Сегодня далеко не каждый мужчина может смириться с тем, что жена в чём-то его превосходит. И далеко не каждая женщина готова пожертвовать успешной карьерой ради мужа. «Счастливый брак не случается просто так, его надо создать», - писал перед свадьбой Пол Ньюман своей невесте Джоан Вудворд. Их брак стал одним из самых долгих в мире кино.
Они были актёрами и встретились на съёмках кинофильма. Оба к этому времени успели прославиться – Пол сыграл свою первую крупную роль, а Джоан получила премию «Оскар». По сценарию они играли влюблённых, но их роман незаметно превратился в настоящий. Большинство знакомых Пола и Джоан решили, что пара просто чересчур вжилась в роль. Их связывало слишком мало, чтобы кто-то принял эти отношения всерьёз. Однако Пол был настроен очень серьёзно.
Он сразу понял, что Джоан – его судьба. Девушка же, наоборот, сначала избегала его. Ньюман быстро завоевывал популярность у публики, а спустя годы его назвали самым знаменитым обладателем голубых глаз. Джоан волновалась – что если этот парень обычный сердцеед? «Он был слишком знаменит и слишком красив», - объясняла она потом свои сомнения. Но Пол уверенно добивался её любви, и постоянные отказы его не пугали. Понадобилось пять лет, чтобы Джоан наконец-то поняла: чувства Пола к ней не угасают. И девушка ответила согласием на его предложение руки и сердца.
Пол ни разу не дал жене повода усомниться в нём. Самым настойчивым поклонницам он отвечал: «Прости, я безвылазно женат». То, что у Джоан на момент свадьбы было больше кинонаград, его нисколько не беспокоило. В любви нет места тщеславию, и если оба супруга занимаются одним ремеслом, то они должны уважать заслуги друг друга, считал Ньюман.
У Пола и Джоан родилось трое детей. Чтобы быть рядом с ними, родителям пришлось отказываться от некоторых ролей, и чаще дома сидела Джоан. Она невероятно хотела работать, но семья была важнее. Поэтому актриса взяла долгую паузу, чтобы воспитывать детей. Пол же старался выбирать роли в таких фильмах, съемки которых проходят недалеко от его дома. Ньюман не хотел надолго расставаться с женой и детьми и каждую свободную минуту проводил с ними.
Джоан смогла снова сниматься в кино, когда подросли её дети. Но в непостоянном мире шоу-бизнеса про неё уже забыли, и мало кто из известных режиссеров хотел давать ей значимые роли. Тогда на помощь Джоан пришел муж. Ради неё Пол стал осваивать режиссёрское искусство и снял несколько фильмов с женой в главной роли. Они оба остались довольны таким опытом: Полу понравилось режиссировать, а Джоан была счастлива, что снова играет в кино. К тому же совместная работа сближала их всё сильнее и сильнее.
Естественно, брак Ньюмана и Вудворд не был безоблачным. Как и в любой семье, у них случались ссоры, часто возникали разные проблемы. Самым серьёзным испытанием для них стала гибель единственного сына Пола. Ньюман ушел в депрессию, винил себя в том, что недоглядел за ним, а жену – в равнодушии. Джоан, которая на самом деле переживала не меньше Пола, проявила завидную выдержку. Она поддерживала и утешала мужа, занималась другими детьми и в конце концов сумела вернуть Ньюмана к нормальной жизни. Пол, позже осознавший несправедливость своих обвинений, будет благодарить жену за то, что она не оставила его в тот момент.
Пол и Джоан прожили в любви и счастье пятьдесят лет. Журналисты часто спрашивали супругов, в чём секрет их крепкого брака – ведь обычно звёздные пары очень быстро распадаются. Пол Ньюман отвечал им так: «Наш брак устанавливался в те времена, когда ещё всё чинили: тостеры, обувь, носки, и браки тоже чинили...» Все годы, проведённые вместе, Пол и Джоан следовали правилам, которые сами же утвердили перед свадьбой. «Брак — это гибкость, терпение, понимание и чувство юмора. Это способность прощать и забывать. Не надо искать правильного партнера. Надо самому быть таким».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 102 зач., IX, 18-33.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории исхода евреев из Египта есть очень непростой для понимания сюжет. Бог как будто бы издевается над фараоном, Бог прямо говорит, что Он собирается определённым образом воздействовать на фараона: «Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской» (Исх. 7:3). Фараон здесь выступает лишь как некий объект, как некая кукла, которая не способна ни к какому самостоятельному действию, и это поражает, ведь мы привыкли к мысли, что у человека есть свободная воля, и Бог хранит эту свободу. Конечно, у слов книги Исход есть масса толкований, которые объясняют, что дело не в Боге, а в самом фараоне, а слова — это лишь некоторая метафора. Однако вот что любопытно: апостол Павел в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 9-й главы Послания к Римлянам ссылается на историю фараона как на некую норму, и делает этой истории весьма неожиданные выводы. Давайте послушаем этот отрывок и попытаемся понять мысль святого апостола.
Глава 9.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Только что прозвучавший отрывок апостольского послания начался с фразы, которая по своей сути является продолжением рассказа, начатого ещё Моисеем в книге Исход: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Эта краткая фраза описывает историю становления избранного Богом народа, ведь избрание Авраама и потомков его внука Иакова не было обусловлено какими бы то ни было внешними факторами, Авраам избран по одной простой причине: так захотел Бог. Да, конечно, можно попытаться порассуждать о достоинствах Авраама, однако все его достоинства проявили себя лишь после того, как на него обратил внимание Бог. Нечто подобное переживали и многие христиане: вот человек живёт совершенно обычной жизнью, у него нет ни малейшего интереса к Церкви, но в какой-то момент что-то меняется, откуда-то появляется интерес и тяготение к духовной жизни, сопротивляться им почти невозможно, и человек приходит ко Христу. В богословии выработан особый термин, который описывает происходящее с таким человеком — на него действует призывающая благодать Божия.
Но почему же она действует не на всех? Есть два возможных ответа, первый из их оправдывает Бога, но обвиняет человека, он утверждает, что благодать действует на всех, да не все на неё откликаются по причине глубокой внутренней испорченности или же по причине банального нежелания. Второй возможный ответ предлагает апостол Павел, и здесь уже человек не виноват, всё дело в Боге, Которого Павел уподобляет гончару, решающему, какую глину для какого сосуда использовать — одна глина идёт, скажем, на сосуд для молока, а другая — на сосуд для помоев. Может ли глина заявлять о своих правах? Конечно же, нет. Но разве можно глину сопоставлять с человеком?
Вообще, конечно, нельзя. Однако в контексте размышлений апостола Павла — вполне, ведь Павел хочет донести до своих адресатов из числа римских христиан-евреев довольно незатейливую мысль: происхождение не может быть незыблемым основанием для спасения во Христе. Еврей может спастись, а может и погибнуть, язычник может погибнуть, а может и спастись. И с первым, и со вторым происходит то же самое, что произошло в своё время с фараоном: Бог смотрит на сердце человека, и если сердце переполнено гордыней, то Богу не остаётся ничего иного, как отвернуться от такого человека, вернее же будет сказать, что гордыня отворачивает человека от Бога и только искреннее покаяние способно изменить эту плачевную ситуацию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Участвовать в акции «Лето добрых дел. Время помогать!»

Тамара Фёдоровна много лет трудилась учителем русского языка в одной из московских школ. А когда вышла на пенсию, стала заниматься с ребятишками при храме, в Воскресной школе. Через некоторое время она уехала в другую страну помогать дочери и внуку, которые оказались в сложной ситуации. Но и там Тамара Фёдоровна не оставила своего призвания. Бесплатно обучала детей русскому языку на православном приходе. Но вскоре ей пришлось вернуться в Москву. Выяснилось, что дальние родственники собираются лишить её единственного жилья. Завели судебную тяжбу. Чтобы оплатить услуги юриста, пенсионерка была вынуждена влезть в кредит. Так Тамара Фёдоровна оказалась в непростой финансовой ситуации. Денег не хватало даже на еду. К счастью, она узнала о Марфо-Мариинской обители. Здесь, в службе помощи «Работа со случаем», женщине бесплатно выдают продукты, лекарства и нужные вещи.
Благодаря Обители милосердия пожилые, немощные люди, семьи с детьми и все те, кто оказался в беде получают ощутимую помощь. У них появляются силы на то, чтобы жить и не отчаиваться.
Самой Марфо-Мариинской обители тоже важна поддержка. В частности, в летний период, когда человеческого участия и финансовой помощи особенно не хватает. Именно поэтому в эти дни Обитель проводит акцию «Лето добрых дел. Время помогать!». Чтобы привлечь внимание к делам милосердия и к людям, которые прямо сейчас нуждается в заботе и внимании.
Принять участие в акции просто: нужно перейти на сайт «Лето добрых дел», сделать любой благотворительный взнос или оформить регулярную подписку. Кроме этого, вы можете передать в Марфо-Мариинскую обитель продукты или помочь делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел об известном российском флотоводце, адмирале Андрее Августовиче Эбергарде, который в период Первой Мировой войны командовал Российским Черноморским флотом.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час