Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии в середине четвертого века. Иоанн получил образование у лучших философов и риторов. Он рано принял монашество, которое называл «истинной философией». Иоанн много лет соблюдал безмолвие, жил в уединении. За это время им было написано множество книг, легших в основу христианских представлений об особенностях священнического служения, монашеского пути. Затем наступил этап проповедничества. За свой редкий дар оратора он получил от народа имя «Златоуст». Проповеди легли в основу его трудов-толкований Священного Писания. Когда Иоанну исполнилось пятьдесят, его избрали архиепископом Константинопольским. Он проявил себя и в делах милосердия, и как пламенный миссионер. В результате дворцовых интриг архиепископа сослали в Армению, а потом - в Абхазию, где он и скончался. Иоанна Златоуста называют одним из трех Вселенских святителей, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. Этот титул подчеркивает важность его деяний и трудов для мирового христианства.
Великий труд, оставшийся в наследство Церкви от святителя Иоанна Златоуста - это составленный им чин Божественной Литургии. Именно литургия Иоанна Златоуста служится большую часть года в наших церквях. В переводе с греческого «литургия» - это «общее дело». Это главное богослужение, во время которого осуществляется таинство Евхаристии или Причащения. Тогда хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа. Литургия Иоанна Златоуста немного короче, чем литургия Василия Великого, которая служится всего несколько раз в год. Святитель Иоанн был родом из Сирии, сохранившей апостольские традиции. Исследователи сходятся на том, что он опирался на них, составляя византийский чин богослужения. У литургии три части. Первая - проскомидия или подготовительная. Вторая часть - литургия оглашенных - должна приготовить верующих к присутствию при совершении Евхаристии. Третья часть - литургия верных - на ней совершается само таинство. «На небе славословят ангельские воинства; на земле люди... подражают такому их славословию; на небе серафимы взывают трисвятую песнь; на земле множество людей возносит ту же песнь; составляется общее торжество небесных и земных существ, одно благодарение, один восторг», - так писал святитель Иоанн Златоуст о литургии.
Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова называют тремя Вселенскими святителями. Так подчеркивается величайшее значение их богословских идей и сочинений для Церкви. Литературное наследие святителя Иоанна весьма значительно. Одной из главных тем его трудов стало Священное Писание. Его главная задача была - приблизить Библию к жизни его прихожан, показать ее вневременной смысл. При этом Иоанн - не просто исследователь и ученый. Поэтому бОльшая часть из дошедших до нас сочинений - это записи его проповедей и бесед, сделанные слушателями. Иоанн много проповедовал в родной Антиохии, а потом, будучи епископом - в Константинополе. За убедительность и пламенность речей его и нарекли Златоустом. Объясняя священные книги, святитель Иоанн часто проводил параллели с современным ему обществом, рассуждал на близкие всем социальные и моральные темы. И при этом подчеркивал связь строк Ветхого и Нового Завета с жизнью и поступками христианина. Именно эта актуальность и стала близка и современникам, и последующим поколениям. По достоинству оценили они и красноречие, и образность, и поэтичность сочинений святителя Иоанна Златоуста. Его труды были рано переведены на славянский и стали любимым чтением на Руси.
Златоуст - такое второе имя святителю Иоанну дали не случайно. Этот образованный монах из знатной семьи жил в четвертом веке. В родной Антиохии он прославился в первую очередь как проповедник. Проповедь во времена отсутствия ежедневных газет имела особое значение. По преданию, антиохийцы готовы были слушать Златоуста несколько часов подряд. «Проповедничество целительно для меня», - говорил сам святитель Иоанн. Златоуст был прирожденным оратором. Он умел нарисовать живую картину, не чуждался сарказма, язвительного каламбура. Тонкий психолог, он проникал в тайны душевной жизни, зримо рисовал характеры и бичевал пороки. При этом Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему претило богатство и корыстолюбие. Слава проповедника привела его на Константинопольскую кафедру. Она же его и погубила. Призывы к асктизму не пришлись по нраву императорскому двору. Святителя Иоанна сослали в Армению. По преданию, последними его словами перед смертью стали: «Слава Богу за все».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»