Как-то я смотрел ролик на канале YouTube с историей отпадения от веры, или, как пишут на атеистических сайтах, «деконверсии». Человек принадлежал к общине, и важной частью веры которой была уверенность в том, что Бог постоянно творит чудеса - причем именно так, как от Него ожидается в данной традиции. Со временем человек стал замечать, что члены его общины болеют и умирают, как и все остальные, а люди, страдающие хроническими болезнями, продолжают страдать - несмотря на молитвы духовных лидеров, которые считались признанными чудотворцами. Он был глубоко обескуражен и утратил веру, посещая служения как тайный атеист, и при этом другие члены общины передавали ему «слова от Господа» из которых следовало, что Бог доволен его духовным состоянием. «Похоже, Бог, от имени которого они «пророчествовали», был не в курсе моих дел» - с горькой иронией замечает он. Другой человек принадлежал к общине, которая делала упор на определенном взгляде на безошибочность Писания. Когда он стал изучать Писание и обнаружил, что этот взгляд неверен, он утратил веру в Бога вообще.
Что общего в этих трагических случаях? Люди убедились, что какие-то их религиозные взгляды ошибочны, ошибочно и богословие общин, к которым они принадлежали. Что из этого следует? Что Бога нет? Каким образом? Разве Бог обязан соответствовать нашим представлениям? Что Евангелие ошибочно? Но какие-то очень специфические взгляды той или иной общины — это еще не Евангелие. Многие христиане — большинство христиан, на самом деле — их не придерживаются, и это никак не мешает им верить во Христа.
Миллионы христиан страдают от тяжелых хронических болезней, и не получают исцеления по молитве. Мы знаем из Писания, что святой Апостол Павел тяжело болел и не был исцелен, потому что, как сказал ему Христос, «сила Моя совершается в немощи», и многие благочестивые люди, как и он, болеют - и пребывают в вере и терпении. Христиане имеют довольно разные взгляды на то, что именно означает безошибочность Писания - и остаются в Церкви.
Иногда нужно посмотреть более широко, и увидеть, что мои частные убеждения - или убеждения моей общины - могут оказаться ложными, а вот Евангелие - истинным. Я (как и согласные со мной) могу ошибаться в своем понимании Откровения, иметь какие-то ложные представления и ожидания - и их ложность иногда может открываться самым болезненным образом.
И тут важно заметить, что это - мои ошибки, а не ошибки Бога, и что множество людей верит во Христа, не разделяя этих моих представлений. А значит, ложность этих представлений - совсем не причина для отпадения.
4 февраля. О Посланиях апостола Павла к Тимофею
Сегодня 4 февраля. День памяти Апостола от 70-ти Тимофея Ефесского.
О Посланиях апостола Павла к Тимофею — протоиерей Максим Горожанкин.
Святой апостол Павел пишет свое послание своему ближайшему ученику, апостолу Тимофею. Павел рукоположил Тимофея, дабы тот управлял церковью. И два письма, послания, которые святой апостол Павел пишет Тимофею, носят очень личный характер. Павел наставляет Тимофея, учит его, как, несмотря на молодые годы, грамотно и правильно управлять церковью Христовой. А во втором послании, которое считается последним посланием апостола Павла, тот пишет о том, что совсем немного ему осталось жить, что скоро надлежит ему умереть, и дает последние наставления своему ближайшему ученику. Красной нитью наставлений обоих посланий является то, что проповедовать нужно во всякое время, вовремя и не вовремя. Настаивать, проповедовать Христову истину, что делал и сам апостол Павел, и что он завещал своему ученику, а через своего ученика и нам, современным христианам, епископам, священникам и мирянам. Всякий раз, когда мы читаем послание святого апостола Павла, мы должны это иметь в виду, что всякий крещеный человек призван к благовестию Христову.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 февраля. О почитании Преподобного Макария Жабынского
Сегодня 4 февраля. День памяти Преподобного Макария Жабынского, подвизавшегося на Тульской земле.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Макарий — это древний святой, святой времен смутного времени, это рубеж XVI и начала XVII веков. Но удивительно то, что, несмотря на такой большой уже временной отрезок, 400 лет нас отделяет от кончины преподобного, память о нем хранится свято не только в обители, но и у местного населения. То есть люди помнят святого, они его чтут и любят. И несмотря на все перипетии и сложности нашей обители, потому что она трижды закрывалась за свою историю, и память о преподобном как бы и угасала порой, но тем не менее она сохранялась и разгоралась вновь. И по милости Божией мы храним память о нем, и почитание его, и его святые мощи. По милости Божией, чудом Божьим тоже хранятся в святой обители. Можно сказать о чуде, когда в конце XIX века пытались обрести его мощи, но преподобный запретил тогдашнему игумену это делать в сонном видении. И, как оказалось, это было промыслительно, потому что спустя 30 лет большевики с закрытием монастыря и акции по изъятию мощи вскрывали пол, рыли землю, но по милости Божией гробницу не нашли, и мощи остались в святой обители чудом Божиим. А если бы они были обретены, конечно, они могли исчезнуть навсегда.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 февраля. О человеке как творении Божьем
В 12-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых».
О человеке как творении Божьем — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Любовь Бога к человечеству явилась не только в том, что Он нас привел из небытия в бытие, но и в том, что Он сделал нас бессмертными. Если бы Христос утверждал, что все мы по окончании земного бытия исчезнем безвозвратно, то это была бы самая жалкая религия в мире, не способная предложить человеку ничего взамен за преодоление им жизненных скорбей и страстей. Однако Христос говорит о другом. Спаситель напоминает о доброй участи праведников и страшном суде над грешниками, тем самым указывая, что каждый получит воздаяние и в новом качестве бытия будет удостоен своей чести. Если бы у Бога не все были бы живы, то скажите, о ком тогда эти слова Спасителя, обращенные к Своему Небесному Отцу на Тайной Вечере? «Отче, которых Ты дал мне. Хочу, чтобы там, где я и они были со мною. Да видит славу мою, которую Ты дал мне, потому что возлюбил меня прежде основания мира». Конечно, это сказано об учениках Христовых. А раз нам открывается такая возможность быть рядом с Богом, то мы и должны соответствовать званию Божьих детей, а значит соблюдать Его Божественное Слово.
Все выпуски программы Актуальная тема