Супруга знаменитого певца Поля Робсона Эсланда была для него другом, единомышленником, импресарио. Поль и Эсланда очень редко разлучались и к концу жизни даже в письмах и публичных выступлениях всегда говорили «мы» вместо «я».
Сын протестантского священника и начинающий исполнитель негритянского фольклора Поль Робсон в 1919 году приехал в Нью-Йорк, чтобы учиться на юриста. Он нашёл жилище в Гарлеме, районе, населенном афроамериканцами. Однажды вечером в компании друзей Поль зашёл в кафе «Дивэнн». За соседним столиком сидели две девушки, одна из которых сразу завладела вниманием Поля. Когда девушки, разговаривая и смеясь, покинули кафе, им овладела печаль. Поль жалел, что не заговорил с Эсси — так её называла подруга — и никогда больше не увидит девушку.
Как-то раз играя в баскетбол в спортзале университета, он вывихнул предплечье. Пришлось отправиться в ближайший госпиталь. Когда врач осматривал руку, в дверях палаты появилась медсестра — ей была Эсси. Вечером Поль ждал девушку у входа в госпиталь. Они долго гуляли по гарлемским улицам и когда прощались, уже знали, что не могут жить друг без друга. Вскоре Поль сделал Эсланде предложение. 17 августа 1921 года они стали мужем и женой.
Первым домом Робсонов стала просторная комната на последнем этаже дома в нью-йорском районе Бронкс, в которой не было ничего, кроме стола, двух стульев и кровати, которую Поль сам сколотил из нескольких досок. Супруги были счастливы. Они жили, избегая упрёков и ссор. Спокойный, рассудительный Поль и импульсивная, жизнерадостная Эсланда дополняли друг друга.
Поль Робсон окончил юридический университет, но вместо того, чтобы устроиться работать по специальности погрузился с головой в театральное и музыкальное искусство. Спектакли с его участием шли на сценах нью-йорских театров. А в апреле 1925 года в квартале Гринвич-виллидж в Нью-Йорке состоялся первый концерт Робсона с пианистом Лоренсом Брауном. Выступление имело успех, появились предложения о новых концертах и перед певцом встал вопрос о надёжном администраторе. Нисколько не сомневаясь, он взял на эту должность Эсланду. С тех пор, вплоть до своей кончины, Эсси вела все дела мужа. Перерыв она сделала только в 1927 году, когда родила мальчика, которого назвали Полем, также, как и отца.
В конце 1920-х годов Робсон был уже всемирно известным певцом. Однажды во время гастролей в Лондоне меценаты пригласили Поля и Эсланду на ужин в ресторан отеля «Савой». Однако владелец отеля наотрез отказался впустить супругов. Этот случай ошеломил их и побудил всерьёз включиться в общественную борьбу против расизма. Благодаря такой позиции они со временем станут друзьями Советского Союза.
Супруги Робсоны несколько раз посещали его, в последний раз вместе — в конце 1950-х годов. Многочисленные воспоминания о визитах дают такую картину: погружённый в себя, немного рассеянный Поль и улыбчивая, всегда готовая к разговору Эсланда всюду вместе — будь то аудиенция советского чиновника или экскурсия в Артек. В свободное от встреч время Поль много читал или разучивал русские песни, а Эсланда готовила путевые заметки для советских журналов и составляла ответы на интервью.
Советский режиссёр Василий Катанян, который снимал документальный фильм о Робсонах во время их последнего визита, вспоминает, что Эсланда не оставляла супруга даже во время концертов. Она всегда была за сценой. Если Поль исполнял песни, которые не пел много лет и подзабыл, — в старости ему часто отказывала память, — Эсланда на специальной грифельной доске писала мелом слова этих песен. Поль поглядывал в доску и иногда ловил взгляд супруги, такой же весёлый и нежный, как в первые годы совместной жизни.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница