Если произведения писателя с одинаковым интересом и восхищением читают и взрослые, и дети – значит, ему удалось не просто создать, как сейчас принято говорить, «качественный текст», а поистине вложить душу в свое творчество. Так, чтобы оно оставалось не просто буквами на бумаге, а жило, дышало, разговаривало с читателем. Подобная литература всегда несёт в себе частичку необъяснимого, и часто для ответа на вопрос: «а почему тебе так понравилась эта книга?» бывает очень трудно подобрать слова. Остаются только чувства, и они буквально переполняют… Сборник рассказов Юрия Казакова «Старый дом» - именно такая книга.
Если попытаться всё же сформулировать, за что книги Юрия Казакова любят вот уже несколько поколений читателей, то одной из первых причин для такой народной любви будет, наверное, то удивительное спокойствие, которое излучают его произведения. В прозе Казакова, как правило, нет крутых поворотов и заверченных по спирали сюжетов. Произведение вообще может представлять собой длинный внутренний монолог – как, например, рассказ «Свечечка», где герой, гуляя по вечернему, охваченному таинственными звуками лесу, ведет мысленный разговор с сыном, на самом деле обращаясь, прежде всего, к самому себе.
И все же, несмотря на «неостросюжетность», рассказы из книги Юрия Казакова «Старый дом» динамичны; они увлекают, в них погружаешься с головой и не можешь оторваться, пока не дочитаешь до финальной точки. Герои в них – не «действующие лица», не «персонажи», а живые, реальные люди. Такие, как босой деревенский мальчик Яшка из рассказа «Тихое утро», взявший с собой на раннюю рыбалку московского сверстника Володьку. Правда, в итоге вместо рыбы Яшке пришлось вылавливать из речки самого зазевавшегося москвича. Момент, когда тот, не удержав удочку, очутился в воде и стал тонуть, у Казакова описан так, что сердце в пятки уходит, и хочется как-то помочь Яшке-спасателю, что-то крикнуть, подбодрить! Но вдруг вспоминаешь, что… просто читаешь книгу. Замечательную, добрую и в то же время очень глубокую по сути: каждый рассказ заставляет задуматься, и потом еще долго размышлять над прочитанным.
А ведь казаковская философия кроется в самых простых на первый взгляд вещах: далёком огоньке костра посреди ночного леса, цветных окнах, загорающихся по вечерам в московских дворах, первом весеннем дождике… Все это как-то поневоле начинаешь чувствовать, ценить и любить, прочитав книгу Юрия Казакова «Старый дом».
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»