При беспрерывной смене князей и при нескончаемой борьбе городских сторон, Новгороду трудно было иметь какой-либо успех против внешних врагов. Нападения Литвы делались все более и более дерзкими, а затем сильно давал себя чувствовать и новый враг, появившийся в пределах Русской Земли.
Этот враг — были Немцы.
Немецкий Император Карл Великий начал еще в восьмом веке ожесточенную борьбу с храбрыми славянскими племенами, сидевшими в Западной части Балтийского побережья. С тех пор Немцы были всегда беспощадными врагами Славян, причем в половине двенадцатого века один из преемников Карла Великого — Германский Император Конрад Третий объявил крестовый поход на западных Славян — Бодричей, Любичей и Поморян, сражавшихся с Немцами с величайшим мужеством, но, к сожалению, в конце концов побежденных ими, вследствие своей разрозненности.
Затем Немцы стали распространять свое влияние еще более к востоку.
Древние Русские владения по берегам Балтийского моря были заселены различными языческими племенами, частью Литовскими частью Финскими. Владения эти делились на две половины: северная зависела более или менее от Новгорода, южная — от Полоцка.
Однажды бурей в устья Западной Двины было занесено Немецкое торговое судно. Это было в 1158 году. Местные обитатели — Ливы, встретили его крайне недружелюбно, но после схватки с Немцами, причем победа осталась за последними, Ливы стали сговорчивее и стали обменивать свои произведения на их товары. Эта мена была произведена с такой выгодой для Немцев, купцов города Бремена, что они начали уже нарочито заходить в устья Двины с товарами и скоро образовали здесь два укрепленных посекла — Укскуль и Дален.
Как известно, Римские папы, став светскими государями, усердно разыскивали языческие страны, чтобы насаждать в них Латинство, и затем включать в свои владения. Так и папа Александр Третий, узнав о существовании язычников Ливов и об основании Немцами в их Земле двух поселков, послал сюда искусного проповедника, монаха Мейнгарда. Он отправился в Полоцк к местному Русскому князю испросить позволение выстроить в Укскуле Латинскую церковь и крестить в свою веру язычников — Ливов. Тот согласился, и Мейнгард стал обращать Ливов в Латинство.
При этом он стал учить их строить крепкие замки из камня по Немецкому образцу, чтобы успешно защищаться в них от врагов.
Однако, пастве его плохо прививалось христианство. Скоро многие язычники начали обнаруживать явно враждебные действия против него, а уже крещеные стали погружаться в Двину, чтобы смыть с себя крещение и отослать в Германию. Товарища же Мейнгарда, монаха Феодориха, однажды хотели принести в жертву языческим богам, а другой раз — убить за то, что случилось солнечное затмение.
Видя плохой успех своей проповеди, Мейнгард обратился к папе, прося объявить крестовый поход, для проповеди Латинства Ливам, но не дождался прибытия крестового ополчения и умер в 1193 году.
В этом же году Датский король Канут Шестой пристал к Эстонскому берегу, утвердился здесь и стал силой распространять Латинство. Затем прибыл новый епископ, на место Мейнгарда, по имени Бартольд, но был так плохо встречен туземцами, что поспешил бежать и вновь обратился к папе, прося скорей объявить крестовый поход. Папа внял его просьбе и объявил всем отпущение грехов, кто отправится с Бартольдом против Ливов. Скоро он прибыл со значительным отрядом и высадился в устьях Двины: туземцы обратились к нему с таким словом: «Отпусти войско домой и ступай с миром на свое епископство; кто крестился, тех ты можешь принудить оставаться христианами; других убеждай словами, а не палками».
Но Бартольд не внял их совету; он самолично принял участие в битве, которая произошла вслед за тем, и был изрублен язычниками. Немцы, однако, победили. Они страшно опустошили страну, силою крестили туземцев, определили в ней священников и затем удалились. Но как только они сели на корабли, туземцы тотчас же стали окунаться в Двину, чтобы смыть с себя крещение, и выгнали от себя священников.
Вслед за тем прибыл новый епископ. Он привез с собой войско уже на 23 кораблях. Имя его было Альберт Бугсгевден. Это был человек исключительного ума и силы воли. Он сразу понял, что Немцам надо твердо укрепиться в стране Ливов, чтобы обратить их в христианство и владеть ими. И вот, в 1200 году, он закладывает у устья Двины город Ригу и обносит его крепкою стеною. Затем он едет в Германию, деятельно набирает там поселенцев для нового города и, наконец, испрашивает разрешение у папы Иннокентия Третьего — устроить, по образцу бывших в Палестине, военное братство, или Орден воинствующих монахов-рыцарей. Папа вполне одобрил мысль Альберта и в 1202 году на нашем Балтийском побережье появились рыцари Ордена Меча. Они носили белый плащ с нашитым красным мечом и крестом, вместо которого впоследствии начали нашивать звезду.
Так стали твердою ногою Немцы в устьях Западной Двины.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»