В гостях у программы "Материнский капитал" Сергей Борисович Цымбаленко - доктор педагогических наук
президент Московской региональной детской общественной организации «ЮНПРЕСС».
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. Все дети любят играть, они играют в космонавтов, в пожарных, в спасателей, но если создать взрослые условия для такой игры, то она может превратиться в профессию. Сегодня я хочу поговорить об этом с моим гостем – мой гость Сергей Борисович Цымбаленко. Здравствуйте, Сергей Борисович!
С.Б.Цымбаленко
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Сергей Борисович – руководитель объединения юных журналистов «Юнпресс», доктор педагогических наук. Сергей Борисович, Вы же про юных журналистов, наверное, знаете все. Вы сколько лет занимаетесь юными журналистами?
С.Б.Цымбаленко
— Ну, думаю, что более 40.
С.Бакалеева
— Ничего себе!
С.Б.Цымбаленко
— Более 40 лет, да.
С.Бакалеева
— Но, это действительно так, может такая игра в юных журналистов превратиться в профессию? И нужно ли это?
С.Б.Цымбаленко
— Да, вот я как бы сразу же хочу, меня настораживает слово игра, это может быть для взрослых так звучит, для детей занятие журналистикой – это не игра, я вот называют самыми главными журналистами – это те, кто приходит в школу, или в семью и говорит: «Я сейчас такое видел!», - и начинают это рассказывать.
С.Бакалеева
— Можно считать, что он уже журналист?
С.Б.Цымбаленко
— Да, это человек, у которого есть журналистская жилка. Он не только все видит, переживает, но ему хочется еще об этом рассказать, поведать. То есть, это скорее человеческое свойство, понимаете, вот это такое человеческое отношение к действительности, такая потребность.
С.Бакалеева
— То есть, это талант, он либо есть, либо нет?
С.Б.Цымбаленко
— Нет, талант – это другое, талант – это уже качество того, что ты делаешь, а это просто человеческая потребность, она есть, естественно потребность в детях. Но есть, кто ограничивается такими периодическими рассказами, а есть кому хочется об этом рассказывать подробнее. Вот как ни странно, я приобщился к этому уже молодым человеком, попав в отряд Каравелла, который создал писатель Владислав Крапивин, в Свердловске тогда, сейчас Екатеринбург. Вот там ребята занимались журналистикой, причем, даже не такой, как я сейчас сказал, рассказчики, да, а я называю такой гражданской журналистикой назывались, потому что занимались, потому что в отряде Каравелла главным было правилом – это я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то другой, раньше меня. И вот это ребята, которые и в жизни защищали своих товарищей, защищали справедливость, они считали, что нельзя мириться с несправедливостью. Они считали, что жизнь должна быть так устроена, чтобы ее менять, а не смиряться, если что-то не так. И вот отряд Каравелла, он и сейчас существует, как раз этому ребят учил.
С.Бакалеева
— А сегодня это актуально для современных подростков?
С.Б.Цымбаленко
— Я вот сейчас скажу, понимаете как, здесь появляется такая, когда ты сталкиваешься, когда ты думаешь, а как же сделать так, чтобы, ну, допустим, там, один парнишка был Юра у нас, которого в классе травили за то, что он слишком вежливый, не матерится, не ругается, не толкается, не дерется. И всем очень нравилось его подзаводить. И у меня моя первая такая в общем-то публикация серьезная была, причем в Пионерской правде – это гонения на рыжих, о том, что вот такие ребята, которые чем-то отличаются, их начинают травить. Я разговаривал с детьми, потом написал об этом материал. Вот так рождаются эти материалы. Это актуально всегда и именно я журналистикой именно из-за этого стал заниматься, хотя у меня была другая профессия, я был преподаватель философии и мне это очень нравилось и нравится, но вот это вот то, что поддержать ребят в этом, я на всю жизнь понял, что может быть это самое-самое важное, что я могу сделать. И, конечно же, сейчас тем, кому меньше 40, им трудно представить, как это было тяжело, потому что им кажется, наверное, что молодым людям, что интернет был всегда.
С.Бакалеева
— И что всегда можно было говорить то, что хочешь.
С.Б.Цымбаленко
— Доступность была всегда, а ведь это было время, когда у ребят были издания для них, но у самих у них возможности было очень мало высказываться. Это единицы детей могли быть опубликованы в Пионерской правде, или в журнале Пионер, еще где-то прозвучать, а в основном, это было, можно было выпускать газету, допустим, в школе, но не все учителя, и далеко не все учителя могли мириться, когда ребята высказывали собственное мнение. это сейчас очень многих задевает, считают, что он пусть сначала вырастет, а потом говорит о том, что он думает. Просто, если его так растить, он и не будет никогда говорить о том, что он думает, если его так приучить все время только слушать и не участвовать в этом всеобщем диалоге. Вот я считаю, что журналистика – это не столько профессия и мы учим не профессии, а мы учим вот этому – цивилизованному грамотному умению вступить с помощью вот такой информационной какой-то продукции, заметок, видео, интернет-ресурсов вступать в диалог с другими людьми. Быть участником вот этого человечества, такого человеческого общения, человеческого мнения выработки, вот это я вижу главное в журналистике и сегодня как бы это заметно, что, допустим, в отличие от нас, когда была у нас какая-то индивидуальная, или групповая такая небольшая журналистика, ну, самое большее, как я говорил, можно было выпустить газету, или снять кинофильм…
С.Бакалеева
— Ну, довольно сложно было, наверное, показать его большой аудитории, да?
С.Б.Цымбаленко
— Да, сегодня дети имеют эту возможность. Для них сегодня это естественно и получается сейчас другая задача – научиться, чтобы это было цивилизованно. Я вот сейчас так подумал, что фактически мы столько десятилетий, вот все, кто занимался с юными журналистами, мы фактически готовили почву для сегодняшнего поколения, чтобы они, когда появилась такая возможность, как бы не засоряли информационное пространство, а чтобы они в самом деле говорили о том, что важно, что нужно для них, для их сверстников, для общества. И вот это, конечно, для нас самое-самое важное, дорогое и здесь, что еще может быть очень важно, о том, чтобы мы приглядывались, что да, юный журналист – это был когда-то вот такой небольшой срез детей, кто мог осмелиться и мог научиться писать, научиться высказываться.
С.Бакалеева
— Кроме Каравеллы были еще подобные отряды?
С.Б.Цымбаленко
— Вслед за Каравеллой появилось очень много объединений по всему Советскому союзу тогда. И сейчас такие объединения существуют и разрастаются. Сегодня, я говорю, это фактически массовое национальное движение, таков масштаб сейчас.
С.Бакалеева
— А никто не пробовал посчитать, сколько человек юных журналистов?
С.Б.Цымбаленко
— Ну, вот одна из наших руководителей тоже юных журналистов, защищая научную диссертацию, она допустим в Екатеринбурге, в Свердловской области, прикинула, что где-то тираж суммарный этих изданий детских несколько миллионов, только в одной области.
С.Бакалеева
— В одной области, это сегодня?
С.Б.Цымбаленко
— Да, это просто трудно посчитать потому что никто этим не занимается и не может, наверное, это сделать. Это можно только так прикидывать, взять и потом посчитать, что это миллионы, что это миллионы фактически детей, несколько миллионов, кто сейчас так себя проявляет. И что еще совершенно новое, то, что взрослым кажется недостатком детей – ну вот, к примеру. Жалуются до сих пор родители и взрослые другие о том, что ах, дети наши пропадают в интернете, ах, их не вытащишь оттуда. А если подумать, не бывает так у детей, когда у них появляется какая-то массовая особенность, массовые увлечения, что это просто так. То, что сегодня кажется взрослым недостатком, вполне возможно, это ростки чего-то нового, чего мы пока не понимаем. Так вот, мы взяли и решили проверить, выступить, как исследователи, как ученые, что же у нас с ребятами сегодня происходит в этом направлении. И мы такой провели массовый опрос грамотный по всем правилам социологическим в 2012 году, мы выяснили, что сегодня более 90%, где-то, как минимум 93% детей, не зависимо от того, где они живут, в селе, или в небольшом городке, они в интернете.
С.Бакалеева
— Это какого возраста? Подростки?
С.Б.Цымбаленко
— Ну, мы брали с девяти лет, они… дети говорили, что тогда, да, в 2012 году – это где-то массовое такое вхождение в интернет начинается в девять лет, сегодня – это раньше этого уже резко снизилось уже до трех лет. Уже в три годика дети…
С.Бакалеева
— Активные пользователи.
С.Б.Цымбаленко
— Да, и вот этот интернет для них, на самом деле, когда мы так проверили, что оказывается то, что они стали меньше общаться, меньше реального общения – это миф. Общение увеличилось…
С.Бакалеева
— Оффлайн, живое общение?
С.Б.Цымбаленко
— Реальное, потому что дети раньше, когда мы спрашивали у детей, что ты предпочитаешь, основной твой способ проведения свободного времени – это было телевидение, сегодня общение с друзьями. И дети даже назвали формулу, что мы, говорят, берем, общаемся в жизни, потом говорим: «Ну, пока, продолжим общение в интернете». Общаются в интернете: «Ну что, встретимся?», - понимаете, вот этот переход, у них нет ощущения, как взрослые считают, что это два разных пространства, это обман.
С.Бакалеева
— Ну, может быть, это опасно, что они чувствуют этой границы, что это разные пространства?
С.Б.Цымбаленко
— Сейчас я скажу об этом. Мало того, что это как бы настолько все серьезно, что дети, у кого есть техническая возможность, они в непрерывном находятся общении. Они не выключают телефон, ни на уроке, ни на перемене, они все время следят за тем, что происходит, какие поступают сообщения и находятся на связи. Но, вот, видите, Вы говорите, опасно, или нет. Я пришел к выводу, что это фактически есть переход к другому обществу, к обществу диалога, когда появились вот эти возможности. У нас сегодня в обществе две продвинутые группы, которые живут так, как будет жить скоро все общество – это ученые и дети. Ученые не могут сегодня ничего сделать, сесть в кабинете и в одиночку изобретать теорию, или еще что-то, невозможно. Нужно непрерывное общение, это стало коллективным достоянием – выработка научного знания только рождается в коллективном общении. И дети пришли к тому же самому, они сегодня уже, пока не осознавая почему они это делают, но они коллективно принимают решения, коллективно узнают, это фантастика, как они узнают, что что-то они не знают, они задают вопрос и всегда находится… они не знают, какого возраста, но всегда найдется тот, кто скажет: «Да, я знаю, как решить эту проблему», «Да, я знаю, как решить эту проблему». То есть они уже живут в таком обществе коллективно общения.
С.Бакалеева
— Диалога, да?
С.Б.Цымбаленко
— Диалога, да, когда все будет вот так обогащать друг друга и так коллективно принимать решения.
С.Бакалеева
— То есть, если 40 лет назад главной целью было научить диалог вести, то сегодня такой проблемы не стоит? Им легче стало общаться?
С.Б.Цымбаленко
— Нет, сегодня задача стоит о том, чтобы этот диалог был цивилизованным. Уже, помимо того, что мы детей учим вот этому самовыражению и помогаем им, мы поддерживаем их потребность, чтобы они вырабатывали этические правила. Вот, когда мы, допустим, встречались с ребятами, с юными журналистами Дагестана, да, из сел, из маленьких городов они собрались. И я им сказал о том, что беспокоит взрослых. Все вот эти проблемы, что интернет – это много ненужных и вредных ресурсов, что это может быть и опасность для них, в общем, все-все высказал. Они так посмотрели из полчаса выработали модель детский республики в интернете по определенным этическим правилам, со своими модераторами, которых выбирает сообщество и они следят, чтобы общение было цивилизованным, никто не нарушал правил. Все расписали, все разработали, потому что, говорят, проблем нет, все можно решить. Проблема только одна, что взрослые не относятся к этому серьезно и это же требует, допустим, создать такую детскую республику в интернете – это нужны определенные средства, нужна определенная техническая поддержка, да, и как бы это все дальше застревает.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Сергей Борисович! У меня в гостях был Сергей Борисович Цымбаленко – руководитель объединения юных журналистов «Юнпресс». Всего хорошего, До свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Священномученик Владимир и Валентина Амбарцумовы
Священномученик Владимир Амбарцумов, говоря о своей жене Валентине, повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Любовь супругов была столь крепка, потому что черпала силы в Евангелии. И хотя совместная жизнь Владимира и Валентины была очень короткой, созданная ими и расцветшая в ΧΧ веке семья Амбарцумовых стала украшением Русской Церкви.
Незадолго до начала Первой Мировой Войны Владимир Амбарцумов вступил в московский кружок Всемирного Студенческого Христианского Союза. В кружках, подобных этому, рассказывала дочь Амбарцумова Лидия, «витал дух общежитейства: общий дом, общая трапеза, общие заботы. В них проходила вся жизнь: здесь дружили, влюблялись, женились, родили и воспитывали детей». Здесь Амбарцумов познакомился со своей будущей супругой Валентиной. Оба они были протестантами: Владимир по рождению, а Валентина, которую в детстве крестили в православии, сделала осознанный выбор в пользу баптизма.
Молодые люди поклялись посвятить жизнь проповеди Евангелия. Они поженились в 1916 году. Через несколько месяцев после торжества Владимир писал Валентине: «Я очень привык к тебе, но всё же то, что ты у меня есть, для меня так же ново, как в первый день. Я чувствую себя совершенно иначе, чем раньше, и всё ещё удивляюсь этому, вернее, радуюсь. Всё-таки как отлична эта радость от всех других земных радостей, которые, и даже лучшие, так скоро проходят, хотя бы уже и потому, что к ним привыкаешь».
После революции христианские кружки подвергались притеснениям со стороны властей, но первые годы они продолжали работать. Владимир и Валентина не оставляли евангельской проповеди. Вместе с друзьями они приобрели и отремонтировали старый дом в центре Москвы, в одной половине которого разместились сами Амбарцумовы, а в другой — проходили занятия и собрания кружка. Супруги организовывали лекции, приглашая известных богословов, раздавали евангелия в больницах и тюрьмах, создали детский приют для сирот. Один из подопечных этого приюта — мальчик Никита — стал приёмным сыном Амбарцумовых. Они приняли его в семью, хотя у Владимира и Валентины уже было двое маленьких детей.
В 1920 году Владимира Амбарцумова и многих других кружковцев арестовали. Причиной ареста была их миссионерская деятельность. В это же время Амбарцумовы потеряли одного из сыновей — Витя умер от скарлатины. Родители утешали друг друга напоминанием о Господе. Владимир в одном из писем к супруге писал: «Будем же послушными и терпеливыми Его учениками. Ведь все испытания имеют исключительной целью закалить и воспитать нашего внутреннего человека для вечной жизни. Чем больше мы здесь переживём Господа и силу Его, тем ближе и роднее Он нам будет там. Будем охотно приносить в жертву временное, чтобы приобресть вечное».
Страшным испытанием для Владимира стала потеря Валентины, которая скоропостижно скончалась от пищевого отравления в 1923 году. Перед смертью она сказала мужу: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и всё выдержите». Во время похорон Валентины — они проходили по протестантскому обряду — царила возвышенная, просветлённая радость. Спустя несколько лет Валентину заочно отпел православным чином владыка Мануил Лемешевский. Владимир в середине 1920-х годов сблизился с протоиереем Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном. Отец Валентин крестил Амбарцумова и двух его детей, а затем благословил Владимира стать священником...
Когда-то супруги Амбарцумовы мечтали о 12 детях — по числу апостолов. Их чаяние оправдалось во внуках и правнуках. У старшего сына Евгения, настоятеля Князь-Владимирского собора в Ленинграде, родилось восемь детей, у дочери Лидии — шесть. Среди потомков Амбарцумовых — множество, куда больше двенадцати, православных священников.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын – преподобный Александр Свирский
В 1830 году в приладожском селе Мандеры построили часовню. В ней находились образа святых — преподобных Сергия и Варвары Островских и их сына — преподобного Александра Сварского. Часовня стояла на месте, где в пятнадцатом веке был дом, в котором жили Сергий и Варвара — в миру Стефан и Васса — и где у них родился сын Амос — будущий святой Александр Свирский.
Супруги считались зажиточными людьми. Они трудились, растили детей, ни в чём не нуждались и не собирались менять вполне счастливый образ жизни. Своего третьего и последнего ребёнка — Амоса они буквально вымолили у Бога. И относились к мальчику, как к дару небес и утешению в старости. Когда Амос вырос, родители стали искать ему невесту. Но юноша мечтал только об одном: он хотел уйти в монастырь. Амос строго соблюдал посты и посвящал ночи молитвам.
Однажды он познакомился с монахами из Валаамского монастыря, пришедшими в село по хозяйственным нуждам. Узнав про отдалённую обитель, расположенную на Ладожском озере, Амос был заворожён рассказами о подвижнической жизни иноков и решился уйти на Валаам. Понимая, что родители его не отпустят, юноша пошёл на хитрость: сказал отцу и матери, что идёт по делам в соседнюю деревню и просил не беспокоиться, если ему придётся задержаться. А сам преодолел 180 километров и, явившись в Валаамский монастырь, принял постриг с именем Александр.
Три года Стефан и Васса искали сына. Ходили по городам и сёлам, опрашивали людей, обещали щедрое вознаграждение тому, кто сообщит им о местонахождении Амоса. Всё было безуспешно. Но родители не теряли надежды. Никто не видел их сына живым, но ведь и мёртвым не видели тоже. Когда же до супругов дошла весть о том, где живёт Амос, Стефан собрался и отправился на Валаам. Александр не хотел выходить к отцу, понимая, что тот будет уговаривать его вернуться. И согласился поговорить только после того, как Стефан пригрозил, что убьёт себя. Сын выслушал отца, и хоть ему было нестерпимо видеть его слёзы, ответил: «Одно тебе хочу сказать: придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, больше лица моего не увидишь». Стефан в гневе ушёл, но любовь к сыну заставила его вернуться и пообещать Александру сделать так, как он хочет.
Стефан сдержал слово. Он продал свой дом, раздал имущество бедным и вместе с женой ушёл в Введенский монастырь, где они приняли монашество. Стефан постригся с именем Сергий, а Васса с именем Варвара. К тому времени они были уже пожилыми людьми. И прожили совсем недолго, скончавшись в своей тихой обители. Александр, никогда не забывавший об отце с матерью и опекавший их монастырь, так и называл его: «монастырь моих родителей». И царь Фёдор Иоаннович говорил о нём: «Введенский монастырь, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго». Супруги были канонизированы Церковью и прославлены в чине преподобных.
Сам Александр покинул Валаам и построив хижину на берегу Рощинского озера, несколько лет жил там в одиночестве. Слух о том, что у озера живёт святой, распространился по окрестностям, к Александру стали приезжать паломники. Жить им было негде, и Александр основал на берегу монастырь Живоначальной Троицы, а чуть позже недалеко от него — Александро-Свирскую обитель, игуменом которой и стал. Он прожил 85 лет и умер в августе 1533 года. Церковь канонизировала его спустя 14 лет после кончины.
Сегодня великое множество людей молится Александру Свирскому о рождении ребёнка, как когда-то молились о том же святые Сергий и Варвара. За помощью к Преподобному обращаются и родители, чьи дети решили посвятить свою жизнь Богу. Сразу и безоговорочно принять это могут далеко не все. Но молясь Александру Свирскому матери и отцы, так же как Сергий и Варвара, учатся уважать жизненный выбор своих детей.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Юрий Васильев и Нелли Корниенко
Курортный сезон 1959 года был в разгаре. Южное солнце стояло высоко в безмятежном голубом небе. Пляж с утра был полон желающих окунуться в прохладные морские волны. Худенькая темноволосая девушка озабоченно потрогала плечи — не обгорела ли? Девушку звали Нелли Корниенко. На отдых в Геленджик студентка Щепкинского театрального училища приехала из Москвы. Вдруг прямо перед нею из воды вышел молодой человек — высокий статный шатен. На несколько секунд их взгляды встретились. Осторожно ступая по нагретой солнцем гальке, парень прошёл мимо. И Нелли забыла про полуденный зной, про обгоревшие плечи... «Меня словно громом поразило», — вспоминала она спустя годы. Это была любовь с первого взгляда.
Оказалось, что незнакомец вместе с друзьями расположился неподалёку. Ребята шумно и весело играли в домино. Нелли то и дело поглядывала в их сторону. И вдруг услышала: «Девушка, давайте к нам!» Тот самый красавец махал ей рукой. Нелли смутилась, но приглашение приняла. Накинув на плечи полотенце, подсела к компании. Познакомились. Парень представился Юрием Васильевым. И как-то само собой получилось, что скоро они отсели в сторонку и стали увлечённо общаться вдвоём. Оказалось, что Юра тоже из Москвы. И — вот это совпадение! — тоже будущий актёр, студент ГИТИСа! Прощаясь, парень пригласил девушку на прогулку по вечернему городу, назначив свидание в центральном парке.
Две недели отдыха пролетели, как один миг. Каждый день молодые люди встречались. «Между нами очень быстро возникло настоящее глубокое чувство», — вспоминала Нелли Ивановна. Вернувшись в Москву, Нелли и Юрий поняли, что не могут жить друг без друга. В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого. Вместе уходили на работу, вместе возвращались. Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай. Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек. Он оказался кинорежиссёром и искал исполнительницу главной роли для своего нового фильма. Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Юрия! Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! «Не хотел тебе говорить, пока не утвердят», — сказал Васильев. В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». «Это просто невероятно! Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко.
Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году. По воспоминаниям Нелли Ивановны, Юрий был образцовым отцом. Купал дочку, укладывал её спать. Примерно в то же время супруги решили обзавестись собственным домом за городом. «Построю сам», — решительно сказал Юрий. И как только выдавалась свободная минута, ехал в деревню — месил раствор, клал кирпичи.
В 1979 году Васильев сыграл одну из своих самых известных киноролей в знаменитой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — телевизионщика Рудольфа, бросившего главную героиню с маленьким ребёнком. Корниенко вспоминала, что её мужу было очень непросто воплотить такого персонажа. Ведь в жизни Юрий был полной противоположностью! «Юра жил семьёй, бесконечно любил нас с дочкой», — говорила Нелли Ивановна.
...Жарким летним утром 1999 года Нелли и Юрий должны были поехать на дачу. Муж долго не вставал, и Нелли Ивановна пошла его будить. Наклонившись, поняла: Юрий Николаевич скончался. И вспомнила, как накануне он вдруг взял её за руку, долго смотрел в глаза и повторял: «Родная, любимая!» Пережив мужа на 20 лет, Нелли Ивановна больше не вышла замуж. Оставшиеся годы она прожила, вспоминая любимого супруга. А когда пришла пора воссоединиться с ним в вечности, коллеги по Малому театру написали в некрологе: «Там, на Небесах, Юра и Нелли теперь снова вместе».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен