Николо-Дворищенский собор, или по-другому Никольский собор на Ярославовом Дворище, - один из древнейших храмов Великого Новгорода. Он был заложен на территории княжеского двора в 1113 году и по возрасту уступает лишь Софийскому собору. Точная дата завершения строительства и освящения Никольского собора неизвестна. Принято считать, что произошло это в 1136 году. В то время новгородцы изгнали из своих земель князя Всеволода Мстиславича, и тем самым получили независимость от Киева. И Никольский собор, наряду с Софийским, стал играть важную роль в жизни Новгородской республики. На площадях перед этими храмами проводились вече.
До времен императрицы Елизаветы Петровны храм Николы на Дворище находился в дворцовом ведомстве. А в середине 18 века был передан в ведомство епархии и обращен в городской собор. Однако к концу 18 века отсутствие прихожан стало очень ощутимым. Собор, несмотря на предпринятый ремонт, пришел в упадок и обветшал. Возрождаться он начал в 19 веке. Выросло значение собора во внутрицерковной жизни Новгорода. Были проведены обширные работы по ремонту древней части храма. С запада и севера возвели пристройки.
В обширной пятиглавой постройке отчетливо прослеживается влияние Софии, которая располагается напротив, на другом берегу реки Волхов. Декор фасадов Никольской церкви сдержанный и строгий, в стиле киевских архитектурных традиций начала XII века. К сожалению, из внутренних богатств до нас сохранились лишь небольшие фрагменты фресок 12 века. Это сцены «Страшного суда» и изображения святителей на сводах храма, а также «Иов на гноище». Эта фреска изображает праведного Иова Многострадального и его жену, кормящую мужа с палки, чтобы не заразиться проказой. Согласно Ветхому Завету после всех перенесенных страданий Иов не отрекся от Бога, за что был вознагражден. Ныне этот бесценный памятник живописи оказался под церковным полом. Произошло это за счет того, что в XV столетии в храме значительно подняли половые доски. Остальное сделало время: с ростом культурного слоя подземелье увеличилось.
В 1920-ые годы Никольский собор был открыт для верующих. За прихожанами закреплялось «бесплатное бессрочное пользование Никольского собора». Однако в 1933 году здание собора стали использовать как музей, а службы здесь проводились в большие церковные праздники. Во время Великой Отечественной войны собор был превращен оккупантами в казарму.
Регулярные богослужения возобновились в 1945 году. Но уже в 1962 храм был окончательно передан Новгородскому музею. Началось изучение собора как памятника древнерусской архитектуры.
В конце 90 годов провели масштабную реставрацию. Храму придали внешний вид, максимально близкий к древнему. Никольский храм и все Ярославово дворище внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня Николо-Дворищенский собор входит в состав Новгородского музея-заповедника. Он открыт для посетителей, там действует несколько выставок, посвященных истории Великого Новгорода. Церковь стоит на пересечении Никольской и Большой Московской улиц.
«Роль музыки в образовании и воспитании». Оксана Соломатина
Гостьей программы «Пайдейя» была педагог по классу фортепьяно Оксана Соломатина.
Разговор шел о том, как занятия музыкой влияют на развитие ребенка, как такие занятия могут быть более интересными и полезными, кроме того наша гостья рассказала о том, как пришла к вере и как это помогает ей находить дополнительный смысл в своей работе.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
1 февраля. О важности поддержки многодетных семей
30 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в XIII Рождественских Парламентских встречах.
С трибуны Государственной Думы Святейший Патриарх, в частности, говорил о важности поддержки многодетных семей.
Самым острым вызовом для большинства российских семей, проживающих в крупных городах, является жилищная проблема. Нужно смотреть правде в глаза. Материнский капитал и другие выплаты не позволяют приобрести жилье. Неуверенность и страх порождают нежелание иметь детей. До тех пор, пока молодая семья не будет уверена в возможности решения жилищных проблем, многие будут продолжать отказываться от деторождения, а тем более от многодетности. Тем не менее, материальная обеспеченность сама по себе отнюдь не гарантирует многодетности. И даже просто готовность рожать и воспитывать детей. Западные страны являются ярким примером.
Если задаться вопросом, кто сегодня много рожает, то ответить на него можно одним словом — верующие. В подавляющем большинстве случаев многодетными являются те люди, которые во главу угла своей жизни ставят религиозные принципы. И речь здесь идет не только о православных, но и о других традиционных для России религиях, в первую очередь ислама.
Мне бы хотелось еще раз подчеркнуть очевидный факт. В религиозных семьях детей больше, чем в семьях нерелигиозных. Социологический факт. А значит, если мы хотим реально изменить демографическую ситуацию в стране, следует и дальше думать над тем, как научить современников строить свою жизнь на основе настоящих традиционных ценностей, как популяризировать этот образ в современной культуре.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 февраля. О подвиге Преподобного Макария Великого
Сегодня 1 февраля. Церковь чтит память Преподобного Макария Великого, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий святой старец, когда еще был молод, дал себе слово обязательно дождаться кончины своих родителей и прежде этого не уходить в монастырь. И он исполнил это слово. Он действительно выхаживал своих родителей до самого конца и только потом уединился. Это соответствует заповеди «Чти отца и матерь, и долголетен будешь на земле».
Преподобный Макарий пришел и стал учеником Великого Антония. И можно проследить прямую духовную связь между двумя старцами. По аналогии, как в Ветхом Завете святой пророк Елисей был учеником святого славного пророка Божия Илии. Но после духовного обучения у святого Антония, преподобный Макарий уединился в скит. И вот в полном уединении и молитве он пребывал там еще какое-то время. Уже в 30 лет еще сравнительно молодого монаха стали называть старцем. Отсюда такое необычное словосочетание — юноша-старец. А уже в 40 лет святой Макарий принял священный сан и стал настоятелем монастыря.
Дух Антония заключается как раз в жизнелюбии и всегдашней открытости к людям. От того, как Антоний, так и Макарий были очень любимы среди людей.
Все выпуски программы Актуальная тема