Захария возжёг фимиам и смотрел, как дым благовония поднимается под купол. «Вот так и душа моя устремляется к тебе, Господи!», – с благодарностью думал пожилой священник. Он принадлежал к роду Аарона, и это давало ему право служить Богу в Иерусалимском храме. Не так часто, как хотелось бы – недельная череда служения выпадала по жребию раз в полгода, и это время Захария считал самым счастливым в своей жизни. Для него не было ничего страшнее потерять право священства – а такая угроза была реальной! Служить в храме мог лишь тот, чью праведность не оскверняли страсти. А у Захарии и его жены Елизаветы не было детей – и в народе это считалось Божиим наказанием за грехи. «Боже, будь милостив ко мне, грешному!», – помолился священник, отгоняя досадные мысли.
Вдруг Захарии показалось, что у входа в Святая святых кто-то стоит. Сквозь густой кадильный дым проглядывалась фигура в белых одеждах. Но как незнакомец дерзнул войти в святилище, и почему его стан источает свет? Священника охватил страх, и тут раздался голос, возвещающий, что бесплодность Елизаветы разрешится рождением сына Иоанна. Но разве у стариков родятся дети? «Этого не может быть», – фраза, пульсировавшая в висках у Захарии, сорвалась с языка. Вестник возразил грозно: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом. За то, что не поверил мне, ты будешь молчать до тех пор, пока ни исполнится предречённое».
Бессловесным вернулся Захария в родной Хеврон. Вскоре Елизавета заметила, что ждет ребенка. В этой беременности, которая сама по себе была чудом, женщина угадывала примету неких великих событий, которые вскоре грядут. Присутствие Бога было столь явственным, что дни протекали торжественно, как храмовая молитва. В это благословенное время Елизавету навестила родственница, юная Мария, обручённая плотнику Иосифу из Назарета. Эта девушка, воспитанная при храме, с детства отличалась боголюбием и той разумностью, которую дарит молитвенный настрой души. Едва жена Захарии увидела Марию, как младенец радостно взыграл у нее во чреве. «Это же Мать Мессии, Спасителя!», – осветила сердце мысль. И все происходящее с ней самой, с Елизаветой, исполнилось глубочайшего смысла.
Когда родился сын, Захария и Елизавета пригласили гостей, чтобы поделиться радостью. Среди них были почтенные мужи из рода Аарона, мнение которых уважали не только в Хевроне, но и в самом Иерусалиме.
Родственник:
Каким же именем вы наречете младенца?
Обратился один из гостей к Елизавете.
Елизавета:
Его будут звать Иоанном, что означает «благодатный дар Божий»!
Родственник:
Странный выбор! В нашем роду никто еще не носил этого имени! Не лучше ли назвать мальчика в честь отца, Захарией, что значит «Бог вспомнил»? Создатель и вправду вспомнил о вас, даровав дитя на склоне лет.
Елизавета:
Давайте спросим Захарию. Он не может сказать, но пусть напишет имя, которое хочет дать сыну.
Захария взял в руки дощечку для записей, и начертал на ней: «Имя младенцу Иоанн». В тот же момент способность говорить вернулась к нему, и он поведал собравшимся, что сам Господь дал имя ребенку, который станет пророком и Предтечей Спасителя людей.
Вскоре царь Ирод, напуганный вестями о пришествии в мир Мессии, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Зная о чудесном рождении сына у священника Захарии, он отправил палачей и в Хеврон, чтобы убить Иоанна, подозревая в нем грядущего Царя. Елизавета успела бежать с ребенком в пустыню, и страшные гонцы вернулись к Ироду ни с чем. Разгневанный правитель повелел допросить Захарию, где тот скрывает сына.
Солдаты застали священника в храме и, угрожая убийством, приступили к нему с расспросами. «Я не знаю, где находится мой сын, и надо мной вы не властны. Можете убить мое тело, а душу мою воспримет Господь, Которому я служу», – спокойно ответил Захария. Священник упал, заколотый мечом, возле жертвенника всесожжения. Теряя сознание, он увидел у входа в святилище светлую фигуру архангела – и улыбнулся.
Елизавета укрывалась с младенцем в пустынной пещере, пока силы ее не угасли. Она ушла из этого мира в надежде, что Бог не оставит мальчика, появление которого на свет было столь чудесным. И не обманулась – укрепляясь и возрастая, год за годом шел навстречу своему служению её сын Иоанн – аскет, великий пророк и Предтеча Иисуса Христа.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница