Преподобный Ефрем Новоторжский жил в одиннадцатом веке. Он был родом из Венгии. Вместе с братьями Моисеем и Георгием, которых позже так же причислили к лику святых, Ефрем покинул родину из-за притеснения православных. Братья поступили на службу к ростовскому князю Борису, будущему страстотерпцу. В тысяча пятнадцатом году князь Борис был убит по приказу своего брата Святополка. Вместе с князем погиб и Георгий. Моисею удалось спастись бегством, он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем в это время был в Ростове. Он одним из первых прибыл на место убийства. Ефрем нашел голову брата и взял ее с собой. Он оставил службу и поселился в уединении близ Торжка. Вскоре рядом с его кельей стали жить еще несколько монахов. Ефрем построил на том месте монастырь в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрала его своим настоятелем. Особо в монастыре заботились о странниках и бедных, для них при обители был открыт приют. Скончался Ефрем в глубокой старости, он попросил похоронить себя вместе с головой брата Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в конце шестнадцатого века.
Счетоводы

Фото: Simon / Unsplash
В одном городе жили два брата — Жан и Жак, которые очень уж не любили в школе учиться. Каждый день прогуливали они уроки — то на реку вместе ходили, то за городом в поле играли. Особенно охотно отлынивали мальчишки от уроков математики, где надо было ум напрягать, много запоминать и считать. Беззаботная жизнь ведь куда веселее!
Как-то раз шли наши братья по дороге, и нашли три золотые монеты. Вот так удача! Целых три золотых. Только как их разделить? Мальчишек-то было двое, а монет— три. Вот так задача!
Думали они да гадали, всю голову себе сломали, никак не могли свою находку поровну поделить, и решили посчитаться:
— Раз — твоя! Две — мои! — сказал Жан.
— Нет, так не годится! — возразил Жак. — Почему это тебе больше? Давай-ка я сам посчитаю. Ты да я — это два! А тогда третья монета кому?
Опять ничего у них не вышло, и решили мальчишки пойти за советом к дядюшке лавочнику, который очень даже хорошо умел деньги считать.
Увидел дядюшка три золотых и подумал: «Эге, надо бы эти деньги родителям мальчишек отдать, пусть в моей лавке ботинки и штаны им новые купят, а то ведь сорванцы всё на глупости потратят»...
— Трудную вы задали мне задачку, — сказал лавочник, почесав в затылке, — но я со счётом справлюсь. Значит, так: два минус два и плюс один. И что в итоге? Получается, две монеты вы должны мне отдать, а одну, так уж и быть, можете себе оставить. По-другому эти деньги никак не поделить.
Вышли Жан и Жак из лавки, переглянулись: остался у них единственный золотой. Но опять не понятно: как одну монету на двоих разделить? Не пополам же её распиливать?
И решили они обратиться за советом к дядюшке аптекарю, у которого точные весы есть, да и считает он мелкие деньги ловко.
Увидел аптекарь золотой и не хочет его и рук выпускать: взвесил на аптекарских весах, на зуб попробовал. А сам думает про себя: «Родители мальчишек мне задолжали за порошки и пилюли, похоже, плохо у них в деньгами, и золотой им точно не помешает».
— Так уж и быть, помогу вам с подсчётами, — говорит дядюшка аптекарь. — Один минус два получается минус один. Понятно?
— Не очень, — ответили братья.
— Эх, вы, счетоводы! Минус один — это значит, вам нельзя эту монету себе оставить, придётся мне её забрать. Если не верите — можете сами пересчитать.
Вышли Жан и Жак из аптеки на улицу, ничего понять не могут: как же так получилось? Только что они были богачами, и вдруг остались ни с чем.
Пришли они вечером домой, а родители говорят:
— Вот молодцы, ребята, что не стали себе находку оставлять, а пошли к мудрым взрослым, теперь в семейном кошельке на три золотых прибавилось.
— Как же так? Вроде бы всё время отнимали, и вдруг прибавилось, —удивился Жан.
— Вот что я думаю, братец: пора нам с тобой самим научиться считать, — сказал Жак.
И на следующий день братья отправились в школу, где первым уроком была математика.
(по мотивам французской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Собор святителя Николая в Ницце

Если приехать во французскую Ниццу и прийти на проспект Николая Второго, то можно увидеть величественный русский собор во имя святителя Николая Чудотворца. История, с которой связано его появление, началась в 1865 году, когда в Ниццу прибыл наследник российского престола — цесаревич Николай, сын императора Александра II. Он приехал сюда на лечение после травмы позвоночника. Но болезнь, возникшая в результате травмы, прогрессировала, и в ночь с 11 на 12 апреля наследник скончался на вилле Бермон. До последнего мгновения у его постели были безутешные родители, брат Александр и невеста Николая — датская принцесса Дагмар. Родные цесаревича и вся страна тяжело переживали его утрату. Известный русский поэт и дипломат Фёдор Тютчев тогда записал:
«Все решено, и он спокоен,
Он, претерпевший до конца,
Знать он пред Богом был достоин
Другого, лучшего венца...»
Сын императора Александра II был похоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, а виллу, на которой умер цесаревич, приобрел его отец. Уже в 1868 году в память о наследнике по проекту архитектора Давида Гримма на месте снесённой виллы была выстроена часовня во имя святителя Николая Чудотворца — покровителя наследника, а близлежащую улицу переименовали в «Бульвар цесаревича».
Новым наследником российского престола стал царевич Александр — будущий император Александр III. Он женился на невесте своего покойного брата — принцессе Дагмар, в православии получившей имя Мария Фёдоровна. В том же 1868 году у них родился сын. В память об умершем брате Александр назвал сына Николаем.
В 1894 году он стал императором Николаем II. Именно при нём в Ницце рядом с памятной часовней был выстроен величественный собор во имя святителя Николая Чудотворца по проекту архитектора Михаила Преображенского. Храм возвели в неорусском стиле и украсили мозаиками мастера Владимира Фролова. В 1912 году состоялось торжественное освящение собора, а близлежащая улица получила название «Проспекта Николая II». Однако уже спустя пять лет в России произошла революция, и основными прихожанами храма стали русские эмигранты, покинувшие страну. Так одной из прихожанок была вторая супруга императора Александра II — княгиня Екатерина Долгорукова. Храм стал для русских эмигрантов местом единения: здесь они вместе молились, отмечали национальные праздники, делились своими радостями и скорбями. В 1931 году храм временно оказался в юрисдикции Константинопольского патриархата, но в 2011-м был вновь возвращён Русской православной Церкви. В соборе были проведены реставрационные работы и открыт музей. Сейчас в нём регулярно совершаются богослужения, где каждый путешественник может помолиться и прикоснуться к русской истории.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 88. Богослужебные чтения

Что можно считать подлинным проявлением веры в Бога? Ответ на этот вопрос находим в 88-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Царь Давид — одна из центральных фигур священной истории Израиля. По масштабу своей личности, а также той роли, которую он сыграл в судьбе богоизбранной нации, он сопоставим разве что с Авраамом и Моисеем. Так же, как и с этими великими святыми, Бог заключил с Давидом Свой завет. Он обещал Давиду, что его царство будет стоять века, и все народы земли однажды признают в его потомке Помазанника Божия. Именно это держит в уме автор того псалма, который только что прозвучал. Поэтому первая часть псалма — это воспоминания о подвигах Давида и о тех обещаниях, которые ему дал Господь.
Однако во второй части псалмопевец сравнивает ситуацию великого царя и друга Божия с ситуацией того еврейского монарха, который находится на престоле Израиля после смерти Давида. Мы узнаём, что дела его не складываются. По косвенным признакам учёные-библеисты предполагают, что речь идёт о внуке Давида и сыне Соломона, Ровоаме. Он правил еврейским государством во второй половине 10 века до Рождества Христова. Во время его царствования на Иерусалим пошёл войной египетский фараон Шешонк I. Он смог войти в столицу и разграбить казну храма и царского дворца.
Псалмопевец был очевидцем всего этого. Он видел, как некогда могущественная держава распадается на части, как гибнет армия, как уводят в плен людей. И главный вопрос, который он задаёт, — долго ли ещё терпеть? Помнит ли Господь те обещания, которые когда-то дал Давиду? Восстановит ли Он былую славу Израильского народа? Несмотря на все эти вопросы, которые, казалось бы, могли бы свидетельствовать об отчаянии и разочаровании псалмопевца, он заканчивает свою молитву весьма неожиданно — «Благослове́н Госпо́дь вове́к! Ами́нь, ами́нь».
Вот оно подлинное проявление веры в Бога. Тяжёлые времена, скорбные обстоятельства, а с ними ропот и масса сомнений. Но за всем этим скрывается надежда, что Бог не оставит, не подведёт и будет в итоге верен Своему слову. И мы знаем, что Бог действительно не подвёл. Он исполнил Свои обещания. Возможно, не быстро и не таким образом, как представлял себе автор псалма. Но мы видим, что влияние образа царя Давида на человеческую культуру огромно. И самое важное — именно из его рода произошёл Тот, Кого мы называем Спасителем Мира, Мессия-Христос.