В самом-самом начале как раз этого века, в 2001-м году, с помощью Государственного музея-заповедника «Куликово поле» вышло в свет большое собрание стихотворений Ольги Подъёмщиковой, – журналистки и поэтессы, трагически погибшей при пожаре осенью 2000-го года.
Одной из последних её работ было издание газеты «Тульские епархиальные ведомости», которую легендарная и любимая на своей малой Родине журналистка превратила в журнал. В те же годы Ольга трудилась в подготовке к канонизации святых угодников и мучеников Русской Православной Церкви, помогала в восстановлении разрушенных советской властью храмов…
Духовное преображение внутри профессии, в которой она умела больше других, оказалось для неё естественным и одновременно символичным. А поэзия всю жизнь была для Ольги – её заветной и необходимой отдушиной, сердечным лирическим дневником.
О Господи, прости меня безвестной –
лесной тропой или бродячим псом.
Дай я пройду Твоим сосновым лесом
и к храму обращусь еще лицом.
О Господи, прости меня смиренной,
игрушкой, кем-то брошенной в саду,
где под дождем продрогшие деревья,
где я свое пристанище найду.
О Господи, прости меня забытой –
тот дом снесен, тропинки больше нет –
за стеклами, за стенами, за бытом
хранящую в глазах Твой дальний свет.
Ольга Подъёмщикова, 1996-й год
Она прожила короткую жизнь, – что такое 39 лет? А успела очень много. И – в творчестве (публикации в литературных журналах, сделанные её мужем, поэтом Андреем Коровиным подтверждают мои слова), и – в повседневном… нет, всё-таки не в труде, – а в служении. На вечерах её памяти вспоминают, скольких и сколько Подъёмщикова буквально спасла – начиная от солдат, попавших под «дедовщину», до гибнущих памятников культуры.
…Ольга много и потеряла. Сначала маму, потом маленькую дочь Аню…
Потом – и своего драгоценного духовного наставника, богослова и краеведа, отца Ростислава Лозинского, долгие годы служившего в тульском храме Двенадцати Святых Апостолов.
Все эти потери – в её стихах, и все они живы – и у Господа, и в её пронзительных лирических монологах.
Обратимся к угодникам Божьим.
Подорожником вылечим раны.
Ты меня спать пораньше уложишь,
поутру мы поднимемся рано.
И Пасхальная песнь будет литься,
в моем храме откроются двери.
Я о нас с тобой буду молиться
и в любовь твою, может, поверю.
Я по-детски держу твою руку.
Наши души привыкли к скитаньям.
Волшебством нашим даже разлука
превращается в тайну познанья.
Ольга Подъёмщикова, из книги «Явись мне отблеском мгновенным».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница