«Иисус просто учил людей любить друг друга, а потом Церковь повернула дело так, будто самое Важное — это определенные представления о Нем, и значении Его смерти на Кресте». Я слышу такие вещи постоянно — вот был человек Иисус, который учил всяким бесспорным нравственным максимам относительно прощения, любви и сострадания, а потом уже, после его смерти на Кресте, люди сочли Его Богом и Искупителем, и выстроили всю эту сложную систему догматической веры.
Это может показаться привлекательным на первый взгляд — но это неверно по ряду причин. Конечно, можно заметить, что объявлять Иисуса «просто учителем» значит объявлять Его ненужным. В истории человечества было много учителей, которые говорили людям любить друг друга, да и каждый в себе имеет совесть, которая говорит ему то же — поэтому Иисус-учитель ничего бы не добавлял к тому, что у людей уже было. Его приход был бы просто излишен.
Но важнее ознакомиться с тем, чему же учил Иисус. Обратимся к первоисточнику — Новому Завету и, прежде всего, Евангелиям. Мы, несомненно, обнаружим там нравственные наставления — но не только. Иисус учил некоторым вещам о Себе. Он говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он придет судить все народы в последний день. Что мы обретем вечную жизнь — если уверуем в Него и последуем за Ним, или навеки погибнем.
Иначе говоря, Он говорил о том, что Он — Бог, Судия и Спаситель. Это — тоже часть Его учения. И Он говорил о цели своего прихода — и она состоит не в том, чтобы «просто учить». Как сказано в Евангелии от Марка, цитата: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Его цель — в том, чтобы умереть за наши грехи.
Именно в Евангелии — а не в каких-то позднейших построениях Церкви — мы находим, что Иисус — Бог и Искупитель. Вся христианская этика строится на том, кто такой Христос — и что Он сделал. Как говорит например, Апостол Павел, «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:12,13) Поскольку Бог во Христе соделал вас новыми людьми, и ввел в новые отношения с Ним и между собою, вы, как новые люди, должны вести себя по-другому.
Иисус Евангелия — не столько учитель, сколько Спаситель. Он дает совершенно новую жизнь — и учит правилам этой Новой Жизни. Но без этой Новой Жизни правила не помогут — как правила вождения, если у Вас нет машины.
Деяния святых апостолов

Деян., 26 зач., X, 34-43.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли судьба? И кто ответственен за происходящее в жизни человека? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Только что прозвучавшая речь апостола Петра адресована сотнику Корнилию, римскому воину, язычнику, который изъявил желание принять христианское Крещение. Рассказывая о том, что Бог сделал для человечества, апостол затрагивает очень любопытную тему — тему предопределения. По его словам, Христос после воскресения явился не всем, но только тем, которых Бог избрал заранее. На основании этих слов некоторые богословы приходили к мысли, что участь человека зависит исключительно от Божественного предопределения. Быть человеку верующим или неверующим, спастись ему или погибнуть — решено заранее. И ничего с этим решением поделать нельзя. Оно божественно. Согласитесь, звучит весьма фатально. А собственный опыт неудачных попыток привести близких к Богу или справиться с собственными недостатками ещё и подливает масла в огонь. «Такая судьба», — вздыхаем мы. От подобного богословия опускаются руки.
Однако мы должны помнить, что перед нами лишь фрагмент речи Петра. Да и сама эта речь целиком вплетена в контекст Нового Завета, а если ещё шире, то в контекст жизни раннехристианской Церкви. И здесь мы находим великолепные пояснения мысли Петра. Да, Божественное предопределение есть. Но абсолютно всех нас Господь предопределил ко спасению и радости в Царстве Небесном. Апостол Павел в послании к Тимофею выражает эту идею предельно ясно: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Другими словами, для каждого из нас зарезервировано место за праздничной трапезой на приёме у Бога. И абсолютно каждому выслан пригласительный билет. И Пётр говорит сегодня об этом: сначала Бог «послал сынам Израилевым слово». А после этого Его приглашение вышло за пределы Израильского народа. Как опять же говорит Пётр, «Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых». Более того, в одном из посланий апостола Петра мы слышим совсем универсальную идею. Бог пригласил в Своё Царство не только тех, кто жил и умер после рождения Христа, но и тех, кто умер от самого начала мира. Спаситель сошёл во ад и проповедовал там.
Получается, предызбраны абсолютно все. Но проблема в том, что не все готовы принять приглашение Господа. Этому могут мешать не только наши предрассудки и предубеждения. Порой мы так погружены в суету земной жизни, так сосредоточены на устройстве своего быта, что не находим время остановиться, сесть и вникнуть в слова Евангелия. И даже когда мы услышали эти слова, когда поразмыслили над ними, мы нередко боимся воплотить их в жизнь. Нас держит страх изменений. Ведь придётся отказываться от многого, что занимало в нашем сердце место Творца. Придётся совершать новые действия, понуждать себя думать новые мысли, испытывать новые чувства. А потому и лежит приглашение к новой жизни в почтовом ящике годами просто потому, что у нас нет готовности.
Итак, предопределение ко спасению похоже на монетку. С одной стороны, это дело Божие. С другой — человеческое. Бог выполнил свою работу на сто процентов. Теперь наш черёд. И если мы хотим оказаться в числе предъизбранных, нам необходимо найти в себе решимость просто перестроить свою жизнь согласно заповедям Евангелия. Во всех своих делах на ежедневной основе искать волю Творца и стараться оказывать милость, любовь и снисхождение тем людям, которых мы встречаем сегодня на своём жизненном пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к «Добровольцам Ярославии» и помогать тем, кто попал в беду

Екатерина с мужем и дочкой живут в Ярославле. У Кати инвалидность: левая нога сильно короче правой. В основном она передвигается на инвалидной коляске, но в особых случаях может ходить, опираясь на трости. У супруга тоже проблемы со здоровьем. Однако дружная семья со многими заботами справляется самостоятельно. И только одна задача долгое время была им не по силам. Семья жила в старом пятиэтажном доме без лифта, на самом последнем этаже. Кате с трудом удавалось спускаться по лестнице, а потом подниматься обратно. Для этого она предпринимала колоссальные усилия. Супруги хотели продать квартиру и купить другую в доме, где есть доступная среда для людей с инвалидностью. Но подходящие для своего бюджета варианты найти не могли. В любом случае им пришлось бы доплачивать за новое жильё более миллиона рублей, а таких денег семье не накопить.
В надежде на любую помощь Екатерина обратилась в благотворительную организацию «Добровольцы Ярославии». Её сотрудники и волонтёры приходят на выручку жителям со всего региона в сложных ситуациях. С их поддержкой в жизни Кати и её семьи случились невероятные перемены: они обрели новое жильё. «Добровольцы Ярославии» подыскали доступный вариант, помогли с оформлением документов и нашли человека, который покрыл недостающую сумму.
Теперь Екатерина может сама заехать на инвалидной коляске в лифт, отправиться с дочкой на прогулку или в поликлинику, купить и довезти до дома продукты. Видео с Катей можно посмотреть в группе организации.
Благодаря «Добровольцам Ярославии» происходит множество добрых историй. И при желании вы можете стать их участником. О том, как помогать, узнайте на сайте организации «Добровольцы Ярославии».
Заполнить анкету волонтёра: https://dobrovolchestvo.ru/anketa/volonter
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
М.А. Булгаков «Записки юного врача». Екатерина Каликинская

У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о цикле рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и о его личном опыте служения военным и земским доктором.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Первая беседа с ректором литературного института имени Горького Алексеем Варламовым была посвящена судьбе и жизненному пути Булгакова.
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена повести «Собачье сердце».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер