Почти во всех древних культурах имеется понятие «древо мира». Имеется ввиду дерево, которое служит как бы стержнем мироздания. В его кроне обитают высшие существа, у корней располагается преисподняя или мир подземный. Обычный мир зиждется где-то или внутри или вокруг ствола. Так мироустройство мыслили, например, славяне, викинги и многие другие цивилизации.
Когда-то я считал, что древо мира понятие пусть и древнее, но, безусловно, языческое. Но оказалось, что и в христианстве имеется дерево, которое пусть и не считается основой мироздания, тем не менее, почитается как дерево особое, несущее на себе прикосновение Бога. Речь идёт о Мамврийском дубе, произрастающем близ города Хеврон в Израиле.
Даже самые скептичные учёные признают, что возраст этого дерева составляет несколько тысяч лет. История Мамврийского дуба уникальна. Когда-то он был частью рощи Мамре (отсюда и название - Мамврийский), в которой в своём шатре жил праотец Авраам.
Как повествует Библия, в один из дней его пребывания в Мамре к Аврааму пришли три необычных странника. Авраам понял, что перед ним не просто люди, но ему явился сам Бог. Праотец оказал гостям самое большое гостеприимство, накрыв обед под ветвями дуба. За этот поступок, а также за многочисленные добродетели Бог наградил Авраама, послав ему долгожданного наследника.
Дуб, под которым Авраам обедал со своими небесными гостями, почитается теперь и христианами, и мусульманами, и иудеями. Все они считают, что долголетие Мамврийского дуба связано с тем, что рядом с ним находился сам Бог.
В течение веков считалось, что и Мамврийский дуб, и вся дубрава Мамре погибли. Однако же в 19 веке русский исследователь Святой земли отец Антонин (Капустин), используя библейский текст и рассказы местного населения, нашёл знаменитый дуб. Сразу же участок земли, на котором росло дерево, был куплен Русской Церковью, а рядом с дубом был построен монастырь в честь Святой Троицы.
Обнаружение дуба стало одновременно радостным и печальным событием. С одной стороны, была найдена уникальная святыня. С другой, многочисленные паломники настолько активно стали посещать дуб, что вытоптали почву вокруг его корней, оборвали ветки, и дуб в результате стал засыхать.
Когда отец Антонин обнаружил древнее дерево, его ствол состоял из двух частей - одной старой засохшей и второй зеленеющей. К 80-м годам 20-го века, по указанной выше причине, засохла и она.
Многие были потрясены гибелью Мамврийского дуба. Но Бог смилостивился - рядом со старым стволом стал расти новый молодой побег. Высота его составляет теперь около 30 см. Этого «наследника», старого древа, берегут как зеницу ока. Ведь именно эта веточка связывает нас исторически с удивительным событием явления Бога Аврааму.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»