордился. Он говорил друзьям, что сестра «умнеет с каждым днём». «Умная Маша» ещё и живописью начала заниматься. Её пейзажи хвалил сам Исаак Левитан. Художник даже объяснился Маше в любви. Антон, хорошо зная Левитана и понимая, что на роль мужа он не годится, сказал об этом Маше. И сестра постаралась забыть об Исааке Ильиче. Позже девушке сделал предложение друг семьи Чеховых – Александр Смагин. Маша решила посоветоваться с братом. В ответ он не сказал ни слова, но Маша поняла: дом, если она его оставит, осиротеет, и Антон боится этого. Сложные вопросы Маша всегда решала просто. Смагин получил отказ, а Мария Павловна навсегда сделалась ближайшим помощником Чехова. Она стала секретарём Антона, бегала по редакциям, договаривалась с издателями, вела деловую переписку. И ни разу в жизни не упрекнула Антона Павловича в том, что он не дал ей устроить личную жизнь. Спокойствие брата было важнее. Маша создала ему все условия для творчества, избавила от хозяйственных хлопот. Никогда не рвалась в соавторы, но Антон Павлович всегда обсуждал с сестрой сюжеты своих произведений. Советы она давала превосходные. Видимо, частица чеховского таланта передалась и ей.
Когда Чеховы купили усадьбу в Мелихово, Маша уже преподавала в гимназии. Приезжая к своим по выходным брат с сестрой вместе ремонтировали дом, красили стены. «Марья Павловна у нас главная, и без неё каша не варится. Как она захочет, так пускай и будет», - говорил о сестре Чехов. А когда однажды Маша загостилась у друзей в другом городе Антон Павлович писал им: «Возьмите длинную хворостину и погоните Машу домой... ибо отъезд её произвел такой же беспорядок, как если бы с неба вдруг исчезли все звёзды». Для Маши в отсутствии Антона тоже исчезали звёзды. Он ещё только собирался ехать на Сахалин, а она уже скучала. Не зная, как утешить сестру, Чехов тогда подарил ей поездку в Крым.
В Мелихово Антон Павлович занимался медицинской практикой. Денег с крестьян он не брал. И люди, узнав о том, что в усадьбе живёт бесплатный доктор, шли к нему отовсюду. Маша и тут помогала: делала перевязки, ассистировала при несложных операциях. Антон Павлович взял на себя обязанности земского санитарного врача. Ездил по округе, открывал больницы, лечил. Один доктор на 25 деревень! Кроме того, брат с сестрой построили школу в Мелихово. Потом Чехов принял участие во Всероссийской переписи населения. Постоянные разъезды подорвали его здоровье. И Чехов переехал в Крым, купив в Ялте участок земли. Мария Павловна следила за постройкой дома, обставляла комнаты прелестной белой дачи. Сюда в первую весну 20 века она привезла Ольгу Книппер – актрису Художественного театра. Спустя год Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. А ещё через три года Чехова не стало. Мария Павловна выполнила всё, о чём просил Антон Павлович в своём завещании. Разобрала архивы, опубликовала неизданное. Подготовила к печати шеститомник писем брата. В ялтинском доме организовала музей Чехова и была его бессменным директором. Даже во время оккупации Крыма Мария Павловна сумела сохранить в неприкосновенности комнаты писателя. Она могла эвакуироваться из Ялты, но узнав, что музей придётся оставить, ехать категорически отказалась.
Мария Павловна посвятила брату всю свою жизнь. Она делала для Чехова всё, что может сделать любящее сердце. Это было для неё самым большим счастьем. Наверное, в такой удивительной привязанности друг к другу было главное сходство прекрасного русского писателя и его сестры – Антона и Марии Чеховых.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.