Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Христовых. Часть 1.
Первыми из апостолов Христос призвал Андрея, Иоанна, Иакова, Симона, нареченного Петром, Филиппа и Нафанаила. Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков» стал чудесный улов рыбы, описанный в Евангелии от Луки. Именно тогда апостолы решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Окончательно апостолы стали, как поется в тропаре Пятидесятницы, теми, кем Христос «уловил вселенную», лишь получив в виде огненных языков дар Святаго Духа. Апостолы испытали множество бедствий и скорбей на пути просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях. Почти все они окончили свою жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – пронзен копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий. В Евангелии написано, что на Страшном суде Христовом апостолы, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Христовых. Часть 2.
Собор святых славных и всехвальных Двенадцати апостолов Церковь празднует на следующий день после чествования первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот раз вспоминаются все 12 первых учеников Христа: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн - сыновья Завведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфей, который был избран вместо предателя Иуды Искариота. Двенадцать апостолов были самыми близкими учениками Христа. Большинство из них были рыбаками. Господь дал апостолам силу исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых, послал своих учеников в мир, чтобы они проповедовали Благую весть всем народам. Первые упоминания о праздновании Собора двенадцати апостолов встречаются еще в четвертом веке. Император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм, посвященный Двенадцати апостолам. В Москве тоже есть церковь, освященная в честь этого праздника. Она находится на Соборной площади в Кремле. Эта церковь была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона одновременно с Патриаршими палатами и стала домовым патриаршим храмом.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Христовых. Часть 3.
В самом начале своего служения Иисус Христос из всех своих последователей избрал двенадцать учеников: СИмона, которого назвал Петром, и Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона Зилота, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом стал предателем. За Иисусом следовали толпы, особенно после того, как люди увидели Его чудеса. Однако из сотен или даже тысяч он отобрал всего двенадцать человек, которые не выделялись ни образованием, ни родом занятий. Кто они, почему именно они были выбраны? Евангелист Иоанн приводит рассказ о том, как после некоторой проповеди народ начал расходиться, и Иисус сказал двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?» Симон Петр ответил Ему за всех: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Вот это стремление к Истине, готовность быть с ней до конца и отличала апостолов от всех остальных людей. Они были призваны свидетельствовать о Христе, и свидетельство это не было только на словах. Всей своей жизнью апостолы показывали людям, что нового принес в мир Христос и что значит быть его учеником. Не случайно это слово, «свидетель» стало впоследствии обозначать мученика – того, кто готов принять мучительную смерть, чтобы явить людям Христа. Все апостолы, кроме Иоанна, умерли мученически, но проповедь их распространилась во все уголки земли.
3 февраля. О подвиге Преподобного Максима Исповедника
Сегодня 3 февраля. День памяти Преподобного Максима Исповедника, жившего в седьмом веке в Константинополе.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Максим Исповедник жил в сложное апокалиптическое время, которое многим казалось последним. В попытке вернуть монофизитов Египта и Сирии в церковное единство, император Ираклий при содействии церковной же иерархии сформулировал учение о том, что у Господа Иисуса Христа не было человеческого действия и человеческой воли — монофизитизм. Европа все еще переживала переселение народов. В трагических обстоятельствах и потрясениях времени мало кто продолжал следить за чистотой православного исповедания и находиться в поисках нравственной чистоты и догматической правды. Весь мир, казалось, находился в поисках компромисса. Но не таков был Максим Исповедник. Именно он в союзе с православным папой римским дерзновенно выступил против еретической политики императора в вопросах учения, за что в итоге и пострадал. После долгих гонений, суда и несправедливого осуждения, Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он более не мог ни проповедовать, ни писать. Спустя несколько лет он умер в ссылке на Кавказе.
Преподобный Максим оставил после себя многие аскетические и нравоучительные произведения, а также толкования на сложнейшие места писания. Максим не принадлежал к клиру, но был простым монахом. Однако это не мешало ему чувствовать свою ответственность за все происходившее тогда в церкви и в церквях во вселенском масштабе. Этой его твердости в вере, максималистской, святой бескомпромиссности Максима, умению жить правдой писания и преданий, не идти в ногу со временем в самые сложные последние времена, мы, православные христиане, призываемся подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. Об истории Ватопедской Иконы Богородицы «Отрада и Утешение»
Сегодня 3 февраля. Церковь чтит Ватопедскую Икону Богородицы «Отрада и Утешение».
О её истории — протоиерей Владимир Быстрый.
Эта икона находится в монастыре Ватопед, в переводе «Куст Отрока» на Святой горе Афон. По-гречески эта икона называется «Парамифия», то есть дословно «утешение». Она стала известна и почитаема после происшедшего от неё чуда. Это произошло 21 января 1320 года. Банда пиратов высадилась около Ватопеда, спряталась в горах и ожидала, когда откроют монастырские ворота. Понятно, что они хотели ограбить обитель. Действительно, была такая традиция. После утреннего богослужения игумен передавал ключи привратнику, который открывал ворота и впускал паломников. Но вдруг игумен услышал голос, который исходил от образа Божьей Матери. Божья Матерь запретила отворять ворота в этот день. Наоборот, она сказала подняться на стены для отражения нападения разбойников. Игумен посмотрел на икону и увидел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресвятой Богородицы и, обращаясь к матери, говорит: «не надо, мать моя, не возвещай им всего. Пусть они получат то, что заслужили, потому что не берегут о своих монашеских обязанностях». Но Богородица держит свою руку на запястье младенца, как бы отводя руку от своих уст.
Вот такую чудную икону мы имеем для нашего молитвенного поклонения. Мы видим и знаем, что Пресвятая Богородица всегда заступается за род человеческий. Как мать она проявляет родительскую настойчивость и даже материнскую строгость. Вся любовь ее направлена к роду человеческому.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. О том, что может противопоставить христианин сквернословию
Сегодня 3 февраля. Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
О том, что может противопоставить христианин сквернословию — священник Стахий Колотвин.
Отнюдь не всегда уместно выражение «лучшая защита — это нападение». Однако в ситуации борьбы с ненормативной лексикой, которую мы вместе со всем миром сегодня празднуем, эта фраза как никогда актуальна для любого православного христианина. Потому что человек неверующий, ему противопоставить сложно что-то. Он может опираться на свое воспитание, на какие-то культурные рамки, на корпоративные стандарты. Ну, то есть всегда будет просто в обороне. Вокруг него будет звучать ненормативная лексика, но он будет отбиваться, переключая свое внимание. Он будет отбиваться тем, что у него есть крепкая броня этикета. А что же может сделать христианин, чего недоступно окружающим?
На самом деле ненормативная лексика заполняет те пустоты в нашей душе, где должна быть молитва. Молитва не по расписанию, не молитва, которая перед едой или в начале дня или в его конце, не молитва благодарственная за какое-то благодеяние, не молитва, когда нам нужно что-то Господа серьезно попросить. Порой просто выпадает некоторое испытание, либо в моменте, либо загорелась страсть в нашей душе. И человек понимает, что нужно еще духовное усилие. Но если не сделать благого духовного усилия, если не помолиться, то даже если человек будет воспитанный, ругательство прозвучит у него, по крайней мере, среди его мыслей. Наша же христианская задача — помолиться, и места для ругательства просто не останется.
Все выпуски программы Актуальная тема