Впервые оказавшись в греческих Салониках, я сразу отправился в главный храм этого города – базилику святого мученика Димитрия Солунского. Войдя в храм святого Димитрия, я сначала не мог понять, куда я попал. Было полное ощущение, что я нахожусь в католическом храме, а не в православном. Во-первых, католики в отличие от православных часто по-прежнему строят храмы в виде базилик. А потому базилика воспринимается сегодня как западная форма устройства храма. А во-вторых, всё пространство храма святого Димитрия от входа и до самого алтаря было заставлено скамьями и стульями.
Началось богослужение. И я увидел, как прихожане стали равномерно распределяться по храму, выбирая для себя более удобные места для … сидения. В итоге, из стоящих остался только я и пара таких же, как я, туристов. Помню, как тогда подумал, - наверное, это какая-то местная традиция Салоник, что в этом храме прихожане на службе не стоят, а сидят.
Через пару лет я оказался на Крите и в одно из воскресений отправился в маленький приходской храм на окраине города. Зайдя внутрь, я обнаружил ту же картину, что и в Салониках. Опять все пространство было заставлено скамьями и стульями. Началось богослужение. И вновь прихожане стали подозрительно на меня смотреть, поскольку только я оставался стоящим, а все остальные сидели. Только вот этим на этот раз дело не ограничилось – один мой знакомый грек подошел ко мне и почти указал: «Ну-ка, садись!» Я, было, хотел отказаться и заявить, что с радостью во время службы постою, но в итоге был усажен.
После того случая я решил разобраться – почему же греки во время богослужения сидят, а в России принято в аналогичной ситуации стоять? Первоначально я думал, что Греция оказалась под западным, католическим, влиянием. Действительно, упомянутые уже Салоники несколько веков в церковном плане подчинялись Риму и вполне возможно, что и восприняли его традиции. Но эта версия оказалась неверной. После того, как в 13 веке крестоносцы захватили Константинополь, греки ко всему католическому стали относиться с большим неприятием. Потому традиция сидеть во время службы – это, скорее всего, не западное влияние, а расширение местной традиции. Если вы приедете в любой греческий монастырь, даже в самый строгий афонский, вы увидите и там в храме стулья или стасидии (особые храмовые седалища). Так вот. В Греции никогда не было таких больших приходов, как в России, и все прихожане имели возможность в определенные моменты богослужения посидеть-отдохнуть. В России храмы всегда были заполнены народом, а потому места для стульев просто не было. Поэтому традиция иметь скамьи в храме в Греции осталась и даже усилилась (в связи с увеличением прихожан), а у нас так и не появилась.
Хорошо или плохо сидеть во время богослужения? – ответить на этот вопрос довольно сложно. С одной стороны, имеется такое понятие как храмовый этикет. В России он один, в Греции – несколько иной. С другой стороны, нужно избегать крайностей. Например, я видел греков, которые сидят и во время самых важных моментов богослужения. Но и в России я знаю людей, которые во время службы думают не о Боге или молитве, а о том, как у них болят ноги от долгого стояния. Поэтому лучше, как всегда, соблюдать золотую середину – и не просиживать всю службу, и не мучиться от боли в ногах.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как провести период Святок?» Священник Павел Усачев
Нашим гостем был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Мы говорили о периоде Святок, о связанных с ним христианских смыслах и церковных традициях, а также о том, как провести этот период между Рождеством и Крещением Господним.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер