Во времена Христа скала Голгофа возвышалась над холмом Гареб. Своим основанием она утопала в земле, и только округлая вершина черепом выступала над поверхностью. С арамейского «Голгофа» так и переводится – «череп». Свое имя скала подарила довольно большому пригороду Иерусалима. К Голгофе относились и окрестные сады, разбитые на месте бывшей каменоломни, и площадь, на которой собирались зеваки, чтобы посмотреть на казни.
За холмом пряталась лощина, в которую сбрасывали кресты и тела распятых преступников. Здесь был закопан среди прочих и Крест Христов. Только через три века царица Елена обретет его чудесным образом.
В византийский период в Иерусалиме бурно шло церковное строительство. В это время холм Гареб был срыт, скала обнажена. Христиане оборудовали Голгофу лестницей, вершину украсили золотым крестом.
С течением веков Иерусалим разрастался, архитектурная оправа Голгофы становилась все более сложной. И теперь скала, что стояла за пределами города – одна из главных святынь храма Гроба Господня. Голгофа возвышается над полом на пять метров, на ее вершине – площадка, на которой обустроены два алтаря – католический и православный. Чтобы попасть сюда, нужно подняться по лестнице – она расположена рядом с камнем Помазания.
Католический престол на Голгофе – тот, что справа, создан во времена крестоносцев. По преданию, он находится на том месте, где Спасителя пригвоздили ко Кресту. Этому соответствуют и названия - Алтарь Гвоздей Святого Креста и Престол Пригвождения ко Кресту.
Левый алтарь принадлежит греческой православной церкви, его установили при византийском императоре Константине Мономахе. Он находится точно на месте Распятия. Отверстие, в которое когда-то был водружен Крест Христов, оправлено в серебро. Паломники встают на колени и благоговейно прикладываются к этому месту. Чуть поодаль на мраморном помосте Голгофы – черные круги. Они указывают, где стояли кресты, на которых распяли разбойников.
За престолом православного алтаря стоит Распятие. Его размеры в точности повторяют размеры Креста Господня. Изображения Иоанна Богослова и Богоматери рядом с Распятием украшены уникальными драгоценными окладами.
Точно под Голгофой находится придел Адама. По преданию, именно здесь погребен первый человек. За стеклом видна расщелина в скале – неестественная, против биологических слоев. Этот раскол произошел в момент, когда Господь умер на Кресте. Кровь Христова просочилась до черепа прародителя людей и смыла первородный грех. И с той минуты мрачное название скалы – «череп», название места, где происходили позорные казни, приобрело новое звучание, новый смысл, новое значение
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византийский эпос». Арсений Миронов
Гостем программы был доктор философских наук, ректор Университета имени Разумовского Арсений Миронов.
Разговор шел о Византийском эпосе, как возникали древние эпические сказания, какими были их герои и как менялись их образы от языческих к христианским
Ведущий: Дмитрий Володихин
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья