В истории богоизбранного израильского народа было немало горьких страниц. Повествуя о них, Священное писание описывает траурные обряды, помогавшие иудеям пережить несчастья. Одним из таких ритуалов было посыпание головы пеплом и землёй. Так поступали поражённый проказой многострадальный Иов, обесчещенная дочь царя Давида Фамарь, узнавший о грядущем истреблении соплеменников израильтянин Мардохей и многие другие персонажи Священной истории. Был ли обычай посыпать голову пеплом действительной частью культуры, или это только художественный образ, лёгший в основу известного фразеологизма? Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия.
Комментарий эксперта:
В девятнадцатом веке археологические изыскания носили стихийный характер, и важные научные открытия совершались при самых непредсказуемых обстоятельствах. В 1852 году французская аристократка леди Д’Орбини, путешествуя по Италии, по случаю приобрела некий древний папирус. Вернувшись на родину, она показала артефакт хранителю древностей в Лувре, виконту Де-Руже. Так в руки учёных попала египетская рукопись тринадцатого века до Рождества Христова с остросюжетной «Повестью о двух братьях». Герои этого произведения переживают череду злоключений, и в ответ на удары судьбы один из них возлагает себе на голову руку с земным прахом — то есть, посыпает голову пеплом!
В 1923 году французский египтолог Пьер Монте, исследуя развалины древнего финикийского города Библа на территории Ливана, обнаружил в одном из склепов базальтовую гробницу. Надпись на саркофаге, датированном тринадцатым веком до Рождения Спасителя, гласила, что захоронение принадлежало финикийскому царю Ахираму.
Комментарий эксперта:
Художественный рельеф на четырёх сторонах гробницы изображал сцены скорби по усопшему императору. Стремясь передать атмосферу траура, древний художник запечатлел нескольких плакальщиц с руками, воздетыми над головой и сложенными щепотью. Он явно подразумевал, что женщины посыпают себе голову земным прахом — точно так же, как это делал герой египетской «Повести о двух братьях», а также многие библейские персонажи.
Археологические находки показали, что неоднократно описанный в Библии траурный ритуал посыпания головы пеплом был известен в древности не только израильтянам, но и другим ближневосточным народам. Едва ли настолько широко мог быть распространён художественный образ, не имевший связи с реальностью. По всей видимости, люди в древности в буквальном смысле покрывали головы выжженной землёй, знаменуя таким образом тленность земной жизни и напоминая себе о ничтожности забот и страданий перед лицом вечности.
18 декабря. Об иге Христовом
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Об иге Христовом — протоиерей Василий Гелеван.
«Иго Моё благо», говорит Господь. Иго — это совокупность событий, люди на моём жизненном пути, мои болезни, моя забота о близких и моё усердие на рабочем месте, к примеру. Иго Христово — это когда я полюблю жизнь, данную мне Богом, всех окружающих и всё, что происходит в моей жизни, когда научусь благодарить не только за радость, но и за скорбь. Радость утешает и напоминает о грядущем счастье, которое ещё впереди. А вот скорби развивают мою душу в терпении, укрепляют смирение и любовь, лишь бы не отвергать Его Иго и не бросить свой крест. Тогда, по сути, ты и будешь жить именно своей жизнью, когда примешь происходящее в твоей жизни как из рук Божьих, исполнишь волю Божию о себе. Вот тогда твоя жизнь перестанет быть тяжёлым бременем и станет Игом Христовым — благим и лёгким.
Все люди ищут покой, но немногие знают, где он находится. Только тогда найдём покой душам нашим, когда доверимся Вседержителю. Уже здесь, на этой бренной земле, нам откроется тот вожделенный покой в вере Христовой, в доверии Ему.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О служении Святителя Гурия, архиепископа Казанского
Сегодня 18 декабря. Церковь чтит память Святителя Гурия, архиепископа Казанского, жившего в шестнадцатом веке.
О его служении — протоиерей Владимир Быстрый.
Святитель Гурий был очень хорошо знаком с Иоанном Грозным и был его собеседником. В 1552 году Иван Грозный взял Казань. Была учреждена Казанская епархия и появилась необходимость миссионерства в Казанской земле.
В 1555 году митрополит Московский Макарий созвал Собор, который был посвящен учреждению архиепископии в Казани. По жребию святитель Гурий был избран на Казанскую кафедру. В Казани святитель Гурий развил бурную деятельность: и хозяйственную, и что самое главное, духовную, миссионерскую. В православие святитель и татар, и язычников обращал не силой, но любовью.
В последние три года он очень тяжело болел, на большие праздники его приносили в храм на носилках. Перед смертью святитель Гурий принял постриг в Великую схиму и отошел ко Господу.
Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания Гурия, и святитель Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора.
В 1595 году произошла перестройка собора, была вскрыта могила святителя Гурия, и были обретены нетленные останки. Гроб Гурия был наполнен благоухающим миром. По решению собора и по решению Патриарха, святителя Иова, Гурий был канонизирован.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О подвиге Преподобного Саввы Освященного
Сегодня 18 декабря. Церковь чтит память Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Роман Федотов.
В наш непростой век, когда человек как бы обмельчал, когда подвиг аскезы, подвиг воздержания умаляется, самое время вспомнить о добром подвижнике, память которого мы сегодня совершаем. Среди красивой и величественной иудейской пустыни расположен древнейший монастырь святого Саввы Освященного, который был основан в 484 году святым Саввой. Первым зданием стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начались селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I. К концу жизни святого Саввы в монастыре проживало до пяти тысяч иноков. Расположен он на территории западного берега реки Иордан, в долине Кедрон. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской православной церкви. В восьмом веке в монастыре прожил свои последние пятьдесят лет жизни великий богослов и отец церкви Иоанн Дамаскин.
Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех ныне действующих в иудейской пустыне. Его устав считается самым строгим из уставов всех палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен. За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари. По строгому древнему уставу в монастырь могут войти только мужчины.
Все выпуски программы Актуальная тема