
Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год Восстание I в. н. э. и разрушение Иерусалима (66—71). Дэвид Робертс. Масло. 1850 г.
«Не оставить камня на камне» - всем известное и широко распространенное крылатое выражение. Как правило, так говорят о полной неудаче или разрушении чего-либо.
Например, человеческих отношений, или чьих-то планов. Однако в первоисточнике это выражение употреблялось в прямом смысле, и было пророческим. В Евангелии эти слова произносятся дважды.
Когда Иисус подходил к Иерусалиму, то увидев городские стены Он неожиданно заплакал и стал говорить о бедах, грозящих городу. Закончил Он свою речь такими словами: «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Говоря о «посещении» Христос имел ввиду Свой приход в столицу Иудейского царства. Возникает вопрос; как же Иерусалим не узнал «времени посещения своего», если жители города с почетом и славой встретили Иисуса?
Да, Иерусалим с торжеством встречал Спасителя. Но всего через несколько дней все изменилось. Те же самые люди, наученные своими вождями, потребовали у римского наместника Понтия Пилата предать Иисуса жестокой казни. И это было исполнено…
Второй раз Иисус употребил вырежние «камня на камне» уже будучи в Иерусалиме. Однажды, глядя на Иерусалимский храм, апостолы стали говорить о его величии и великолепии. Иисус же, услышав их разговор, сказал: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено». Так он повторил пророчество о горькой судьбе города и храма.
Эти слова Христа сбылись через несколько десятков лет. В 66 году нашей эры иудеи подняли восстание против Рима. А через три года после этого, в 70 году, войска римского полководца Тита взяли Иерусалим. В результате осады и штурма город превратился в руины. Грандиозный Иерусалимский храм был полностью разрушен. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть западной его стены, которая теперь носит имя Стены Плача.
Иерусалимский храм имел особое место для религии Ветхого Завета — только в нем иудеи могли совершать жертвоприношения. Вокруг него строилась вся богослужебная жизнь.
С его разрушением Иудейское царство прекратило свое существование, а сами иудеи были рассеяны по всему миру.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема