С чего начинается любовь? На этот вопрос ответить трудно. Чувства не поддаются логике. Но Донатас Банионис, счастливо проживший в браке 60 лет, всегда знал, что его единственная в жизни любовь началась с жалости.
Шёл 1947 год. Донатас жил в литовском Паневежисе и пробовал свои силы на сцене театра. Этот театр подарил Банионису не только профессию, но и встречу с будущей женой Оной. Они познакомились, но внимания друг на друга не обращали и почти не общались. А потом оказались рядом за рождественским столом у друзей. Молодые люди подружились. Им и в голову не приходило, что дружба скоро обернётся любовью на всю жизнь.
Для Оны это были тяжёлые времена. Её отца – богатого землевладельца и братьев арестовали. Сослали в Воркуту. Девушка тогда училась в Вильнюсском университете. Друзья предупредили её о возможном аресте и Она, сменив фамилию, уехала в Паневежис. Поступила в театр актрисой. Но перед ней снова встала угроза ареста. Донатасу было бесконечно жаль очаровательную девушку и он предложил ей выйти за него замуж, сказав: «Я могу спасти тебя. У меня отец парторг. Давай поженимся!». Так возникла супружеская пара Банионисов. Женитьба чуть не стоила Донатасу честного имени. Актёра пытались заставить доносить на коллег. Когда он отказался, припомнили происхождение жены, пригрозили ссылкой и дали месяц на размышление. По счастью, через месяц офицера, который занимался Донатасом, перевели в другой город и об актёре забыли.
Это были первые семейные трудности. Из политических они плавно перетекли в бытовые. Банионисы жили в пошивочном цехе театра – другое жильё они не могли себе позволить. Когда с деньгами стало получше, сняли комнату, а потом и квартиру. В ней родился старший сын Банионисов.
Спектакли, в которых играл Донатас, пользовались большим успехом. Их приезжала смотреть московская и ленинградская публика. О Банионисе заговорила пресса. Его стали приглашать сниматься в кино. А после фильма «Никто не хотел умирать» - узнавать на улицах. Но та популярность не шла ни в какое сравнение с тем, что началось после выхода картины «Мёртвый сезон». Актёра окружали восторженные поклонницы. Но Донатас был однолюбом и на свою ОнУте смотрел, как на подарок судьбы. У них была дружная семья. Банионис много ездил, Она занималась домом, создавала уют, воспитывала сыновей и ждала мужа из бесконечных командировок. Нежная и ласковая, она понимала, как сильно устаёт Донатас, никогда не загружала его домашними делами. А он очень ценил то, что супруга принимает его распорядок жизни. «Я женился на очень хорошей женщине, она сделала меня счастливым», - говорил Банионис.
Когда дети выросли, Она стала сопровождать мужа в поездках. Донатас настаивал на том, чтобы жену включали в составы киноэкспедиций и фестивальных делегаций. Он хотел, чтобы Она увидела мир. А лето вся семья обычно проводила на даче. Суматоха и суета уступали место тишине, покою и цветам, которые выращивала Она. Это была настоящая семейная идиллия: сыновья купались в озере, жена ловила рыбу, Донатас загорал. Их золотая свадьба стала событием для театрального Петербурга. Её отметили на сцене театра «Балтийский Дом», с которым Банионисы дружили долгие годы. А в 2008 году супруги отметили бриллиантовую свадьбу.
Вскоре после неё Она Банионене умерла. Это стало для Донатаса трагедией, справиться с которой он не смог. Перестал выходить из дома, целыми днями рассматривал семейные фотографии и читал Евангелие. Без жены Банионису было трудно не то, что жить, а даже просто дышать. И сердце актёра не выдержало. Незадолго до своего ухода он сказал: «Она была очень терпеливым человеком. Она была чемпионкой по выдержке. Единственной и неповторимой, и её рекорд уже никто не побьёт».
Банионис и сам побил все рекорды постоянства. Его похоронили рядом с той, которую он любил до своего последнего дня. И жизнь с которой называл историей со счастливым концом.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.