Сегодня 4 февраля. День памяти Апостола от 70-ти Тимофея Ефесского.
О Посланиях апостола Павла к Тимофею — протоиерей Максим Горожанкин.
Святой апостол Павел пишет свое послание своему ближайшему ученику, апостолу Тимофею. Павел рукоположил Тимофея, дабы тот управлял церковью. И два письма, послания, которые святой апостол Павел пишет Тимофею, носят очень личный характер. Павел наставляет Тимофея, учит его, как, несмотря на молодые годы, грамотно и правильно управлять церковью Христовой. А во втором послании, которое считается последним посланием апостола Павла, тот пишет о том, что совсем немного ему осталось жить, что скоро надлежит ему умереть, и дает последние наставления своему ближайшему ученику. Красной нитью наставлений обоих посланий является то, что проповедовать нужно во всякое время, вовремя и не вовремя. Настаивать, проповедовать Христову истину, что делал и сам апостол Павел, и что он завещал своему ученику, а через своего ученика и нам, современным христианам, епископам, священникам и мирянам. Всякий раз, когда мы читаем послание святого апостола Павла, мы должны это иметь в виду, что всякий крещеный человек призван к благовестию Христову.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 февраля. О почитании Преподобного Макария Жабынского
Сегодня 4 февраля. День памяти Преподобного Макария Жабынского, подвизавшегося на Тульской земле.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Макарий — это древний святой, святой времен смутного времени, это рубеж XVI и начала XVII веков. Но удивительно то, что, несмотря на такой большой уже временной отрезок, 400 лет нас отделяет от кончины преподобного, память о нем хранится свято не только в обители, но и у местного населения. То есть люди помнят святого, они его чтут и любят. И несмотря на все перипетии и сложности нашей обители, потому что она трижды закрывалась за свою историю, и память о преподобном как бы и угасала порой, но тем не менее она сохранялась и разгоралась вновь. И по милости Божией мы храним память о нем, и почитание его, и его святые мощи. По милости Божией, чудом Божьим тоже хранятся в святой обители. Можно сказать о чуде, когда в конце XIX века пытались обрести его мощи, но преподобный запретил тогдашнему игумену это делать в сонном видении. И, как оказалось, это было промыслительно, потому что спустя 30 лет большевики с закрытием монастыря и акции по изъятию мощи вскрывали пол, рыли землю, но по милости Божией гробницу не нашли, и мощи остались в святой обители чудом Божиим. А если бы они были обретены, конечно, они могли исчезнуть навсегда.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 февраля. О человеке как творении Божьем
В 12-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых».
О человеке как творении Божьем — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Любовь Бога к человечеству явилась не только в том, что Он нас привел из небытия в бытие, но и в том, что Он сделал нас бессмертными. Если бы Христос утверждал, что все мы по окончании земного бытия исчезнем безвозвратно, то это была бы самая жалкая религия в мире, не способная предложить человеку ничего взамен за преодоление им жизненных скорбей и страстей. Однако Христос говорит о другом. Спаситель напоминает о доброй участи праведников и страшном суде над грешниками, тем самым указывая, что каждый получит воздаяние и в новом качестве бытия будет удостоен своей чести. Если бы у Бога не все были бы живы, то скажите, о ком тогда эти слова Спасителя, обращенные к Своему Небесному Отцу на Тайной Вечере? «Отче, которых Ты дал мне. Хочу, чтобы там, где я и они были со мною. Да видит славу мою, которую Ты дал мне, потому что возлюбил меня прежде основания мира». Конечно, это сказано об учениках Христовых. А раз нам открывается такая возможность быть рядом с Богом, то мы и должны соответствовать званию Божьих детей, а значит соблюдать Его Божественное Слово.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 60 зач., III, 10-22.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко в разговорах с людьми нецерковными христиане выглядят, как наивные мечтатели, которые надеются на своего Бога, вместо того чтобы в первую очередь ориентироваться на правила этого мира. Но так ли наивны христиане на самом деле? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 3.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Один мой близкий друг с детства был очень добрым и порядочным человеком. Однако, поступив в университет, в какой-то момент он решил, что мир требует жёсткости, и чтобы с волками жить, надо по-волчьи выть. У него создалось впечатление, которое, чего уж скрывать, создаётся порой у многих верующих, что те, кто живут по правилам мира, успешнее и счастливее. Какое-то время он пытался так жить, но в итоге пришёл к выводу, вернувшему его на правильный путь: внешне человек на какое-то время становится счастливым, успешным и уверенным в себе, но, если этого не случается, он теряет всякую опору и вообще не знает, для чего жить. Верующий тоже может быть успешным, но если верность Богу приводит его к видимым неудачам и трудностям, они не затрагивают того глубинного чувства правды, которое даёт ему близость к Богу, и вера не даёт ему отчаяться.
Отрывок из послания апостола Петра, который мы сегодня услышали, начинается с большой цитаты из 33-го псалма, смысл которой довольно прост: любишь жить и хочешь быть счастливым — соблюдай заповеди и Господь будет слышать твои молитвы. Заключает эту цитату из псалма апостол таким словами: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?». Какой странный и наивный вопрос, скажет кто-нибудь. Да кто угодно может попытаться сделать зло тем, кто стремится к добру, и уж тем более если о добре ревнует, то есть стремится чтобы оно восторжествовало. Но апостол Христов, не просто знавший, но бывший свидетелем ареста Христа и первосвященнического суда над Ним, прекрасно понимал, чем может обернуться стремление к добру... и, конечно, он не предлагает ученикам быть совершенно наивными. Против Христа, как и против христиан, можно совершать зло, но нельзя его совершить так, чтобы оно затронуло полноту их жизни в Боге. Оно всегда останется только внешним событием. Почему христиане молились и пели на арене Колизея, когда их предавали на мучения, вместо того чтобы бежать от мучителей. И почему сам апостол, продолжая, говорит: «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны». Человеку, непричастному вере Христовой, подобная мысль может показаться абсурдной, но опыт тысяч людей, которые проходили путём правды, доказывает её правоту. Без страха и без смущения христиане призваны стремиться к доброй совести, потому что знают, что законы, которые Бог положил в основание мира, в итоге приведут к торжеству добра и посрамлению зла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов