Здравствуйте. У микрофона Павел Крючков. С вами программа «Рифмы жизни», программа о современной поэзии и поэтах. Мы читаем и слушаем русские стихи, написанные в наши дни или чуть раньше этих дней – конец прошлого, начало нынешнего века.
Много-много лет тому назад у петербургского поэта Владимира Рецептера написалась центральная часть будущего триптиха, посвященного памяти его деда, «провинциального трагика», которого он давно обогнал по возрасту.
Это был воображаемый, задержавшийся на десятилетие ответ внуку-артисту, решившему порассуждать о новом веке и новых правилах игры. Вот как отвечал опытный предок на «младенческий высокомерный лепет» своего потомка:
…Поздней иль раньше, но и ты поймёшь
о сцене то, что я тебе оставил:
есть только правда или только ложь,
а время вовсе не меняет правил
игры… Игра кончает быть игрой.
Вся суть в высоком роковом пороге.
Прости. Прощай. И помни. Бог с тобой…”
И я бы согласился с ним в итоге.
Владимир Рецептер, 1970-й год
И оба не знали ещё, что этот воображаемый разговор продолжится, что спустя четверть века, тот, в котором зажглась актерская, дедовская кровь, вымолвит, ответит:
Прости меня… И вы простите,
кого я взялся обучать,
как короля играть, а в свите,
храня достоинство, молчать…
Наверное, надо было бы говорить подробнее, с кем мы имеем дело – народный артист, легендарный Гамлет и Чацкий, двадцать пять лет в ленинградском БДТ. А еще – книги прозы, фильмы, пушкинистика и театральная педагогика, моноспектакли…
И всё – лирик. Поэт вопрошания и мольбы.
Говоря о Владимире Рецептере, известный питерский поэт Александр Кушнер вспомнил, как он выразился, «одного известного актера из театра “Глобус”», тоже писавшего стихи. А ведь Рецептер, действительно, долгие годы бесконечно вглядывается в Шекспира.
А Пушкин? Вы можете ничего не знать о театральном режиссере Владимире Рецептере, если не интересуетесь созданным им театром, пушкинским театром – но ведь есть же Савкина горка рядом с Михайловским… «Я бы выстроил себе там хижину, – писал Александр Сергеевич, – поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых старых друзей несколько месяцев в году».
Положил заниматься вот этим,
а выходит другое совсем…
Что нам светит, лишь тем и посветим
в душном сумраке общих проблем.
Что за глупость – искать продолженья
там, где вышел открытый финал?
Летней тени живое скольженье…
Камня крестного слабый сигнал…
Брошу всё и на Савкину горку
по короткой дороге уйду,
отворяя воздушную створку,
забывая беду и нужду.
Вдруг да встречу блаженную душу,
вдруг безлюдьем утешу свою.
Но опять тишины не нарушу,
примостясь на краю, на краю…
Боже мой!.. Отпусти мне старанья
и житейский слепой интерес,
ради паузы непониманья
или тихой подсказки небес…
Владимир Рецептер, 2007-й год, Савкина горка.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»