В гостях у программы "Материнский капитал" Наталья Ключ, преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. Все мы родители хотим наилучшим образом развить и образовать наших детей, мы нанимаем педагогов по языкам, причем, говорят, сейчас самый популярный китайский. Но, оказывается, есть еще другое развитие – развитие творческого воображения. Вот об этом я и хочу поговорить со своей гостьей, Натальей Ключ – преподавателем курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ.
Н.Ключ
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Здравствуйте, Наталья! Ну что, действительно, творческое воображение можно развить?
Н.Ключ
— Да, конечно. Мало того, его необходимо развивать, потому что наша жизнь сейчас стремительно меняется и каждый раз за поворотом нас ждет что-то неизвестное для нас, что-то необычное. Так вот, справляться с этими новыми поворотами, с новой информацией, создавать ее, придумывать ее, да, свой путь как-то в зоне прокладывать, нам и помогает творческое воображение.
С.Бакалеева
— Мне всегда казалось, что это какая-то данность, как талант, которая человеку либо дается, либо нет.
Н.Ключ
— Безусловно, можно и так сказать, но, в принципе, каждый человек в своей жизни планирует какие-то свои действия. Каждый человек, так, или иначе, пытается представить себе результаты своего действия, каждый человек создает в уме какие-то картины, собственно говоря, это и есть работа воображения, оно свободно льется, оно создает интересные ассоциации, оно способно решать серьезные задачи. А у кого-то чуть-чуть поменьше активности в этом смысле. Поэтому имеет смысл работать с воображением так, чтобы оно было богаче, так, чтобы оно было более управляемо и так, чтобы оно было у нас на службе, чтобы не мы нашему воображению служили, а оно работало на наши задачи, на наши цели.
С.Бакалеева
— То есть, как мышцы, его можно накачать?
Н.Ключ
— В общем, да.
С.Бакалеева
— Представляя Вас, я произнесла для самой себя загадочные слова – с элементами ТРИЗ. Вот ТРИЗ, что это такое?
Н.Ключ
— ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Ее создатель - наш соотечественник, изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер, для тех, кому интереснее поподробнее почитать о нем, можно посмотреть в интернете, есть сайт, посвященный его жизни и его творчеству. Это был уникальный человек, так вот, в принципе человечество непрерывно совершенствует техническую среду своего обитания, да? Каждый раз люди стараются сделать так, чтобы вещи, которые нас окружают, работали надежнее, работали быстрее, были бы дешевле, удобнее. Но, когда разработчики непосредственно пытаются улучшить какие-то технические свойства и параметры, они на каком-то этапе сталкиваются с противоречием, потому что сделали вещь удобнее, она стала дороже. Попытались сделать вещь надежнее, она стала неудобна в обращении. Научили вещь делать много функций, теперь потребовалось людей специально обучать управлению этой вещью, потому что невозможно разобраться, что за кнопки, что она делает. Таким образом…
С.Бакалеева
— А наша задача – все это совместить?
Н.Ключ
— Совершенно верно, то есть, на каком-то этапе люди заходят в тупик, когда улучшая одно, неизбежно ухудшается другое. Вот именно с этой зоной, с зоной противоречия, работает теория решения изобретательских задач. Для того, чтобы это противоречие проскочить, нужно сделать изобретение. И создатели ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер выявили ряд техник и приемов, которые помогают эти противоречия решать. Ну, а впоследствии выяснилось, что часть этих вещей, часть этих методик, на очень простом уровне, можно объяснить детям. Таким образом, наши детишки, попадая в такие противоречивые тупики, будут знать, что из них можно найти выход. И будут иметь способы решения этого противоречия.
С.Бакалеева
— А, в какие тупики, вот Вы имеете в виду, могут попасть наши дети? Это имеются в виду прямо задачи по математике в школе, или это круг этих задач и круг этих тупиков шире?
Н.Ключ
— Имеются в виду, конечно, ситуации, да, ситуации взаимодействия с предметами. Потому что, конечно, вообще-то, мир не противоречив сам по себе, он противоречив только, когда мы его обдумываем и мы с ним взаимодействуем. Вот, именно поэтому противоречие можно решить сначала с помощью приемов у себя в голове, вот, а потом уже действовать в соответствии с найденными решениями, или создавать новые вещи, которые эти противоречия решат.
С.Бакалеева
— А как эти противоречия в голове у себя разрешить? Какие-то существуют упражнения для этого?
Н.Ключ
— Да, вот знаете, мы начинаем с малышами работать над этим с самых простых вещей. Что такое…мы оглядываемся вокруг и смотрим на предметы, которые созданы людьми. Вот, что такое окно, оказывается, окно – это тоже изобретение, его когда-то, кто-то изобрел, потому что оно могло разрешить непримиримое противоречие – должна быть стена, для того, чтобы спрятаться за ней от непогодных условий, от диких зверей, от каких-то опасностей, например. Но в то же время, стены быть не должно, потому что человек должен входить и выходить. С одной стороны, стена должна быть толстая и непрозрачная, потому что такова его специфика, чем прочнее материал, а это обычно камень, дерево, другие какие-то непрозрачные обычно материалы, но, с другой стороны…
С.Бакалеева
— Должен попадать свет каким-то образом.
Н.Ключ
— Да, должен попадать свет, совершенно верно, должен попадать воздух. Вообще человеку не хочется терять полностью связь с природой, какие березы здесь красивые за окном, хочется их видеть. Таким образом, когда-то человечество придумало, как разрешить противоречие, стена должна быть и стены быть не должно. Сейчас нам кажется, что это такое…
С.Бакалеева
— Само собой разумеющееся.
Н.Ключ
— Само собой разумеющееся, но когда-то это был прорыв, а сейчас в принципе, люди научились решать очень сложные противоречия, которые, казалось бы, даже с законами природы спорят. То, что раньше было совершенно немыслимым. То есть, человек хочет находиться в космосе, в котором невозможно находиться. Как находиться там, при том, что наше тело совершенно для этого не приспособлено.
С.Бакалеева
— То есть, оставаясь в комфортных условиях мы можем видеть.
Н.Ключ
— Конечно, как находиться в земных условиях, в то же время, находясь в космических условиях – тоже непримиримое противоречие. Ну, и так далее. Начиная с каких-то простых вещей и ситуаций, мы можем подвести детей к тому, что, когда им встретится серьезное сложное противоречие, связанное с техническими устройствами, связанное с работой с какими-то законами природы, да, когда-нибудь же человечество мечтает преодолеть скорость света, которая считается конечной. Как двигаться быстрее того, что быстрее всего – тоже противоречие. И мы начинаем с простых вещей, с того, что нас окружает, мы начинаем работать со сказками. А в сказках очень интересно описаны противоречивые ситуации, и герои умеют их разрешать, не только с помощью волшебства. Мы рассматриваем игры, игрушки, смотрим, какие в них противоречия скрыты и как их можно усовершенствовать, как их можно сделать интереснее.
С.Бакалеева
— То есть, для начала нужно узнать… увидеть это противоречие в том, что нас окружает?
Н.Ключ
— Да, очень правильно, Софья. Значит, сначала надо это противоречие увидеть, осознать и сформулировать, а затем, используя те техники и методики, которые у нас, попытаться его разрешить, попытаться заглянуть вперед.
С.Бакалеева
— Самые маленькие ваши ученики, что могут сделать, какие противоречия они уже могут разрешить?
Н.Ключ
— С самыми простыми задачками работаем, начиная лет с пяти, когда дети накапливают уже какой-то небольшой жизненный опыт, и имеют возможность… Например, у нас было очень веселое новогоднее занятие. Есть всем привычные вещи, украшения, которые используются на Новый год. У нас обязательно есть елка, у нас есть новогодние игрушки, у нас есть гирлянды и рассматривая эти игрушки, вот, скажем, елка, какая у нас елка? Как она выглядит? Какие у нее есть свойства? Мы начинаем выяснять, что в принципе елка, например, колючая, но удобно ли, что елка колючая, когда к нам придет много гостей – других ребят, они уколются. Значит, елка должна быть колючая и неколючая, или елка занимает много места, но ведь, если елка занимает много места, то под нее очень неудобно складывать подарки. Подаркам некуда деваться. Значит, елка должна занимать много места, потому что она большая и красивая и она не должна занимать никакого места, чтобы туда как можно больше подарков можно было поместить. А дальше мы начинаем играть, как изменить эту елку, как мы можем ее преобразовать, во что мы можем ее превратить для того, чтобы вот эти задачки решить.
С.Бакалеева
— Во что превратилась ваша елка?
Н.Ключ
— Было очень весело, потому что, во-первых, наша елка могла ходить, для того, чтобы подвинуться и дать ребятам возможность танцевать, а потом встать назад и опять украшать елку.
С.Бакалеева
— Это те варианты, которые предлагали ваши маленькие изобретатели?
Н.Ключ
— Дети, совершенно верно. Елка может жить на потолке, при этом она может быть какого угодно размера, потому что до нас будет доходить только ее тоненький кончик, а все остальное, весь остальной красивый массив будет высоко над головами. Наша елка училась разбегаться на маленькие кусочки и по разным сторонам, когда она была не нужна, а потом собираться.
С.Бакалеева
— Как пазл, да?
Н.Ключ
— Совершенно верно. Было даже замечательное предложение совершенно, один мальчик говорит: «Давайте мы сделаем елку из маленьких елок, а потом, когда все начнут уходить, то хозяин подарит всем гостям на память по кусочку этой елки и у каждого гостя, во-первых, будет подарок на память, а во-вторых, хозяину не надо будет потом мучиться эту елку разбирать».
С.Бакалеева
— Логично.
Н.Ключ
— А потом он подумал и сказал: «А если хозяин – президент, то он может еще подписаться над каждым кусочком», - было замечательно. Очень люблю такие занятия, когда вот такие интересные вещи появляются у ребят.
С.Бакалеева
— А самым старшим вашим ученикам сколько лет?
Н.Ключ
— Приходилось работать с детьми самого разного возраста и с подростками, в том числе, но, в принципе, ТРИЗу покорны все возрасты и взрослым тоже очень интересно работать с теорией, потому что открываешь очень много нового в себе, и в окружающем мире. Начинаешь по-новому смотреть, получаешь, какие-то новые точки зрения.
С.Бакалеева
— Ну вот Вы правильно начали с того, что у нас очень насыщенное время, насыщенно… сжато время, оно очень наполнено информацией, и поэтому многие родители выбирая занятия для своих детей, пытаются выбрать наиболее практичные, что он из этого получит. Я вот говорила, что уже неоднократно слышала, самый популярный язык для изучения – китайский, потому что он считается самым перспективным. А здесь наши задачи кажутся вполне призрачными, будет он изобретателем мой ребенок, или не будет, может быть, это не так, может быть, вы развеете мое мнение? Может быть наши задачи вполне практичны, когда мы занимаемся развитием творческого воображения?
Н.Ключ
— Да, Вы знаете, мы сейчас живем в такое удивительное время, когда самые бесплотные, самые призрачные вещи дают такой же эффект, как и материальные. Потому что самый дорогой товар на рынке – это информация и идеи. Это то, что стоит дороже всего, это то, что рождает все остальное, да, то, подо что потом появляются мощности, то, подо что потом появляются какие-то вещи и процессы, то, куда потом приходят работать люди. поэтому, если вы умеете создавать новые идеи и новую информацию, то все остальное вы тоже сможете.
С.Бакалеева
— А ТРИЗ – это и есть умение создавать… обрабатывать информацию и создавать идеи, правильно я понимаю?
Н.Ключ
— Совершенно верно. В принципе, мы говорим, что умение работать с идеями, умение разрешать противоречия, умение создавать новые сюжеты и идеи, нам пригодятся в целом ряде профессий. Да, это, конечно, все творческие профессии, где человек реально создает что-то новое, необычное, это техническое творчество, изобретательство. Всем технарям сейчас приходится очень быстро развивать технические системы, с которыми они работают. Посмотрите, сколько лет прошло с тех пор, как появились мобильные телефоны, как они выглядели тогда и как они будут выглядеть через пять лет. То есть, даже технари все время вынуждены отрабатывать новые-новые способы, идеи, внедрять новые технологии, а их сначала надо создать, а их сначала надо придумать.
С.Бакалеева
— То есть, для этого безусловно нужно, конечно, прежде всего, воображение?
Н.Ключ
— Да, причем воображение, которое управляется нами самими.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Наталья! У нас в гостях была Наталья Ключ – преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ. Всего хорошего, До свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Геворк и Гоар Вартанян
Жених и невеста сияли счастьем. Они держались за руки и смотрели только друг на друга. Никто из гостей на свадьбе не подозревал, что они давно уже женаты. Геворк и Гоар Вартанян были советскими разведчиками-нелегалами. Их служба за рубежом проходила в условиях абсолютной секретности. В Германии они для всех были немцами. В Испании — испанцами. И заключали брак по законам той страны, в которой находились. Да, это была конспиративная формальность, прикрытие. В их документах стояли чужие имена. Но одно было настоящим — их любовь. «Я счастливая женщина — несколько раз надевала свадебные наряды, а шла под руку с одним и тем же мужчиной. Может быть, поэтому и семья у нас такая крепкая», — шутила Гоар Левоновна. Обвенчавшись совсем ещё молодыми людьми, легендарные разведчики прожили в счастливом браке 65 лет.
Их семейная история началась в Тегеране. Армянские семьи Гоар и Геворка попали туда разными путями. Отец молодого человека работал в Иране на разведку СССР — по его стопам и пошёл сын. Родители девушки переехали в Тегеран из советского Ленинакана в поисках лучшей жизни. Впервые молодые люди встретились, когда Геворку было 15 лет, а Гоар — 13. «Черноглазая, с косичками, улыбчивая и очень красивая. Она покорила моё сердце с первого взгляда», — вспоминал Геворк Андреевич.
Знакомство будущих супругов произошло в разгар Второй Мировой войны. Фашистская Германия пыталась склонить Иран на сторону нацистов. В Тегеран постоянно прибывали тайные агенты Рейха. Глядя на то, как участвует в их разоблачении отец, Геворк не захотел сидеть на месте. В результате уже в 16 лет он был принят в ряды разведчиков. И вскоре собрал группу подростков-антифашистов, которая получила название «Лёгкая кавалерия». Молодые ребята без труда входили в доверие к подозреваемым в заговоре или шпионаже и получали нужную информацию. В 1943-м году к «Лёгкой кавалерии» присоединилась Гоар. К тому времени Геворк понял, что всей душой её полюбил.
В конце ноября в Тегеран на переговоры антигитлеровской коалиции приехали главы СССР, США и Великобритании — Сталин, Рузвельт и Черчилль. Накануне разведка выяснила, что фашисты хотят устранить лидеров «большой тройки». Исполнители этого плана уже прибыли в Иран. «Лёгкая кавалерия» взялась за дело. Гоар Левоновна вспоминала: «В поисках диверсантов мы носились по пыльным улицам днем и ночью. Пересиливая страх, мы шли по их следам. И нашли...». Покушение века было предотвращено.
Через год после окончания войны Геворк, наконец, сделал Гоар предложение. Молодые люди обвенчались. Событие отмечали на крыше дома невесты — перетащили туда персидские ковры, столы. Так прошла их первая, настоящая свадьба.
Супруги посвятили себя службе в разведке. А это означало, что они, по сути, не принадлежали себе. «Мы жили в роскошных домах и отелях, на шикарных виллах. Но у нас не было ничего. Ничего, кроме любви друг к другу», — вспоминал годы работы Геворк Вартанян. Разведчики успели побывать более чем в ста странах. В СССР вернулись в 1986 году. Но только в 2000-м с их деятельности был частично снят гриф секретности.
Более пятидесяти лет Геворк и Гоар прошли плечом к плечу на трудной и опасной службе. «Мы с женой понимали друг друга не то, что с полуслова, а с полувзгляда. Всегда были вместе, и это придавало мне сил», — говорил Геворк Андреевич. Когда в возрасте 87 лет врачи обнаружили у него рак, супругам пришлось бороться со смертельной болезнью. Гоар Левоновна была рядом с мужем, поддерживая и приободряя его до последнего часа. У супругов-разведчиков было несколько государственных наград, но главной своей наградой они считали возможность прожить долгую и счастливую жизнь вместе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек, как известно, привыкает ко всему. С одной стороны, это наше спасительное свойство, с другой, привыкая к благу, мы перестаём его замечать и ценить. Так происходит и с евангельской истиной: как бы мы не пытались избежать привыкания, оно неизбежно наступит, как и привыкание к церковной жизни с её богослужениями, молитвами и постами, а вслед за привычкой придут усталость с разочарованием. Можно было бы бичевать себя и думать, что в этом есть нечто греховное, но поступать так не стоит, ведь у нас есть апостольские послания, которые, среди прочего, имеют в себе фрагменты, посвящённые борьбе с привыканием к христианскому благовестию, а это означает, что и древние христиане были такими же, как и мы, но апостолы не ставили им это в вину. Один из таких фрагментов содержится в 12-й и 13-й главах Послания святого апостола Павла к Евреям. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, давайте послушаем его.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 13.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
К сожалению, наш привычный русский синодальный перевод Нового Завета не всегда удачен, и в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям мы имеем дело как раз с таким переводом, смысл которого понять непросто. Поэтому нам стоит обратить внимание на другие русские переводы этого отрывка апостольского послания, особый же интерес представляют его начальные строки: «Вот почему мы, которым дано владеть непоколебимым Царством, должны быть благодарны Богу и в благодарности поклоняться Ему так, как Ему приятно, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Этими словами апостол напомнил своим адресатам известную истину: Бог даровал нам Своё Царство, Он дал нам возможность вечной блаженной жизни, дал радость общения с Ним лицом к лицу, Он освободил нас от порабощения греху и смерти. Однако древние христиане, подобно нам, в круговерти повседневных житейских забот забывали о великих евангельских обетованиях, по этой причине далее апостол написал о том, каким образом можно поклоняться Богу в любом месте и в любое время, как жить, не изменяя Евангелию. Апостольские рекомендации очень просты, их легко понять и запомнить.
Во-первых, необходимо помнить об основной заповеди Божией — заповеди о любви к Богу и людям, первейшим следствием исполнения этой заповеди должны стать любовь к ближним и забота о нуждающихся. Во-вторых, апостол напомнил о соблюдении супружеской верности как об ещё одном базовом нравственном законе. В-третьих, Послание к Евреям предостерегает против сребролюбия, которое способно стать для человека идолом, заслоняющим Спасителя. Вместе с этим Послание напоминает о том, что Бог не оставит верных Ему людей, и это не какая-то утопическая фантазия, это то, что подтверждено как Священным Писанием, так и опытом предшествующих поколений христиан, начиная с самих апостолов Христовых. В-четвёртых, апостол написал о том, что необходимо всегда помнить о наставниках в вере, нужно смотреть на их жизненный путь, на их блаженную кончину и подражать их вере. Собственно, именно этот апостольский завет мы и исполняем всякий раз, когда посещаем наши храмы в дни памяти святых.
Финалом же апостольских рекомендаций стало бесспорное утверждение: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Из этого факта следует, что Спаситель пребывает с нами так, как Он обещал, что никакое Его слово не останется неисполненным, в том числе и слово о блаженстве верующих в Него (см. Ин. 20:29), и это — повод для ничем непоколебимой радости!
Праздник «Младенцы» или как сербы празднуют память 40 севастийских мучеников
22 марта по новому стилю празднуется память 40 севастийских мучеников, которые пострадали за христианскую веру от рук римских язычников в начале четвертого века. Наши предки этот день почитали не только как церковное торжество, но еще и как дату начала весны.
Символом дня севастийских мучеников до сих пор являются особые булочки — «жаворонки». Они служат символом наступающей весны, а также напоминают о подвиге христианской святости. Душа святого похожа на жаворонка, она устремляется к Небу, а потом смиренно склоняется перед величием Бога — как жаворонок, который имеет обычай, резко взлетев, тут же устремиться к земле.
Память сорока севастийских мучеников отмечают и православные сербы. День 22 марта они называют особым образом — «Младенцы». У этого названия тройной смысл. Первый состоит в следующем. У сербов есть предание, что севастийские мученики были очень молоды — младшему из них было 16, а старшему только-только исполнилось 22 года. Молоды, потому и «младенцы».
Второе значение названия «Младенцы» связано с сербской народной традицией. 22 марта в Сербии принято ходить в гости к семейным парам, которые недавно вступили в брак. «Младенцы» по-сербски — это еще и «молодожены». В день памяти севастийских мучеников сербские новобрачные, с венчания которых прошло не более года, приглашают к себе друзей и родственников, чтобы показать — как они обустроили свой быт, смогли организовать семейную жизнь. 22 марта, чаще всего, приходится на Великий пост, поэтому молодой хозяйке приходится проявить кулинарное искусство и накормить гостей постно, но вкусно.
Непременно на столе присутствуют особые булочки, которые также именуют «Младенцами». Вот третий смысл названия праздника. Булочек должно быть непременно сорок — по числу севастийских мучеников. Булочки-«младенцы» имеют круглую форму и являются аналогом наших кулинарных «жаворонков». В состав теста «младенцев» обязательно входят измельченный грецкий орех, тертая лимонная или апельсиновая цедра, а также корица.
Сверху уже испеченные булочки, обильно смазываются медом. Каждому гостю хозяева-молодожены вручают по булочке, а тот в ответ желает им сладкой, как мед, совместной жизни. Кстати, в сербских селах до сих пор 22 марта считается лучшим днем для сватовства, когда семьи встречаются и договариваются о предстоящей свадьбе, которую можно сыграть, например, в первое воскресенье после Пасхи.
Все выпуски программы Вселенная православия