Окружение молодого Ивана Грозного

Сказания о Русской земле. Окружение молодого Ивана Грозного
Поделиться

Skazanie_logoВыдающееся значение во всех начинаниях Иоанна Грозного принадлежало митрополиту Макарию, старцу уже подошедшему к семидесятому году жизни и беспредельно преданному Православию, Родине и своему молодому Государю.

Величайшей заслугой Макария было возбуждение в Иоанне благородного честолюбия, путем указания ему великих задач, лежащих на Московских Государях. По совету Макария Иоанн венчался на Царство, что может быть было неприятно некоторым из его бояр, так как еще более возвышало его над ними, но должно было давно совершиться ввиду роста Московского Государства, а главное, ввиду перехода к Москве значения третьего Рима, почему Московский Государь и являлся верховным охранителем единой истинной Православной веры.

Макарию, без сомнения, принадлежала мысль и о созыве Церковного собора, а может быть также и Земского. Но, как и подобает истинному и верному Царскому слуге, Макарий нигде не выставлял свою деятельность напоказ, а делал все так, что виновником всех благих преобразований являлся Иоанн.

К важным сторонам деятельности Макария следует отнести также составление по его поручению подробных Житий всех Русских Святых и написание Степенной Книги, начатой митрополитом Киприаном, в которой последовательно, по степеням, изложено правление всех Русских великих князей с древнейших времен.

По поручению Макария же было предпринято составление большой летописи, так называемой Никоновской, и вероятно также и Софийского временника. Наконец, при Макарии начался и расцвет русской живописи.

Ни в одном Государстве Европы, да и вообще во всем мире, нет таких богато украшенных рисунками летописей или Житий Святых, как у нас. К сожалению, почти никто из составителей этих летописей и живописцев, украшавших их изображениями, не оставили нам на память, из смирения, своих имен. К сожалению также, строго придерживаясь в иконописании древних образов, они не выучились писать изображений с живых людей, почему у нас почти нет портретов Русских Государей и выдающихся личностей XVI века, а немногие из имеющихся едва ли передают правильно черты лица тех особ, с которых они писаны.

В том же 1551 году, когда состоялся Стоглавый собор, Макарий исходатайствовал у Иоанна разрешение освободить от заточения известного Максима Грека, противника монастырского землевладения и страстного обличителя всякой неправды, попавшего вследствие несчастного стечения обстоятельств, под церковный суд и заточенного при Василии Третьем.

Макарий не был сторонником Максима Грека по вопросу о владении монастырями землею, и принадлежал к противоположной по взглядам партии Осифлян, но высоко ценил его праведную жизнь.

В Максиме Греке, несмотря на многолетнее заключение, был как и прежде силен «огнь ревности яже по Бозе» и он, продолжал писать свои обличительные тетради. Так, против дурного правления бояр во время юности Иоанна он написал беспощадно резкое «Слово». А затем написал и самому Иоанну замечательные по своей полной безбоязненности и превосходным мыслям — «Главы поучительны к начальствующим правоверно».

На какие стороны преобразований Иоанна Грозного имел влияние Алексей Адашев неизвестно. Но он, как начальник Челобитного Приказа имел непрерывные и постоянные сношения с Государем.

Поп Сильвестр, по-видимому, имел, главным образом, влияние на религиозное чувство Иоанна. Причем он вмешивался и в домашнюю жизнь молодого Государя. Но вместе с тем Сильвестр был очень склонен оказывать свое влияние и на государственные дела.

Большое влияние на преобразования Иоанна — оказали также взгляды и мысли некоего Ивана Пересветова, записки которого хранились в Государевой казне. Иван Пересветов был уроженец Русских областей, находившихся под властью Литвы. Он прибыл в Московское Государство и поступил на военную службу в малолетство Иоанна; здесь он прекрасно изучил весь строй нашей жизни, испытав при этом лично на себе многие великие неправды во время боярского правления. В нескольких своих «книжках», переданных им Иоанну в 1549 и 1550 годах, он горячо проводил мысли о необходимых по его мнению преобразованиях.

Важнейшие мероприятия, предложенные Пересветовым заключались в следующем: Царская власть должна быть неограниченна и грозна против боярского своеволия. Отменить кормление – собирать все доходы в Государеву казну и из нее платить жалованье всем служилым людям. Учредить постоянное, отлично обученное и храброе войско из верных Царских слуг, щедро награждать их и выдвигать только по личным достоинствам, а отнюдь не вследствие родовитости.

В таком войске и в военных людях, а не в вельможах, заключается, по мнению Пересветова, сила Государства. Оно обеспечит его внешнее могущество и будет способствовать внутреннему благосостоянию.

В речи Иоанна перед открытием Земского собора 1550 года, многие из мыслей Пересветова прямо были высказаны молодым Царем. Очевидно, они вполне совпадали с его собственными. То же можно сказать по отношению и общего духа преобразований, предпринятых Иоанном.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пожалуйста, оцените материал)
Загрузка...