Виктора Петровича Астафьева хоть и называют иногда по привычке «советским» писателем, однако относят это определение, скорее, к периоду, в который ему довелось в основном творить, чем к содержанию его произведений. А на самом деле Астафьеву вполне подошло бы определение «писатель вне времени и пространства»: то, о чем он пишет - постоянно, незыблемо, понятно и одинаково близко каждому из нас. Он -подлинный лирик, и даже советская эпоха не смогла погасить в нем искру Божию истинного таланта, и свободу говорить о том, что шло из самой глубины души и сердца. Именно так – честно и искренне - написана его трогательная «повесть в рассказах» под названием «Последний поклон».
Можно читать рассказы по отдельности – и они все равно захватят, увлекут, не дадут оторваться от книги. Но если читать подряд, от первого до последнего – то постепенно начнет сгущаться, словно бы материализуясь, удивительная атмосфера астафьевской прозы. Мы увидим сибирскую деревеньку, темные бревенчатые крытые соломой избы, а в одной из них - маленького мальчика Витю, сироту, которого бросил непутевый пьяница-отец, а мать, случайно выпав из лодки, утонула в бурном Енисее. С тех пор Витина семья - это бабушка Катерина Петровна и дед Павел. А еще – небо, лес, речка, земля… Ощущение вековой связи человека и природы буквально выплескивается на читателя. Настоящий восторг охватывает, когда в рассказе «Зорькина песня» читаешь, как Витя с бабушкой еще затемно выходят в лес, как идут они по влажной от росы траве по пояс в тумане… А из-за высоких гор медленно поднимается огромное, дрожащее алое светило, и разливает по пробуждающейся долине свой золотой свет.
Конечно, сразу понятно, что книга Виктора Астафьева «Последний поклон» в основе своей автобиографична. От этого еще сильнее чувствуешь героя, и словно бы все делаешь вместе с ним: в рассказе «Ангел-хранитель», в страшный голодный год жуешь черствый каравай, купленный на оставшиеся от мамы золотые серьги. Каравай оказался «обманным» - под тонкую хлебную корку была щедро набита мякина. А потом, словно вернувшись к жизни, наблюдаешь, как всем селом рубят капусту на засолку, и самому хочется похрустеть кочерыжкой, так аппетитно пишет об этом автор в рассказе «Осенние грусти и радости».
Кажется, что Астафьев знает какую-то тайну, с помощью которой можно заставить героев оживать в сердцах читателей. А может быть, наши сердца сами откликаются на далекий и давно забытый зов, так отчетливо вдруг зазвучавший со страниц книги Виктора Астафьева «Последний поклон»?
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница