Апостол и евангелист Матфей был одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя. Он служил мытарем - сборщиком податей. То есть силой и угрозами собирал со своих сограждан дань для Рима, поработившего Иудею. Естественно, остальные не любили и презирали мытарей, считая их предателями. Но Христос говорил, что пришел не к праведникам, а грешникам. И узнавший Спасителя Матфей безоговорочно последовал за ним. После Вознесения Господня апостол отправился на проповедь. Но перед тем как покинуть Иерусалим, Матфей откликнулся на просьбы иудеев и написал для них Евангелие. В нем есть описание того, как состоялось призвание Матфея. По преданию Христос проходил мимо и просто сказал ему: «Иди за Мной». И Матфей повиновался. В Евангелии от Матфея есть еще один эпизод, не вошедший в труды других апостолов. Он повествует о том, как Иисус повелел апостолу Петру идти к нему по воде. Но Петр испугался и стал тонуть. Христос же простер руку, поддержал его и сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный!» Очевидно, Матфею было очень важно передать эту историю, как завещание - если зовет тебя Христос, бросай все и иди к Нему, и ничего не бойся.
Часть 2
Имя Матфей - означает «дар Божий». Апостол Матфей - один из двенадцати ближайших учеников Христа, был мытарем, то есть сборщиком налогов. Он служил на таможне в городе Капернаум, что на озере Кинерет, называвшемся также Галилейское море. Профессия мытаря была выгодной, но презираемой в обществе. По преданию, Спаситель призвал Матфея когда тот сидел за своим столом и собирал пошлину. Апостол незамедлительно последовал за Христом. По мнению исследователей уже тогда он начал делать записи о странствиях и проповеди Сына Господня. После Воскресения и Вознесения Спасителя Матфей написал Евангелие - первую книгу Нового Завета. Оно отличалось от трех других тем, что текст был на арамейском наречии еврейского языка. Оно писалось для христиан-иудеев, поэтому там много ссылок на ветхозаветные пророчества, исполнившиеся в Иисусе Христе. Двадцать шестая и двадцать седьмая главы Евангелия от Матфея описывают страдания Христа и распятие Спасителя. Этот текст получил название «Страсти по Матфею» и стал драматургической основой
для произведений многих композиторов. Среди самых известных авторов - Иоганн Себастьян Бах, митрополит Волоколамский Иларион Алфеев.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.