Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых. Он родился в тысяча пятьсот седьмом году. Отец готовил сына к карьере государственного мужа. В юности он дружил с княжичем Иоанном, будущим царем Иваном Грозным. Но Феодора больше привлекала вера. Тайно он покинул Москву и дошел до Соловецкого монастыря. Там Феодор жил простым послушником, не гнушался самым тяжелым трудом. Он принял монашество с именем Филипп и несколько лет работал в монастырской кузне. Трудился он и в пекарне - хлебне. Там Филиппу было знамение - Свое благоволение смиренному монаху по преданию явила Сама Богородица. В память об этом в обители сохранился образ Богоматери «Хлебенный». В тысяча пятьсот сорок шестом году Филипп стал игуменом Соловецкой обители. Он стремился упрочить духовное значение монастыря, укрепить память о ее основателях - преподобных Савватии и Зосиме Соловецких. Для тайных молитвенных подвигов игумен Филипп часто удалялся в глухое пустынное место, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. В это время о Колычеве вспомнил Иоанн Грозный. По мысли царя друг детства должен был с митрополичьей кафедры контролировать бояр. Но святитель Филипп обличил неправедные дела царя, за что и принял мученическую кончину.
Часть 2
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, родился в тысяча пятьсот седьмом году. В отрочестве он дружил с будущим царем Иоанном Грозным. Но потом Феодор отказался от карьеры государственного сановника и выбрал путь монашеского делания. В тысяча пятьсот сорок шестом году он, уже будучи монахом Филиппом, стал игуменом Соловецкого монастыря. За двадцать лет обитель расцвела: возводились новые храмы, крепла духовная жизнь. Иоанн Грозный вспомнил о друге детства и пригласил его занять кафедру митрополита Московского. Царь надеялся найти в Филиппе сподвижника, способного укротить бояр. Игумен долго отказывался принимать на себя митрополичье бремя. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину. Наконец стороны нашли компромисс, в тысяча пятьсот шестьдесят шестом году Филипп возглавил кафедру Московских святителей. Но слишком многое в поведении царя смущало митрополита: его самозванное иночество, новая волна казней. В шестьдесят восьмом году в Крестопоклонную неделю Великого поста митрополит Филипп отказался благословить царя и опричников. Он открыто осудил беззакония, творимые ими. Царь устроил соборный суд на митрополитом. Лжесвидетели оклеветали его. Опричники ворвались на литургию, зачитали решение суда, сорвали с митрополита облачение и отправили в ссылку. Филипп был заточен в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Мощи святителя Филиппа покоятся в Москве, в Успенском соборе Кремля.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»