Преподобномученики Казанские - это семь монахов и четыре послушника Казанского Успенского Зилантова монастыря. Эта обитель была основана царем Иоанном Грозным после взятии Казани в тысяча пятьсот двадцать втором году. Обитель находилась недалеко от города, на месте ставки и походной церкви государя. Там же после битвы были погребены русские воины, павшие при взятии Казани. Место называлось Зилантова - то есть Змеиная - гора. При монастыре действовала школа, в которой бесплатно обучались дети, в том числе из чувашских и татарских семей. К тысяча девятьсот восемнадцатому году в обители жило семь монахов и четыре послушника. Много лет настоятелем монастыря был архимандрит Сергий Зайцев. В августе восемнадцатого года обитель была занята белочехами. Прямо перед воротами монастыря были установлены две пушки из которых обстреливалась красная флотилия Федора Раскольникова. Но в ночь на десятое сентября белочехи оставили Казань. С ними ушло множество мирных жителей, боявшихся красного террора. Монахи Зилонтова монастыря на время военных действий размещались по другим обителям, но тут собрались все вместе. Рано утром в монастырь вошли красноармейцы. Настоятеля, монахов и послушников выстроили у монастырской стены и расстреляли. Уцелел лишь престарелый иеромонах Иосиф. Он и рассказал о судьбе иноков: архимандрита Сергия, иеромонахов Лаврентия, Серафима, иеродиакона Феодосия, монахов Леонтия, Стефана, послушников Георгия, Илариона, Иоанна, Сергия.
О талантах и важных встречах. Ксения Хайсанова

Утром в Великий вторник я была на службе в храме. Читали евангельскую притчу о талантах. Потом — о десяти девах, у пяти из которых к приходу жениха закончилось масло, погасли светильники, и они не смогли стать участницами праздничного пира. Мое сердце эти Евангельские эпизоды всегда очень трогают.
«Как же правильно служить Христу?» «Как не закопать свой талант в течение жизни, и когда придет время вернуть его Богу?» — я задавалась этими вопросами, сидя в электричке. Ехала на интервью со священником.
Я работаю журналистом в газете при епархии. Благодарю Бога за возможность таким образом служить Ему. Но иногда тщеславлюсь. Напишу что-то и думаю: «Какая же я молодец! Материал точно получился хорошим!» И тут неизменно происходит следующее: редактор возвращает текст, а вместе с ним — десяток замечаний и правок. Становится обидно. Я же себя в душе уже похвалила, а меня на место поставили.
После того, как я несколько раз попалась в ловушку собственного тщеславия, стала молиться перед началом работы примерно так:
«Господи, пусть всё, что у меня получится, будет во славу Твою! Помоги мне послужить Тебе!» И тогда текст получался лучше. Но, думая об этом, я хвалю себя и снова подкрадывается тщеславие.
Сейчас я тоже помолилась перед выездом на интервью. К концу Великого поста было мало сил работать. А материал нужно было сделать и сдать быстро. Вошла в храм. Мы встретились с батюшкой. Я увидела его глаза, такие уставшие. «Наверное, не выспался — подумала я, — на страстной столько Богослужений! А еще — я знала, что он еще и духовно окормляет военных». Что уж тут моя усталость...
Тем не менее, наш диалог складывался легко. Было тепло и спокойно, как с родным человеком. И я нашла ответ. Господь показал: «Смотри, есть люди, у которых и таланта, и елея сердечного достаточно, но они об этом слишком много не думают. Просто даже на пределе своих возможностей творят благо людям, во славу Божью». Вот оно — лекарство от тщеславия — делать дела любви. И думать именно об этом.
Когда мы закончили беседовать, на душе было мирно и спокойно, будто мы не просто говорили, а молились вместе о самом важном. Светило солнце. Природа словно предвозвещала Пасхальную радость. Материал оказался у редактора вовремя. Благодарю, Господи, за то, что Ты даришь такие важные встречи.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
«Абрикосовое утро»

Фото: paola capelletto / Unsplash
Осеннее анапское утро абрикосового цвета. Абрикосовый, с персиковым оттенком, дом и янтарная виноградная лоза на арке, что порыжела, проржавела и медным отблеском сливается с домом в тон. Абрикосовые коты, дымные, рыжие, сливающиеся с абрикосовыми тротуарами, усыпанными осенней листвой. От глубокого вдоха морского воздуха, смешанного с запахом прелой мокрой листвы, на миг улетает сознание.
А когда придёшь в себя и поднимешь голову, то увидишь абрикосово-медные платаны, с поредевшими шатрами, в которые смотришь снизу вверх до головокружения.
Текст Сестра Ольга Н. читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
22 июня. О духовном смысле праздника Всех святых, в земле Русской просиявших

Сегодня 22 июня. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий (Рыпин).
Эта дата в этом году особенно удивительна, потому что именно 22 июня 1941 года, в День Всех Русских Святых началась Великая Отечественная война.
Если не только эту дату вспоминать, а вообще вспоминать землю русскую, то мы вспоминаем поимённо всех русских святых в этот день, свидетельствуя о том, как много наших предков и даже почти наших современников уже в двадцатом столетии было причислено к лику святых.
Чтобы явить нам плод этого спасительного сеяния, которое было посеяно Господом на русской земле с основанием Русской Церкви, потому что за неделю до того мы праздновали Всех святых, а в этот день мы сугубо вспоминаем именно русских святых, как тот плод, который произрастила русская земля уже, русский народ.
И для нас это чрезвычайно важно, потому что их молитвами утверждается Церковь Русская.
Все выпуски программы Актуальная тема