Попав в Рим, окунувшись в атмосферу его шумных улиц, с трудом можешь представить себе, что существует еще один Рим – подземный. Причем этот скрытый от человеческих глаз «вечный город» имеет яркую христианскую историю. Речь идет о знаменитых римских катакомбах – подземных многокилометровых ходах, расположенных под самой итальянской столицей и ее окрестностями.
Ученые до сих пор спорят о причинах появления в античной Италии такого феномена как катакомбы. Долгое время главенствующей версией происхождения катакомб было мнение о том, что эти многокилометровые подземные ходы возникли из-за добычи строительных материалов. Однако, после того, как ученые произвели анализ известняка, в котором вырыты катакомбы, они пришли к выводу, что данный материал не подходит для строительства. Поэтому возникла новая версия, что катакомбы возникли именно как погребальные комплексы. Сначала иудейские, а затем христианские.
До четвертого века христианство считалось в Римской империи запрещенной религией, поскольку христиане отказывались почитать римского императора в качестве бога, как тогда было принято. Христиане не могли открыто собираться и совершать богослужение. Поэтому они собирались ночью в местах, где бы их не стали искать. Римляне-язычники были чрезвычайно суеверны и обходили катакомбы за километр. Так катакомбы стали христианскими.
Впрочем, какой бы ни была версия происхождения катакомб, в настоящее время они являются уникальным памятником христианской истории. Дело в том, что вплоть до четвертого века катакомбы были местом, где христиане совершали богослужение и хоронили своих мучеников. Их могилы украшались различными изображениями, которые дают нам сегодня возможность восхищаться искусством древних учеников Христа.
В четвертом веке Рим в лице императора Константина принял христианство, и надобность в ночных встречах в катакомбах отпала. Тем не менее, вплоть до 10 века их посещали, чтобы поклониться останкам мучеников. Впрочем, затем о катакомбах забыли. И вспомнили шесть столетий спустя.
Повторное обретение катакомб стало настоящим событием. Глазам христиан нового времени открылось то, какими были их единоверцы первых веков. Особую роль сыграли здесь те рисунки, которыми были украшены христианские гробницы и храмы внутри катакомб. Это были растительные орнаменты, изображения животных. Многие из них имеют символическое значение. Например, в катакомбах мы часто можем увидеть изображения оливковых деревьев, ветви которых образуют крест. Олива – это образ вечной жизни рядом с Богом, а крест - это символ Христовой победы над смертью. Также часто в подземном Риме встречается изображение рыбы. Таковым был кодовый символ первых христиан. Рыба по-гречески звучит как «ихтис», что одновременно является аббревиатурой выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница