Препдпразднство - это один или несколько дней, предшествующих некоторым большим праздникам. Они как бы подготавливают верующих к торжеству праздничного дня. Предпразднство Богоявления длится четыре дня, что подчеркивает значимость этого торжества. Это один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление. В православной традиции за праздником закрепились два названия - Богоявления и Крещения. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: Бог Отец с небес возгласил о приходе Своего Сына, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издавна этот день назывался днем Просвещения и праздником Светов. Это связано с евангельскими строками о том, что Бог есть Свет и явился просветить и спасти человечество, которое находится во тьме и тени смертной. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных вечером, накануне праздника Богоявления, так как Крещение является духовным просвещением людей.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (21.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 32 зач., XIII, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели, Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда современные христиане рассказывают кому-нибудь о Боге, в которого верят, они нередко сводят этот разговор к каким-то чуть ли ни философским схемам и категориям. Но с чего на самом деле стоит начинать беседу о Боге с людьми, которые о Нём ничего не знают? Возможный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Когда в 14 лет я увлёкся богословием, мой одноклассник, с которым мы практически каждый день шли вместе домой, узнал об этом одним из первых. Я слушал и смотрел лекции, которые в тот момент появились в большом количестве и выливал на него потоки информации о соотношении веры и знания, о Боге, о творении мира, о межхристианских спорах и других религиях... Словом, обо всём том, к чему он по большому счёту не был готов. Уже значительно позже, когда я стал священником, один из катехизаторов как-то пожаловался мне, что после первой беседы, которую он проводит в рамках подготовки к Таинству Крещения, на вторую к нему практически никто не приходит. Я предположил, что он ставит перед людьми очень высокие моральные или дисциплинарные требования, но оказалось, что дело было в другом. Первую беседу он посвящал разговору о Боге-Троице, но при этом просто в очень сжатом виде пересказывал лекции по триадологии, говорил о сложности богословского языка, объяснял термины и их разное понимание в истории. Иными словами, он совершенно не соотносил сложность материала с богословским уровнем тех, кто к нему пришёл.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим, как апостол Павел проповедует в синагоге Антиохии Писидийской. Чему же посвящена его речь? На первый взгляд он просто рассказывает иудеям их собственную историю. Вот Бог когда-то выбрал их отцов и возвысил их потомков, когда они пришли в Египет. После, когда пришло время, он вывел их обратно в землю обетованную и дал им в качестве царя сначала Саула, а потом и Давида, среди потомков которого родился ожидаемый ими Спаситель Христос. И всё же это больше, чем история, ведь это рассказ о заботе Бога и Его живом участии в истории народа. Рассказ о Его любви к людям и о том, что были те, кто полюбил Бога в ответ. История жизни этих людей была полна сложностей, но Господь помогал им всё преодолеть.
Именно таким должен быть наш первоначальный разговор с людьми о Боге. Мы призваны показать тем, кто только открывает для себя религиозную жизнь, что к общению их призывает не просто Творец, который ждёт исполнения дисциплинарных предписаний, но заботливый и любящий Отец, который в первую очередь ждёт от них ответной любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Служение святителя Тихона (Беллавина) в Америке». Андрей Иванов

У нас в студии был сотрудник историко-культурного и просветительского центра ПСТГУ «Соборная палата» Андрей Иванов.
Разговор шел о служении святителя Тихона (Беллавина), будущего Патриарха Московского и Всея Руси, в Северной Америке на стыке 19го и 20го веков.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер